Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 18:50, реферат
Главный родовой признак рынка – конкуренция. Этот признак неотделим и от мира политического. В политике превышение предложения над спросом налицо, даже при выборах претендента на общенациональное лидерство (в России президент в 1996 г. избирался из 8 кандидатов). Ф. Котлер пишет: «Хотя между запродажей кандидата и стимулированием розничной продажи мыла или бритвенных изделий существует огромная разница, некоторые атрибуты коммерческой рекламы прочно вошли в обиход политического процесса».2
Лист:
Введение 3
1. Сущность понятий «политический маркетинг», «политический рынок», «политический товар» 5
2. Основные функции и виды политического маркетинга 8
3. Основные этапы политического маркетинга 12
4. Роль рекламы в политическом маркетинге 15
Заключение 20
Список литературы 22
Содержание
Лист: | |
Введение | 3 |
1. Сущность
понятий «политический |
5 |
2. Основные функции и виды политического маркетинга | 8 |
3. Основные этапы политического маркетинга | 12 |
4. Роль
рекламы в политическом |
15 |
Заключение | 20 |
Список литературы | 22 |
Введение
Понятие политического маркетинга сравнительно недавно, но весьма прочно утвердилось в политической науке и практике.
Сам термин «маркетинг» (от англ. market – рынок) сформировался применительно к сфере экономики как понятие, означающее основанную на изучении рынка систему ценового, товарного и информационного воздействия на него с целью увеличения эффективности деятельности фирмы. Суть же концепции политического маркетинга состоит в том, чтобы попытаться объяснить политику с позиций «политического рынка».
В ходе анализа поведения человека в сфере политики было подмечено, что в основе оно имеет много общего с его поведением в сфере экономики. Поведением человека в примерочной кабине универмага и в кабине для голосования управляют одни и те же механизмы восприятия, запоминания, формирования мнения. Политический «товар» – сами лидеры, их идеи и программы – во многом похож на товар обычного рынка. Любой продукт имеет цвет, форму, упаковку. Примерно то же можно сказать и о политике, имеющем свою программу, имидж, семью, команду. О потребительских характеристиках товара рассказывает его этикетка. Политического лидера представляют его партия, доверенные лица, предшествующая деятельность, устоявшаяся репутация.1
Главный родовой признак рынка – конкуренция. Этот признак неотделим и от мира политического. В политике превышение предложения над спросом налицо, даже при выборах претендента на общенациональное лидерство (в России президент в 1996 г. избирался из 8 кандидатов). Ф. Котлер пишет: «Хотя между запродажей кандидата и стимулированием розничной продажи мыла или бритвенных изделий существует огромная разница, некоторые атрибуты коммерческой рекламы прочно вошли в обиход политического процесса».2
Пожалуй,
стоит согласиться с мнением
мирового авторитета в теории и практике
маркетинга: политика – это рынок товаров
и услуг, действительно напоминающий экономический
рынок. А потому если политический лидер
стремится к успеху, он должен учитывать
этот факт. Собственно, политический маркетинг
и возник как инструмент, помогающий политику
добиваться различных целей: вхождения
в политическое сообщество, укрепления
известности, расширения числа сторонников,
победы в избирательной кампании. Первопроходцем
здесь является Д. Эйзенхауэр,
первым воспользовавшийся
услугами профессиональных консультантов
во время президентских выборов 1952 г. в
США, которые завершились его победой.
1.
Сущность понятий
«политический маркетинг»,
«политический рынок»,
«политический товар»
В литературе содержится много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг — это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров», кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.
Политический маркетинг — это «совокупность разнообразных методов изучения «рынка» (т.е. населения) и эффективной коммуникации с ним с целью воздействия на политическое поведение граждан».3
Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов па выборные должности прибегают к услугам маркетологов.
Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.
Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических партий и общества, техники организации политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.
Демократические
государства характеризуются
Данному акту политического выбора предшествует достаточно длительный период, очень напоминающий по своему содержанию рыночные отношения. Все действующие в границах рассматриваемого поля лица делятся па две группы. Одни предлагают свои политические товары (политические программы, идеи, услуги) в обмен на поддержку на выборах, а другие выбирают из множества предлагаемых им политических товаров те, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям, Соответственно отдаются голоса той партии и тому кандидату, которые в случае избрания обещают удовлетворить потребности избирателей. Отношения этих двух групп опосредуются такими понятиями, как «товар», «спрос», «предложение», «торг», «обмен», «продавцы», «покупатели». А отношения в рамках первой группы дополняются еще и конкурентной борьбой. Другими словами, налицо все слагаемые рынка, в данном случае – политического.
Основные элементы политического рынка;
– политические субъекты (агенты) рынка, то есть производители политического товара. Это могут быть политические лидеры, политические партии, группы интересов и т.д. Их главная задача такая же, как и у всех других производителей товаров, а именно: обеспечить высокую конкурентоспособность, высокий спрос и, конечно, реализацию товара;
– политические объекты, то есть потребители политического товара. К ним относятся: население страны в целом, отдельные слои и группы, политические организации и т.д.;
–
политический товар – это совокупность
предлагаемых на политическом рынке товаров
и услуг, обладающих полезностью, которая
должна быть реализована в случае избрания
на властные посты тех, кто эти товары
предлагает. В качестве товаров называются
политические программы,
политические идеи и т.д.
Понятие «политический рынок» достаточно широко употребляется в зарубежной политологии. При этом, однако, в отношении данной категории и всего спектра связанных с ней понятий мнения не однозначны. Например, в США отождествление избирательной кампании с рынком, где предлагаются товары, в частности кандидаты, а покупателями их являются избиратели, общепризнанно и традиционно. Во Франции же понятие «политический рынок» предпочитают не употреблять, предлагая такие эквиваленты, как «политическое поле», «политическая игра» и т.д.
Но
дело не только в соображениях морально-этического
плана, а в том, что о политическом рынке
и обо всех связанных с ним понятиях («политический
товар», «спрос», «предложение», «обмен»
и т.д.) можно говорить с большой долей
условности.
2.
Основные функции и
виды политического
маркетинга
Политический
маркетинг выполняет ряд
– создание политического рынка идей, программ, проектов реформирования общества и т.д.;
– объединение различных групп общества вокруг одного государственного или национального интереса;
– выявление и выдвижение на национальную арену выдающихся политических деятелей, а также отстранение некомпетентных политиков. Это очень важная функция, поскольку политический лидер – личность, оказывающая воздействие на большие группы людей;
– усиление конкурентной борьбы различных политических партий на основе выдвижения ими новых политических идей, проектов, программ;
– содействие развитию и укреплению демократии, поскольку там, где есть возможность политического выбора, там есть и свобода слова, свобода волеизъявления, то есть все то, что способствует демократическим процессам.
Важным является вопрос о типологии политического маркетинга. Наиболее часто классификация его видов осуществляется в зависимости от объекта маркетинговой деятельности. На основе данного критерия различаются: маркетинг политических кандидатов, маркетинг политических организаций и маркетинг политических идей, концепций.
Маркетинг политических кандидатов наиболее распространен. Речь идет о маркетинге в рамках избирательного процесса и в связи с ним. В зависимости от конкретных целей (кандидат переизбирается или впервые выдвигает свою кандидатуру) усилия направляются на поддержание, изменение или создание определенного отношения к нему электората. Главная задача – получить поддержку избирателей в количестве, достаточном для избрания и получения мандата депутата.
Применительно
к институту лидерства
1. Имидж политического лидера есть результат сознательного и целенаправленного конструирования облика. Формирование имиджа, или образа, политического лидера – не пустая трата времени и сил. Экономистам известно, что спрос на товар в немалой степени определяется не только его объективными характеристиками, но и субъективным его восприятием, совокупностью свойств, которые привлекают покупателя. Применительно к политическому лидеру можно сказать, что его образ должен в наибольшей мере отражать ожидания существующих и возможных сторонников.
В определенной степени имидж лидера соответствует своему объекту и вместе с тем идеализирует его, либо гипертрофируя выгодные черты, либо наделяя дополнительными, ориентируясь при этом на ожидания тех, для кого предназначен. Важно, чтобы разрыв между реальной личностью и ее политическим имиджем был минимальным. Долго играть чужую роль нельзя, а быть естественным можно, только чувствуя себя в своей тарелке.
В качестве примера можно привести следующие типы политического имиджа.4
«Спаситель Отечества» – такой лидер вступает на политическую сцену в самые сложные, судьбоносные периоды истории. На Западе, возможно, последними политиками такого типа были Д. Эйзенхауэр и Ш. де Голль.
«Отец нации» – речь идет об авторитарном лидере, царе-батюшке, который строг, но справедлив с подданными. Таковыми, по мнению многих политологов, были Ф. Миттеран и М. Тэтчер. Сегодня наличие патерналистских черт в характере западного политического лидера способно оборвать его карьеру, так как его сограждане независимы и не терпят, когда их опекают.
«Обаятельный лидер» – улыбчив, раскован, динамичен, пытается не столько убедить в правоте своих идей, сколько понравиться. На Западе политические лидеры такого типа стали доминировать с 1960-х годов, начиная с победы на президентских выборах в США Дж. Кеннеди.
«Свойский мужик» – ничем не примечательный человек, волею судьбы оказавшийся на политическом Олимпе. Среди западных политических лидеров к таким нередко причисляют Дж. Картера.
2. Целенаправленное создание имиджа политического лидера хотя и очень важная, но не единственная составляющая политического маркетинга. Совершенно ясно, что невозможно одними и теми же качествами в одинаковой мере привлекать сразу всех. Политический лидер, как гласит старая поговорка, «не червонец, чтобы всем нравиться». Разнообразные качества политического деятеля могут импонировать одной группе людей, но совершенно не вписываться в представления о политическом лидере другой группы. Поэтому на основе детального изучения политического рынка необходимо выделить четкие группы людей исходя из их политических симпатий. Это и есть сегментирование рынка.