Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:51, доклад
Существует множество критериев, на основании которых строится типология политических режимов. Согласно марксистскому толкованию классовой сущности власти, политические режимы подразделяются на социалистические (протосоциалистические) и капиталистические (протокапиталистические).
Существует множество критериев, на основании которых строится типология политических режимов. Согласно марксистскому толкованию классовой сущности власти, политические режимы подразделяются на социалистические (протосоциалистические) и капиталистические (протокапиталистические).
По классификации М.Дюверже, политические режимы могут быть явными и авторитарными; демократическими, автократическими, монократическими (диктаторскими); директорией (коллективное правление; комбинированными.
Часто разделяют режимы на диктатуры и демократии. В типологии Ж.Блонделя основанием разделения режимов на группы служит соотношение трех переменных: политическая конкуренция, структура элиты и политическое участие населения (см. табл).
Режимы (системы) | Закрытые с монолитной элитой | Закрытые с дифференцированной элитой | Открытые |
Исключающие | Традиционный | Авторитарно-бюрократический | Конкурирующая олигархия |
Включающие | Эгалитарно-авторитарный | Авторитарно-неэгалитарный | Либеральная демократия |
Одной из наиболее широко распространенных, простых, но в то же время достаточно глубоких классификаций является деление политических режимов на тоталитарные, авторитарные и демократические, построенное на анализе характера и способов взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан). Данная классификация отражает идеальные, т.е. теоретически выделенные типы политических режимов. В реальности ни один из них в чистом виде не существует. И все же тоталитаризм, авторитаризм и демократия в той или иной форме и в различной степени приближения к нормативу широко представлены в истории человечества и в современном мире. Политический режим обладает способностью эволюционировать вследствие распада или преобразования: демократия может трансформироваться в авторитаризм или тоталитаризм, поставторитаризм – в демократию.
Роберт Даль приводит ряд достоинств демократии[12]:
Даль отмечает, что в приведённом списке п. 1–4 желаемы для большинства людей, п. 5–7 для некоторых людей вторичны, а п. 8–10 являются недостатками с точки зрения противников демократии.
Согласно Роберту Далю[4], идея демократии предполагает наличие некоторого общества (демоса), где каждый член одинаково компетентен для участия в управлении этим обществом. Принятие политических решений в соответствии с данным принципом требует, чтобы все члены общества имели равные и эффективные возможности
Перечисленные критерии описывают не только политический процесс, но и связанные с этим процессом права каждого члена общества[5]. В частности, демократическое государство должно обеспчивать защиту личных свобод хотя бы в той степени, которая необходима для открытости и состязательности электорального процесса. Наиболее важными являются право участвовать в голосовании, свобода голосования, право выставлять свою кандидатуру на выборах, свобода выражать свои политические взгляды в СМИ, свобода создавать политические группы и право участвовать в их деятельности.
Один из фундаментальных вопросов демократической модели заключается в определении круга лиц, на которых распространяется политическое равенство (т. е., демоса)[6]. Если речь идёт о государстве, где все полноправные граждане обладают равными возможностями в управлении страной, это вопрос о гражданстве. Согласно современным взглядам, все или почти все взрослые жители, на которых распространяется власть демократического государства, должны быть полноправными гражданами.
На основании детального анализа теории и практики демократии Р.Даль в итоге выделил 7 признаков полиархии:
1) выборность органов власти, гарантированная конституцией: с помощью выборов осуществляется контроль над правительственными решениями.
2) регулярное
и периодическое проведение
3) всеобщее
избирательное право, когда
4) право
быть избранным в органы
5) свобода
самовыражения: граждане без
6) альтернативная
информация: граждане имеют право
добиваться альтернативных
7) автономия
ассоциаций: для реализации своих
многообразных прав, включая и
вышеперечисленные, граждане
Выделенные
признаки полиархии, которые необходимо
рассматривать комплексно, в их взаимосвязи,
с одной стороны, позволяют систематизировать
основные черты современной демократии,
а с другой - провести различие между демократическими
и недемократическими политическими режимами,
а также степень демократического развития
в каждой отдельной стране. Концепция
полиархии исходит из того обстоятельства,
что в теории демократии никогда не будет
достигнут окончательный консенсус по
поводу высших ценностей и целей демократического
развития, будь это свобода, социально-экономическое
равенство, экономическая справедливость
и т.д. Однако в ходе движения от абстрактного
идеала и практической реальности, с точки
зрения концепции полиархии, все вышеперечисленные
субстанциональные проблемы в конечном
итоге упираются в вопросы демократических
процедур. Поэтому полиархия часто рассматривается,
как тип процедурно-процессуальной демократии.
Вебер
В концепции М.Вебера демократия выступает как способ и средство, а не цель в себе. Это способ избрания лидеров, это средство как для придания их правлению законности, так и для привлечения значительной массы населения к политическим делам нации. Тем не менее демократия, по мнению М.Вебера, не является подходящим средством для решения обычных политических вопросов, в подобных случаях необходимы скорее компромиссы через переговоры, чем голосование. Поэтому он считал утопичными теории "на родного суверенитета", такие понятия, как "воля народа", "мудрость народа" и т.д., цель которых -исключить господство одного человека над другим. По мнению Вебера, этого нельзя достичь в современных условиях, поскольку прямая демократия и правительство непрофессиональных политиков принципиально невозможны вне пределов мелких государств-городов, ограниченных своими размерами и населением. Согласно Веберу, любая рационализация или же формализация взаимоотношений между людьми в современных больших обществах и государствах неизбежно ведет к авторитаризму. Не случайно поэтому именно анализ английской парламентской демократии, которая подавляющим большинством исследователей рассматривалась как модель наиболее успешной демократии, дал повод Веберу усомниться в демократическом характере функционирования этого института власти.
Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации и деятельности бюрократий и "железного закона олигархии", действующего в рамках любой организации.
В противовес англосаксонской политической традиции Вебер предлагает теорию плебисцитарной демократии, с помощью которой, по его мнению, можно было бы избежать тирании бюрократов. В рамках этой теории народу и отдельным индивидам отводится роль пассивного участника политического процесса. Единственная форма политического участия для масс -это участие в выборах и реализация права на голосование.
Главной
фигурой в веберовской теории
выступает харизматический
Разрабатывая "идеальный тип" бюрократии, Вебер предполагал, что бюрократия выступит в роли беспристрастного технического исполнителя в расчлененном на составные элементы процессе управления. Он считал, что идеальный руководитель управляет своим аппаратом в духе формалистической безличности, без гнева и пристрастия. По мнению Вебера, "идеальный тип" бюрократии по своей эффективности выглядит в сравнении с другими формами организации управления так же, как машина в сравнении с немеханическими видами производства.
Однако
анализ функционирования бюрократии привел
Вебера к выводу о том, что система
правил и инструкций и иерархическая
структура в организации
Политический режим определяется:
По
характеру политического
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
Характерные черты: