Политические режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:51, доклад

Описание работы

Существует множество критериев, на основании которых строится типология политических режимов. Согласно марксистскому толкованию классовой сущности власти, политические режимы подразделяются на социалистические (протосоциалистические) и капиталистические (протокапиталистические).

Работа содержит 1 файл

режимы политич..doc

— 148.00 Кб (Скачать)

Кроме «высшего смысла» тоталитарных идеологий, заключающегося в переделке действительности и природы человека, был еще  и практический смысл — идейное  обоснование террора, который осуществлялся  согласно «объективным законам» природы (расизм) или истории (большевизм). Определяя место тоталитаризма в истории, Арендт придерживается традиции политической философии, исходящей еще от Платона и Аристотеля, с ее фундаментальной классификацией основных форм правления, одна из которых характеризуется легитимной властью, подчиненной закону, другая — произвольной властью и отсутствием закона. Она рассматривает тоталитаризм как новый, не имеющий аналогов в истории человечества режим. Он беспрецедентен, поскольку разрушает саму альтернативу между законной и незаконной властью. Он «гордится» своими «позитивными» законоположениями, такими, как сталинская конституция, не слишком заботится об отмене старых законов (Гитлер не удосужился упразднить Веймарскую конституцию).7 Однако, даже нарушая позитивный закон, режим всегда действует в рамках тоталитарной законности: он строго подчиняет свои действия «закону природы или истории». «В идеологиях тоталитаризма сам термин „закон" изменил свое значение, — говорит Ханна Арендт. — От выражения рамок стабильности, внутри которых человеческие действия могут иметь место, он становится выражением самого движения».8

Террор, согласно Арендт, есть орудие осуществления  тоталитарной законности.

Исследуя  тоталитарные движения в Германии и  Советском Союзе, Арендт приходит к выводу, что главное отличие тоталитаризма от авторитарных режимов состоит в тотальном господстве — особой организации механизма политического угнетения и насилия. Основное назначение тоталитарных движений Арендт видит в установлении ими в предтоталитарном обществе тотальной верности и преданности, которые становятся психологической основой для тотального господства. Такую преданность, по мнению X. Арендт, можно ожидать лишь от полностью изолированной человеческой особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей — к семье, сослуживцам или даже просто знакомым — черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принадлежности к движению, из своего членства в партии. Тоталитарная преданность возможна лишь при условии, что цель движения лишена конкретного содержания, из которого могли бы естественно возникнуть перемены в умонастроениях. Поэтому тоталитарные движения, каждое своим путем, сделали все возможное, чтобы избавиться от партийных программ с конкретным содержанием, унаследованных от более ранних, еще не тоталитарных стадий развития.                         

---

Хайек

Он утверждал, что демократические правительства, которые воспринимали такие социалистические цели, как равное распределение дохода, и такую социалистическую тактику вмешательства в рыночные отношения, как установление контроля над ценами, с неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Точно так же любые попытки ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете вызовут политические потрясения, т. к. свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с автократическими целями.                 

Ф. Хайек  в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый

акцент  делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о

том, что  свобода политическая - ничто без  свободы экономической. Контроль над

важнейшими  ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными,

будет находиться у тех, в чьих руках  сосредоточен контроль над экономической

властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не

человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно,

общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности

тех или  иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или

подконтрольные  режиму частные предприятия не может  быть и речи о свободном

политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф.

Хайек видел опасность возникновения  тоталитаризма в возрастающем

государственном регулировании экономики Великобритании. 
 

Гельман

гельман пишет, что концепции смены политических режимов, т.е. фактически демократизации, принято подразделять на «структурные»  и «процедурные», замечая, что подобные познавательные инструменты   оказываются  недостаточно эффективными  при анализе постсоветских переходов. Так структурная концепция , увязывающая демократический политический режим с социально-экономическим развитием общества и уделяющая в последнее время  все больше внимания социальным показателям, в незначительной мере может применяться к посткоммунистическим странам. Рассмотрение же постсоветских стран или Регионов России по отдельности не только не позволяет выявить взаимосвязь между социально-экономическим развитием и степенью демократизации, но и порождает все новые вопросы. Автор интересуется  почему  в Москве и Калмыкии, где политические режимы не отличаются друг от друга в плане отсутствия конкуренции и преобладания неформальных институтов – при том,  что в сопоставимых по рассматриваемым показателям  Нижегородской и Свердловской  областях они очень отличаются.

                                                                                    

Информация о работе Политические режимы