Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:51, доклад
Существует множество критериев, на основании которых строится типология политических режимов. Согласно марксистскому толкованию классовой сущности власти, политические режимы подразделяются на социалистические (протосоциалистические) и капиталистические (протокапиталистические).
Кроме «высшего смысла» тоталитарных идеологий, заключающегося в переделке действительности и природы человека, был еще и практический смысл — идейное обоснование террора, который осуществлялся согласно «объективным законам» природы (расизм) или истории (большевизм). Определяя место тоталитаризма в истории, Арендт придерживается традиции политической философии, исходящей еще от Платона и Аристотеля, с ее фундаментальной классификацией основных форм правления, одна из которых характеризуется легитимной властью, подчиненной закону, другая — произвольной властью и отсутствием закона. Она рассматривает тоталитаризм как новый, не имеющий аналогов в истории человечества режим. Он беспрецедентен, поскольку разрушает саму альтернативу между законной и незаконной властью. Он «гордится» своими «позитивными» законоположениями, такими, как сталинская конституция, не слишком заботится об отмене старых законов (Гитлер не удосужился упразднить Веймарскую конституцию).7 Однако, даже нарушая позитивный закон, режим всегда действует в рамках тоталитарной законности: он строго подчиняет свои действия «закону природы или истории». «В идеологиях тоталитаризма сам термин „закон" изменил свое значение, — говорит Ханна Арендт. — От выражения рамок стабильности, внутри которых человеческие действия могут иметь место, он становится выражением самого движения».8
Террор, согласно Арендт, есть орудие осуществления тоталитарной законности.
Исследуя
тоталитарные движения в Германии и
Советском Союзе, Арендт приходит к
выводу, что главное отличие тоталитаризма
от авторитарных режимов состоит в тотальном
господстве — особой организации механизма
политического угнетения и насилия. Основное
назначение тоталитарных движений Арендт
видит в установлении ими в предтоталитарном
обществе тотальной верности и преданности,
которые становятся психологической основой
для тотального господства. Такую преданность,
по мнению X. Арендт, можно ожидать лишь
от полностью изолированной человеческой
особи, которая при отсутствии всяких
других социальных привязанностей — к
семье, сослуживцам или даже просто знакомым
— черпает чувство прочности своего места
в мире единственно из своей принадлежности
к движению, из своего членства в партии.
Тоталитарная преданность возможна лишь
при условии, что цель движения лишена
конкретного содержания, из которого могли
бы естественно возникнуть перемены в
умонастроениях. Поэтому тоталитарные
движения, каждое своим путем, сделали
все возможное, чтобы избавиться от партийных
программ с конкретным содержанием, унаследованных
от более ранних, еще не тоталитарных стадий
развития.
---
Хайек
Он утверждал,
что демократические
Ф. Хайек в своей книге "Дорога к рабству", написанной в 1944 году, особый
акцент делает именно на этом аспекте тоталитаризма. Он приходит к выводу о
том, что свобода политическая - ничто без свободы экономической. Контроль над
важнейшими ресурсами общества, как материальными, так и нематериальными,
будет находиться у тех, в чьих руках сосредоточен контроль над экономической
властью. Идея централизованного планирования заключается в том, что не
человек, но общество решает экономические проблемы, и, следовательно,
общество (точнее отдельные его представители) судит об относительной ценности
тех или иных целей. Там, где единственный работодатель - государство или
подконтрольные режиму частные предприятия не может быть и речи о свободном
политическом, интеллектуальном или каком-либо ином волеизъявлении людей. Ф.
Хайек видел опасность возникновения тоталитаризма в возрастающем
государственном
регулировании экономики
Гельман
гельман
пишет, что концепции смены