Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:53, реферат
Война в Чечне, неразрывно связана с глубокими изменениями в мире, развалом
СССР, социально-экономическими и политическими противоречиями, вызванными
радикальными реформами в России, которые обусловили глубокую антагонизацию
общественных отношений по всем направлениям. Она является неотъемлемым звеном
в цепи вооруженных конфликтов и войн, происходящих в Азербайджане, Армении,
Грузии, Молдове, Таджикистане и порожденных целеустремленным возбуждением
агрессивного национализма, приходом к власти социальных групп, партий и
политиков, уповавший на насилие в решении назревавших проблем.
Война в Чечне скорее всего не последнее кровавое событие в истории страны:
продолжение нынешнего курса реформ неизбежно порождает военные коллизии,
которые могут привести к национальной катастрофе, поставить под угрозу весь
мир. Поэтому предотвращение таких войн – непременное условие спасения и
возрождения России, обретения устойчивости и стабильности ее развития,
надежной безопасности ее граждан, общества и государства. Анализ войны в
Чечне важен потому, что позволяет извлечь уроки на будущее, создать механизм
недопущения войн.
вглубь России, особенно посредством развертывания массового террора и
диверсий, перенесение центра тяжести вооруженного противоборства в Грозный и
другие населенные пункты, расчеты прикрыться, мирным населением, проявления
жестокости и т. п.
Таким образом,
эта война явилась порождением
корыстных интересов
политических и экономических группировок. Она нанесла мощнейший удар по
историческому процессу демократизации, причинила огромное зло миллионам
людей.
Эта война есть свидетельство чудовищной недальновидности политики и политиков
нынешней России, оказавшихся неспособными усвоить важнейшие уроки ХХ в. о
том, что война перестала быть эффективным средством политики, что те цели,
которые раньше достигались при помощи ее, теперь куда лучше и выгоднее для
всех достигаются экономическими, технологическими, научными и другими мирными
инструментами. Война показала, какие опасности несет продолжение курса
радикальных реформ
для внутреннего и
специалистов, Россия далеко перешла границы допустимого при подавлении
сепаратистских движений, допустила непропорциональность применения силы
провозглашенным
задачам, ничем не обоснованную жестокость.
События в Чечне
еще раз подтвердили, что не может быть легковесного, бездумного обращения с
военной силой и войной Долг политиков – хранить мир, а не бряцать оружием.
Цели сторон
Цели России:
1. экономические интересы (нефть)
2. политические
расчеты (стремление поднять
3. правовые заботы (навести порядок в Чечне)
4. державные
чувства (сохранить
Цели Чечни:
1. стремление отстоять независимость
2. создание исламского государства
3. отражали интересы
новой зародившейся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных формирований на
территории Чеченской Республики являлось наиболее крупным применением
федеральных войск для разрешения кризиса внутри России.
Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо
подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной техникой
формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного состава. Кроме
того, Д. Дудаев не погнушался привлечь наемников и добровольцев из
государств как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при выполнении
поставленных задач. Они успешно вели боевые действия, как вне населенных
пунктов, так и при овладении ими.
В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов управления и
подготовка подразделений и частей.
Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской Республике с
приходом к власти Д. Дудаева, мер, принимавшихся российским руководством по
разрешению чеченского кризиса, подготовки и проведения операции по
разоружению незаконных вооруженных формирований позволяет сделать ряд
выводов, учет которых в последующем мог бы существенно облегчить решение
задач, аналогичных тем, которые пришлось решать в Чечне.
В основе возникновения вооруженного конфликта лежит постепенное обострение
различных противоречий (политических, территориальных, экономических,
межнациональных и др.) В своем развитии он претерпевает несколько этапов
(зарождение, обострение, кризис), что позволяет сделать процесс разрешения
конфликта управляемым. Его разрешение - общегосударственная задача, а не
только военных. Она должна решаться применением комплекса дипломатических
и военных мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на
военную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основным
узким местом в организации предотвращения конфликта остается отсутствие,
несогласованность, а порой и противоречивость существующего законодательства.
Политическим руководством, органами государственной власти Российской
Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые попытки разрешить
чеченский кризис мирным путем. Однако, они заключались в основном в
стыдливой констатации фактов антиконституционных действий дудаевского
руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как
правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию
действенных политических мер по локализации зреющего нарыва в Чечне
предприняты не были. Все это позволило Д. Дудаеву и его сторонникам
превратить республику в криминальную экономическую зону, создать достаточно
подготовленные
и оснащенные вооруженные формирования.
Руководством России практически не была проведена работа по формированию
общественного мнения населения страны относительно необходимости
применения силы для разрешения чеченского кризиса. Отсутствие единства
взглядов по этому вопросу у представителей органов федеральной
исполнительной
власти с одной стороны и
противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали
выработке у россиян твердой позиции в отношении Чечни, а также убежденности
в необходимости применения войск для разрешения кризиса.
Кроме того, развернутая к этому времени в средствах массовой информации
кампания, формирующая извращенное представление о роли и месте армии в
решении задачи по разоружению незаконных вооруженных формирований Чечни,
выступления руководителей ряда регионов России и депутатов Госдумы, протесты
комитетов солдатских матерей и некоторых других общественных организаций
крайне негативно сказались на морально-психологическом состоянии личного
состава Вооруженных Сил, войск (сил) других ведомств, принимавших участие в
восстановлении конституционного порядка и разоружении незаконных вооруженных
формирований на территории Чеченской Республики.
Уже с началом выдвижения российские войска столкнулись с проявлениями
вполне определенной солидарности с дудаевским режимом со стороны некоторой
части населения Ингушетии и Дагестана. Это выразилось в попытках ингушей и
дагестанцев, проживающих в приграничных с Чечней районах, воспрепятствовать
продвижению российских войск вплоть до проведения открытых вооруженных
акций против некоторых подразделений. Эти акции зачастую осуществлялись при
прямом участии силовых структур указанных автономий и с молчаливого
согласия их руководителей самого высокого ранга.
Обострение чеченского кризиса активизировало деятельность ряда общественно-
политических, религиозных и других сил и движений на Северном Кавказе, в
Закавказье, странах ближнего и дальнего зарубежья, которые на лозунгах
исламской солидарности, горского братства и им подобных пытались
организовать поддержку и помощь режиму Д. Дудаева.
Нейтрализация негативной роли подобных организаций должна быть задачей, как
политической, так и юридическо-правовой и даже, в какой-то мере, силовой.
Ее решением должны заниматься, главным образом, федеральные и местные
административные органы власти, органы юстиции, правопорядка и
безопасности. При этом необходимо исходить из того, что на территории
Российской Федерации
недопустима безнаказанная
организаций, выступающих в поддержку антиконституционных сил против
территориальной
целостности российского
Чеченский кризис и развитие реальной обстановки в других северокавказских
автономиях свидетельствуют о том, что Центр в значительной мере ослабил
контроль над
этим регионом юга России, слишком
доверившись национальным
администрациям.
Чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная память о ней не оставляет нас.
Война возвращается: телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах
российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами
противостояния.
Чечня – контрастная
нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на
гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.
Погибшие, раненые, искалеченные, беженцы – страшный итог этой войны. Но есть
и другой список – погибших иллюзий. И на первом месте в нем стоит престиж
нынешней российской власти. Конечно, к осени 1994 года мало кто обольщался по
поводу этой власти: на ее счету уже были повальная коррупция, выстрелы по
Белому дому и многое другое. Но то, что она способна развязать кровопролитную
войну на территории собственной страны – этого никто не мог ожидать.
Другое отрезвляющее открытие: ничтожно малой оказалась возможность общества
влиять на политику государства. Ведь вроде бы прошли в стране демократические
реформы; вроде бы действовала свобода слова (единственная из свобод, не
дарованная сверху, а завоеванная нами самими); вроде и парламент мы избирали
по демократическим правилам. Да и сам Президент со всеми его министрами и
помощниками – разве не плод нашего демократического волеизъявления? И все же
мы не сумели остановить преступные действия власти. Не сумели, хотя
непопулярность чеченской войны с самого начала была настолько очевидна, что
казалось – вот-вот сейчас они, в Кремле, поймут, в какую чудовищную авантюру
ввязались, и немедленно прекратят кровопролитие. Ничего подобного.
Понадобилось два года бойни и реальная угроза потери власти, чтобы заставить
наших правителей отказаться от этого безумия.
Третье, что нам пришлось осознать и принять, – это иллюзорность наших надежд
на солидарность западных демократий с демократией российской. Энергичное и
Информация о работе Политический конфликт в Чеченской республике