Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 01:25, реферат
История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.
1.Введение 2
2.Политические воззрения Платона 3
2.1 Отрицательные типы государств. 3
2.2 Идеальное государство. 4
2.3 Добродетели в государстве. 6
3. Политические воззрения Аристотеля 8
3.1 Цель политики 9
3.2 Метод политики как науки. 9
3.3 Государство 9
3.4 Происхождение государства. 10
3.5 Многообразие форм политического устройства. 11
3.6 Правильные формы политического устройства. 12
3.7 Неправильные формы политического устройства 12
3.8 Назначение государства. Социально-политический идеал Аристотеля 13
3.9 Проблема рабства 14
4. Заключение. 15
Выход
из создавшегося противоречия Аристотель
находит в экспансии греков. Грек
не должен быть ни ремесленником, ни земледельцем,
ни торговцем, но эти занятия в
государстве совершенно необходимы,
и место эллинов здесь должны
занять варвары-рабы.
Проблема рабства занимает большое место в “Политике” Аристотеля. Для Аристотеля эта проблема не нравственная, а вопрос о том, является ли рабство продуктом природы или общества, ибо есть и рабы и по закону, а любой эллин - потенциальный раб эллина другого полиса. Аристотель здесь дaлек от смелости Платона, выступавшего против обращения эллинов эллинами в рабов. Но в целом он считает, что рабство - явление, согласное с природой, ведь "очевидно... что одни по природе рабы, а другие по природе свободны", что, более того, люди так устроены, что "одному полезно быть рабом, а другому - господином". Аристотель дает совершенно неудовлетворительное определение раба: раб по природе тот, "кто, будучи человеком, по природе принадлежит не себе, а другому". Вместе с тем философ наталкивается на то затруднение, что не может отказать рабам в рассудительности, мужестве, справедливости, а если так, то непонятно, чем они от природы отличаются от свободных. Решить это философ не может.
В этом весь трагизм рабовладельческого общества, трагизм неизбежности превращения части людей в животных в силу неразвитости производительных сил. Аристотель лишь признает не безусловность рабства в том смысле, что если бы труд был автоматизирован, то в рабах не было бы нужды. Но для него это предположение нереально. Реальность такова, что жить без рабов невозможно. К тому же природа создала их в изобилии - среди не-греков. Ведь "варвар и раб по природе одно и то же". С варварами не воюют, на них охотятся, и такая "война" справедлива.
Итак, в наилучшем государстве все граждане-греки превращаются в рабовладельцев, а все народы мира - в их рабов. Греки должны стать властелинами Вселенной. Такова программа Аристотеля.
Взгляды
Платона формировались под
Платон
дважды обращается к переустройству
полиса. Это означает, что для
мыслителя данные вопросы стояли
крайне остро, и он находился в
состоянии постоянного
Во времена Аристотеля полис переживал тяжелый кризис, симптомами которого были ожесточенная социальная борьба внутри греческих городов-государств и резкое разделение последних на демократические и олигархические. Сам Аристотель констатирует тот факт, что в большей части полисов наблюдается либо демократический, либо олигархический строй. Относя тот и другой к числу "неправильных" и в то же время видя в полисе высшую форму человеческого объединения, Аристотель должен был искать выход из создавшегося положения. По его мнению, греческие полисы, неспособные установить у себя и в других полисах совершенный образ правления, могли надеяться выйти из тупика, в котором они оказались, только благодаря помощи извне. Та же сила (македонский царь), которая окажется способной установить должные порядки в самой Элладе, как полагал Аристотель, поможет грекам расселиться в бывших владениях персидских царей, основать там новые полисы с безусловно образцовым, обладающим всеми желаемыми свойствами государственным устройством.
В
отличие от Платона Аристотель различает
идеальную, “абсолютно наилучшую”, форму
государственного устройства и “ту,
которая возможна в действительности,
которая более удобна и более
общая для всех государств”. Принципиальные
же возражения сводились к трем:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что учение Платона об идеальном государстве, внесшее несомненный вклад в соответствующую область знаний и определившее развитие различных течений в западной науке, тем не менее остается слишком идеальным, т.е. утопическим. Тогда как представления Аристотеля отличаются трезвостью суждений, говорящих о проницательности и прозорливости философа, который оказался способен создать проект, наиболее приближенный к реальности для того времени.
Информация о работе Политические воззрения Платона и Аристотеля