Политические воззрения Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

Содержание

1.Введение 2
2.Политические воззрения Платона 3
2.1 Отрицательные типы государств. 3
2.2 Идеальное государство. 4
2.3 Добродетели в государстве. 6
3. Политические воззрения Аристотеля 8
3.1 Цель политики 9
3.2 Метод политики как науки. 9
3.3 Государство 9
3.4 Происхождение государства. 10
3.5 Многообразие форм политического устройства. 11
3.6 Правильные формы политического устройства. 12
3.7 Неправильные формы политического устройства 12
3.8 Назначение государства. Социально-политический идеал Аристотеля 13
3.9 Проблема рабства 14
4. Заключение. 15

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

    Аристотель  подчеркивает, что  “государство по природе своей  множество”, “нечто сложное”, “состоит из многих частей”, причем друг другу неподобных. Прежде всего это люди, ибо из людей одинаковых государство образоваться не может,. Каждый должен быть знатоком своего дела, ибо “один человек наилучшим образом может исполнить только одно дело”. Государство далее состоит из семей, которые также отличаются друг от друга. Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества — численное превосходство массы.

    Государство состоит из граждан, оно есть не что  иное, как масса граждан. На гражданина, как и на государство, “есть разные воззрения, так как одного и того же человека не все признают гражданином”. Понятие гражданина в каждом политич6ском устройстве свое. Аристотель определяет гражданина как того, кто участвует  в суде и в управлении. Это абсолютное понятие гражданина. Называя это понятие гражданина абсолютным, Аристотель, по-видимому, хочет сказать, что истинно для всех форм политического устройства, разница между ними не столько в понятии гражданина, сколько в том, на какие слои населения распространяется там право участвовать в управлении государством и в суде, так что когда он говорит, что есть столько же видов граждан, сколько форм политического устройства, то это не следует понимать буквально, ибо все дело в том, кого сочтут за гражданина: “Кто гражданин в демократическом государстве, тот часто не считается за гражданина в олигархическом”, ибо “в демократиях… все граждане безразлично участвуют во всех делах государства, а в олигархиях напротив”. Кроме того, граждане несут военную службу и служат богатым. Итак, граждане — это те, кому доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Под “управлением” Аристотель имеет в виду, по-видимому, и законодательную и исполнительную власть. Гражданин пользуется гражданскими почестями.

         3.4 Происхождение государства

    Аристотель  пытается подойти к государству  исторически. Но, будучи идеалистом, он неспособен понять причины возникновения  государства, ограничиваясь лишь внешним  описанием его "формирования. Государство, будучи формой общежития граждан,- не единственная его форма. Другие формы - семья и селение. Они предшествуют государству, которое по отношению к ним выступает как их цель. Государство - энтелехия семьи и селения, энтелехия человека как гражданина. Аристотель определяет человека как по своей природе политическое существо. Об этом он говорит дважды: в "Этике" и в "Политике".

    Больше  Аристотель ничего не может сказать  о стимулах создания государства, для  него государство существует естественно. Это означает, что философ не может  найти специфические законы общественного  развития, он даже не подозревает об их существовании. Историзм Аристотеля мнимый. Говоря о семье, предшествующей образованию государства, философ знает лишь семью развитого рабовладельческого общества, о которой он не исторически мыслит, считая, что это "первая естественная форма общежития, не изменявшаяся во все времена человеческого существования".

    Действительно, семья в изображении Аристотеля непременно имеет три двойные части и соответствующие им три формы отношений, "первые и самомалейшие части семьи суть: господин и раб, муж и жена, отец и дети, а потому "в семье имеют место отношения троякого рода: господские, супружеские и родительские". В соответствии с этим Аристотель различает в семье власть господскую и власть домохозяина, первая власть - власть над рабами, вторая - над женой и детьми. Первая простирается на предметы, необходимые для жизни, на рабов в том числе, вторая имеет в виду пользу семьи, жены, детей. Власть домохозяина - своего рода монархическая власть. Власть жены в семье противоестественна: "где природные отношения не извращены, там преимущество власти принадлежит мужчине, а не женщине". Аристотель с одобрением приводит в своей "Политике" слова Софокла: "Молчание придает женщине красоту". В таком отношении к женщине сказалось ее приниженное положение в Аттике, в Афинах, где женщины были совершенно выключены из культуры, образования, общественных дел и политики.

    Далее в своем историческом экскурсе Аристотель неправильно считает, что несколько  семей со временем образует селение. На самом деле, как известно, индивидуальные семьи выделяются из первобытной общины, из групповых семей. У Аристотеля же селение - разросшаяся семья, интересы которой уже превосходят обыденные нужды. Из нескольких селений как их энтелехия возникает государство. Аристотель описал здесь внешний процесс. Афины действительно сложились из нескольких селений, в каждом из которых поклонялись своей Афине. Отсюда и множественное число в названии центра Аттики. Однако это лишь внешняя сторона дела. Аристотель в силу своей классовой и исторической ограниченности не смог глубоко взглянуть на суть процесса генезиса государства. Неверно представляет он себе и природу государственной власти. Для него власть в государстве - это продолжение власти главы семьи.

    Такова  патриархальная теория происхождения  государства Аристотеля. А так  как власть домохозяина по отношению к жене и детям, как отмечалось, монархическая, то и первой формой политического устройства была патриархальная монархия. 
 

         3.5 Многообразие форм политического устройства

    Многообразие  форм политического устройства объясняется  тем, что государство есть сложное  целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье  и средствах его достижения; каждая часть стремится власть в свои руки, установить свою форму правления. Кроме того, одни народы  поддаются  только деспотической власти, другие могут жить и при царской, “а для иных нужна свободная политическая жизнь”. Но главная причина в том, что во всяком государстве происходит “столкновение прав”, ибо на власть претендуют и благородные, и свободные , и богатые, и “достойные”, а также вообще большинство, которое всегда имеет преимущества перед меньшинством. Поэтому и возникают, сменяют друг друга разные политические устройства. При изменении государства люди остаются теми же самыми, меняется лишь форма управления.

    Аристотель  делит политические устройства по количественному, качественному и имущественному признакам. Государства различаются прежде всего тем, в чьих руках власть — у одного лица, меньшинства или большинства. И одно лицо и меньшинство и большинство могут править правильно и неправильно. Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения,  а богатые — меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные  (тирания, олигархия и демократия).

         3.6 Правильные формы политического устройства

    Монархия - древнейшая форма политического  устройства, первая и самая божественная форма, особенно абсолютная монархия, которая допустима при наличии  в государстве превосходнейшего человека. Аристотель здесь, в сущности, повторяет взгляды софиста Калликла. Аристотель утверждает, что человек, превосходящий всех людей, как бы поднимается над законом, он бог между людьми, он сам закон и пытаться подчинить его закону смешно. Выступая против остракизма, обычно применяемого в античных демократиях против таких людей как средство противотиранической защиты, Аристотель утверждает, что "такие люди в государствах (если они, конечно, окажутся, что случается редко. - А. Ч.) суть вечные цари их", что если такой человек окажется в государстве, то "остается только повиноваться такому человеку".

    Аристократия, однако, предпочтительнее царства. При  аристократии власть находится в  руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные, евпатриды.

    При политии (республике) государство управляется большинством, но у большинства, утверждает философ, единственная общая им всем добродетель - воинская, поэтому "республика состоит из людей, носящих оружие". Другого народовластия он не знает.

    Таковы  правильные формы правления. Аристотель в какой-то мере признает их все. В  пользу третьей формы он также  находит довод, ставя вопрос о  том, обладает ли преимуществом большинство  перед меньшинством, и отвечает на него положительно в том смысле, что, хотя каждый член большинства хуже каждого члена аристократического  меньшинства, но в целом большинство лучше меньшинства: “Многие лучше не порознь, а все вместе”, ибо “каждый обращает внимание на одну какую-нибудь часть, все вместе видят все”, но это при условии, что большинство достаточно развито. Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить из личного достоинства, богатство или происхождение, то всегда найдется самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому господство достойных, богатых, благородных не устойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.

         3.7 Неправильные формы политического устройства

    Что касается неправильных форм политического  устройства, то Аристотель резко осуждает тиранию, утверждая, что "тираническая власть не согласна с природою человека". В "Политике" содержатся знаменитые слова философа, что "чести больше не тому, кто убьет вора, а тому, кто убьет тирана", ставшие в последствие лозунгом тираноборцев.

    При олигархии правят богатые, а так  как в государстве большинство  бедно, то это власть некоторых.

    Из  неправильных форм Аристотель отдает предпочтение демократии, считая ее наиболее сносной, но при условии, что власть там остается в руках закона, а не толпы (охлократия). Говоря о демократии, Аристотель также подчиняет количественный принцип имущественному: важно, что это власть большинства не только свободных, но и бедных: “Там только демократия, где представителем верховной власти является большинство, хотя свободных, но в то же время недостаточных”.

    Аристотель  пытается найти переходы между формами  политического устройства. Олигархия, подчиняясь одному лицу, становится деспотией, а распускаясь и ослабляясь - демократией. Царство вырождается в аристократию или политию, полития - в олигархию, олигархия - в тиранию, тирания может стать демократией. 

         3.8 Назначение государства. Социально-политический идеал Аристотеля

   Политическое  учение философа - не только описание того, что есть, как он это понимал, но и набросок должного. Это сказывалось  уже в делении Аристотелем  форм политического устройства по качеству, а также в том, как философ  определял назначение государства. Цель государства не только в том, чтобы выполнять экономические  и юридические функции, не позволяя людям учинять друг другу несправедливость и помогая им удовлетворять свои материальные потребности, а в том, чтобы жить участливо: "Цель человеческого  общежития состоит не просто в  том, чтобы жить, а гораздо более в том, чтобы жить счастливо". По Аристотелю, это возможно лишь в государстве. Аристотель - последовательный сторонник государства. Оно для него - "совершеннейшая форма жизни", "среда счастливой жизни". Государство, далее, якобы служит "общему благу". Но это относится только к, правильным формам.

    Итак, критерием правильных форм является их возможность служить общему благу. Аристотель утверждает, что монархия, аристократия и полития служат общему благу, тирания, олигархия и демократия - лишь частным интересам соответственно одного лица, меньшинства, большинства. Например, "тирания есть та же монархия, но имеющая в виду только выгоду одного монарха". Это деление надуманное. История Древней Греции - история борьбы рабов и свободных, а внутри свободных - благородных и неблагородных, богатых и бедных, при этом монархия отличалась от тирании лишь тем, что монарх опирался на свое происхождение и служил интересам благородных, тиран же был узурпатором, но он в большинстве случаев служил интересам народа. Не случайно в Греции переход от аристократии и монархии к демократии был опосредован тиранией.

   Говоря  о наилучшем политическом устройстве, Аристотель различает абсолютно наилучшую и реально возможную формы. Но идеальное государство Платона Аристотель не относит к этим формам.

   Однако  собственные социальные идеалы Аристотеля весьма неопределенны. В наилучшем  государстве граждане счастливцы, их жизнь совершенная и вполне себе довлеющая, а так как умеренное  и среднее наилучшее, то там граждане владеют умеренной собственностью. Такое среднее сословие и устанавливает  наилучшую форму правления. Казалось бы, что Аристотель демократ, что  он сторонник средних слоев населения, большинства. Однако это так и  не так. Хитрость Аристотеля в том, что  он на стороне большинства или  даже всех граждан, предварительно исключив из их числа большинство жителей  государства. Для этого философ различает существенные и несущественные, но тем не менее необходимые части государства. К необходимым, но к несущественным частям государства Аристотель относит всех трудящихся, а к существенным - лишь воинов и правителей. "Земледельцы, ремесленники и все торговое сословие, - сказано в "Политике", - необходимо входят в состав каждого государства; но существенные его части суть: воины и члены совета". Аристотель прямо заявляет, что "государство, пользующееся наилучшим политическим устройством, не даст, конечно, ремесленнику прав гражданина", что, с другой стороны, "граждане такого (наилучшего) государства не должны быть земледельцами" (ведь у ремесленников и земледельцев нет философского досуга для развития в себе добродетели).

Информация о работе Политические воззрения Платона и Аристотеля