Политические воззрения Платона и Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 01:25, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

Содержание

1.Введение 2
2.Политические воззрения Платона 3
2.1 Отрицательные типы государств. 3
2.2 Идеальное государство. 4
2.3 Добродетели в государстве. 6
3. Политические воззрения Аристотеля 8
3.1 Цель политики 9
3.2 Метод политики как науки. 9
3.3 Государство 9
3.4 Происхождение государства. 10
3.5 Многообразие форм политического устройства. 11
3.6 Правильные формы политического устройства. 12
3.7 Неправильные формы политического устройства 12
3.8 Назначение государства. Социально-политический идеал Аристотеля 13
3.9 Проблема рабства 14
4. Заключение. 15

Работа содержит 1 файл

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.docx

— 56.14 Кб (Скачать)

Содержание

 

1.Введение 2

2.Политические  воззрения Платона 3

2.1 Отрицательные типы государств. 3

2.2 Идеальное государство. 4

2.3 Добродетели в  государстве. 6

3. Политические воззрения  Аристотеля 8

3.1 Цель политики 9

3.2 Метод политики  как науки. 9

3.3 Государство 9

3.4 Происхождение государства. 10

3.5 Многообразие форм политического устройства. 11

3.6 Правильные формы политического устройства. 12

3.7 Неправильные формы политического устройства 12

3.8 Назначение государства. Социально-политический идеал Аристотеля 13

3.9 Проблема рабства 14

4. Заключение. 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

         1.Введение

 

    История политических учений занимает важное место не только в политологи, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических учениях  находят свое выражение социально-экономические  интересы различных классов и  социальных групп. А поскольку эти  интересы нуждаются в защите со стороны  политической власти, то эта нужда  и побуждает как господствующие классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

    Помимо  этого, история политических учений — это колоссальный опыт, без  которого не может решаться ни один важный вопрос современной политической жизни. Этот опыт включает в себя множество  оригинальных решений, актуальных и  для современного периода, предоставляя ученым и практикам уникальную возможность  сравнивать свои изыскания с прошлой  практикой, с предыдущими оригинальными  находками.

    Уже  в древних государствах Востока  существует своя политическая идеология. Это — теория божественного происхождения  государства и культа верховного правителя.

    Наряду  с теорией божественного происхождения  власти в учениях Древнего мира зарождаются  и основы политической философии, юриспруденции, складываются политико-социологические подходы к политологическим изысканиям. Это, в первую очередь, касается Древней Греции и Рима.

    Особенности  ландшафта Греции, ее многочисленные связи с заграницей  создавали  плодотворные коммуникации с другими  государствами, многообразие культурных стилей  заключало в себе богатство  политической жизни с активным участием граждан в правлении. Здесь легитимность (признание) власти перестала быть теократической, в государствах и между государствами  велась ожесточенная борьба за власть.

    Именно  в Древней Греции сложилось и  получило всестороннее развитие такое  общественно-политическое образование, как полис, который одновременно был и городом-государством, олицетворяя  собой гражданскую жизнь. От него, по существу, произошли все основные политические понятия: политика, политическое искусство, политическое знание, политическое управление и д.р.

    Развитие  политической мысли Древней Греции  характеризуется рядом черт:

  • поиском идеальной модели государства, способной обеспечить справедливость и порядок;
  • рассмотрением политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида;
  • отсутствием четкой границей между философией,  этикой и политикой, что определило морализаторский, поучительный характер работ по политической проблематике;
  • ограниченным рационализмом политической мысли, обусловленным заметным влиянием религии.

    Политические  знания в античности существовали в  философско-этической форме, поскольку  все философы Древней Греции в  той или иной мере касались вопросов власти, управления государством.

    Однако  наиболее существенный вклад в развитие политической мысли внесли древнегреческие  философы Платон (427 —347 до н. э.) — автор  работ “Государство” и “Законы”, а так же его ученик Аристотель, написавший знаменитый трактат “Политика”

         2.Политические  воззрения Платона

    Платон (428/427—/347 гг. до н.э.) знаменит и как  первый греческий мыслитель, основавший собственную философскую школу  — знаменитую Академию (она просуществовала более 900 лет), и как крупнейшая фигура в истории европейской философской мысли.

    Точная  дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство  исследователей полагает, что Платон родился в 428—427 годах до н.э. в  Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днем его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон.

    Около 407 года Платон познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа в 399 уехал в Мегару. По преданию, посетил Кирену и Египет в течение 399 - 389 годов.

    В 389 году отправился в Южную Италию и Сицилию, где общался с пифагорейцами.

    В 387 году Платон возвращается в Афины, где основывает собственную школу  — Платоновскую Академию. В 367 и 361 годах  вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению  правителя Сиракуз Дионисия Младшего, выразившего намерение проводить  в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.

    Практически все известные сочинения Платона  написаны в форме высокохудожественных диалогов. Платоновский корпус (Corpus Platonicum), то есть исторически сложившаяся совокупности сочинений, которые со времен античности связываются с именем Платона, формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.

    Учение  об обществе и государстве сформулировано Платоном главным образом в диалогах «Государство» и «Законы». Платона считают “отцом” политической науки. Его воззрения существенно менялись на протяжении его долгой жизни. Если в ранних его работах “Апология Сократа”, “Протагор”, “Критон” доминируют  взгляды и метод Сократа — рационализм, то в более поздних —“Государство”, ”Политика”, ”Парменид”, Законы” прослеживаются религиозно- мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его воззрение  о двух мирах — мире идей и мире явлений.  Мир идей это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменческого человеческого мира,  мир явлений — это нечто мнимое, подвижное, искаженная копия мира идей.

         2.1 Отрицательные типы государств

 

    Прежде  чем рассмотреть «идеальное»  государство Платона, необходимо понять, какие государства он относил  к отрицательному типу.

    В трактате «Государство» Платон пишет  о том, что главная причина  порчи обществ и государств заключена  в «господстве корыстных интересов», обуславливающих поступки и поведение  людей. В соответствии с этим основным недостатком философ подразделяет все существующие государства на четыре вида в порядке увеличения, нарастания «корыстных интересов» в их строе.

    Первой  во времени из этих отрицательных  форм выступила, по Платону, тимократия, т. е. власть, основанная на господстве честолюбцев. В тимократии первоначально сохранились черты совершенного строя; здесь правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ и от всех забот материальных, трапезы общие, упражнения в воинском искусстве и гимнастика процветают. Однако со временем охотники до драгоценных металлов начинают в тайне собирать и хранить золото и серебро в стенах своих жилищ, и, при участии в этом жен, образ жизни меняется на роскошный.  Так начинается переход от тимократии к олигархии — господством немногих над большинством. Это правление, основывающееся на переписи  и на оценке имущества, так, что в нем властвуют богатые, а бедные не имеют участия в правлении.  В олигархическом государстве не выполняется основной закон жизни общества. По Платону, закон этот в том,  чтобы каждый член общества “делал свое” и притом “только свое”. Напротив, в олигархии, во-первых, часть членов общества занимаются каждый самыми  различными делами — и земледелием, и ремеслами, и войной. Во-вторых, в олигархии право человека, на полную распродажу накопленного им самим имущества приводит к тому, что такой человек превращается  в совершенно бесполезного члена общества, он в нем лишь бедняк и беспомощный человек.

    Дальнейшее развитие олигархии приводит, по Платону, к последовательному развитию ее в еще худшую форму государственного  устройства, но правление в обществе, в котором противоположность  между богатыми и бедными обостряется еще сильнее, чем при олигархии. Рост возмущения бедных против богатых приводит к восстанию. Если восстание заканчивается  победой бедняков, то они часть богачей уничтожают, другую часть изгоняют, а государственную власть и функции управления разделяют между всеми оставшимися членами общества. Это и есть демократия.

    Наихудшей формой отклонения от идеального государства  Платон признал тиранию. Это власть одного над всеми в обществе. Возникает эта власть, подобно предыдущим формам, как выражение предшествующей ей демократической формы правления. Тиран вырастает ни из чего долее, как из корня, называемого представительством. В первые дни и в первое время он “ улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем”. Тирану необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой народ чествовал потребность в вожде. Так как постоянная война возбуждает против тирана ненависть и так как граждане, способствовавшие  его возвышению, будут мужественно осуждать оборот, который приняли события, то тиран, если захочет удержать власть, вынужден будет исподволь уничтожать своих осудителей, “пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”.

         2.2 Идеальное государство

    Теория  идеального государства полнее всего  представлена Платоном в „Государстве”  и развита в „Законах”. Истинное политическое искусство есть искусство  спасения и воспитания души, а потому Платон выдвигает тезис о совпадении истинной философии с истинной политикой. Только если политик становится философом (и наоборот), можно построить  подлинное государство, основанное на высшей ценности Правды и Блага. Построить Город-Государство означает познать до конца человека и его место в универсуме.

    Государство, по Платону, как и душа, имеет трехчастную  структуру. В соответствии с основными  функциями (управление, защита и производство материальных благ) население делится  на три сословия: земледельцы-ремесленники, стражи и правители (мудрецы-философы). Справедливое государственное устройство должно обеспечить их гармоничное сосуществование. Первое сословие образовано из людей, в коих преобладает вожделеющее  начало. Если в них преобладает  добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку и дисциплине, то это достойнейшие люди. Второе сословие образовано из людей, в коих преобладает  волевое начало, долг стражника - бдительность по отношению как к внутренней, так и к внешней опасности. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. Правителями должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо, то есть в них преобладает рациональное начало и их можно по праву назвать мудрецами. Итак, совершенное государство - это такое государство, в первом сословии преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость.

    Концепция справедливости заключается в том, что каждый делает то, что ему  надлежит делать; это касается граждан  в Городе и частей души в душе. Справедливость во внешнем мире проявляется  только тогда, когда она есть в  душе. Поэтому в совершенном Городе должно быть совершенным образование  и воспитание, причем для каждого  сословия оно имеет свои особенности. Большое значение придает Платон воспитанию стражей как активной части населения, из которой выходят  правители. Воспитание, достойное правителей, должно было сочетать практические навыки с освоением философии. Цель образования - через познание Блага дать образец, которому должен уподобиться правитель  в своем стремлении воплощать Благо в своем государстве.

Информация о работе Политические воззрения Платона и Аристотеля