Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа
В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
Введение
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно императивные референдумы. Конституционное Собрание может вынести разработанный им проект новой Конституции на всенародное голосование (ч. З ст. 135 Конституции РФ).
Право на референдум относится
к основным политическим правам, определяющим
правовой статус гражданина РФ. Особенностью
права участвовать в
Право граждан РФ на референдум
состоит из следующих групп прав:
1) право граждан на выдвижение инициативы
проведения референдума и его
реализации; 2) права, связанные с
участием в референдуме; 3) права
связанные с реализацией
Согласно ФКЗ о референдуме,
инициативная группа по проведению референдума
должна состоять из региональных подгрупп,
создаваемых более чем в
Согласно ст. 6 ФКЗ о референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению Федерации, а также к совместному ведению РФ и её субъектов. Определен перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
Референдумы субъектов РФ
и местные референдумы в
- Право
равного доступа к
Не может быть демократического государства без права граждан на службу в аппарате управления, составляющего одну из основ конституционного строя РФ и осуществления принадлежащей народу власти.
Равенство доступа к государственной
службе - равенство конституционное,
а не фактическое или формально
юридическое. Такое равенство вполне
соотносится с положениями
Система государственной
службы включает в себя следующие
виды государственной службы: государственную
гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной
гражданской службе РФ» от 27 июля
2004 г.); военную службу - особый вид
федеральной государственной
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта РФ - соответствующий субъект РФ.
По отношению к гражданам,
претендующим на занятие определенной
должности, законодатель вправе устанавливать
особые требования, в том числе
к их личным и деловым качествам,
которые обеспечили бы их способность
исполнять возложенные
- Право
участвовать в отправлении
Роль и возможности граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие является также одной из форм общественного контроля за отправлением правосудия, призванной способствовать повышению доверия к судебной власти. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в отправлении правосудия является их гражданским долгом.
В соответствии с ч. 4 ст. 123
Конституции РФ в случаях, предусмотренных
федеральным законом, судопроизводство
осуществляется с участием присяжных
заседателей. В настоящее время
основные формы реализации гражданами
права на участие в отправлении
правосудия определены нормами институтов
присяжных и арбитражных
Требования к лицам, имеющим
право участия в рассмотрении
дел в качестве присяжных заседателей
установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных
заседателях федеральных судов
общей юрисдикции в РФ» (далее
– ФЗ о присяжных заседателях)
от 20 августа 2004 г, согласно которым
присяжными заседателями и кандидатами
в присяжные заседатели не могут
быть лица: не достигшие к моменту
составления списков кандидатов
в присяжные заседатели возраста
25 лет; имеющие непогашенную или
неснятую судимость; признанные судом
недееспособными или
Статус кандидата в
присяжные заседатели гражданин
приобретает с момента
Возможности участия граждан
в отправлении правосудия в статусе
арбитражных заседателей
Списки арбитражных
- Право
обращаться лично, а также
Данное право весьма значимо,
в силу того, что оно является
одной из возможностей обратной связи,
т.е. возможности граждан
В соответствии с Федеральным законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; государственные органы и органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения в органы власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение в орган власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.
Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения свободы - руководителями исправительных учреждений.
Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны следующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.
В соответствии со ст. 10 ФЗ о рассмотрении жалоб каждый государственный орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Согласно ст. 33 Конституции
РФ граждане имеют «право обращаться
лично, а также направлять индивидуальные
обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления».
Это право имеют как граждане,
лично и коллективно, так и
общественные организации, союзы и
т.д. в целях защиты своих прав
и интересов. Положения этих статей
Конституции еще не конкретизированы
ни в федеральном
Ещё одним из необходимых условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения, так как именно данный институт - одна из существенных форм непосредственного выражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволит гражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.
политический право свобода гражданин
Заключение
В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Ряд авторов обозначает проблемную сторону вопроса закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической точки зрения. Тем самым затрагивается вопрос истинности утверждения о построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс демократизации в нашей стране находится в стадии формирования, и все демократические институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились в сознании людей. А в силу этого мы зачастую наблюдаем пренебрежение со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими – что является проявлением правового нигилизма у наших людей.
Но меня, как и многих
людей, имеющих какое-либо отношение
к деятельности, связанной с законом
и юриспруденцией, не оставляет надежда
повышения правовой культуры нашего
общества и здесь огромную роль должно
играть изучение права, его институтов,
в том числе – прав и свобод
человека и гражданина. Изучение этого
правового института позволяет
развить правовую грамотность, разумно
и в полной мере пользоваться своими
правами и свободами, и, следовательно,
помогает ускорению становления
демократизма в стране, формированию
правового государства и
Помимо всего прочего, изучив механизм реализации политических прав и ознакомившись с проблемами в этой области, я сделал несколько выводов о том, что было бы необходимо сделать для решения этих проблем. В частности, я считаю, что необходимо:
- законодательно закрепить
формы правовой