Политические права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

Содержание

Введение
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

Референдумы по способам реализации их решений делятся на императивные и факультативные, однако в России законодательно закреплены исключительно  императивные референдумы. Конституционное  Собрание может вынести разработанный  им проект новой Конституции на всенародное  голосование (ч. З ст. 135 Конституции  РФ).

Право на референдум относится  к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ. Особенностью права участвовать в референдуме  является то, что инициировать конкретный референдум и обеспечить принятие решения  о его назначении граждане могут  только совместно, на коллективной основе участников инициируемого референдума, а число таких участников определяется в зависимости от уровня референдума (федеральный, субфедеральный, местный).

Право граждан РФ на референдум состоит из следующих групп прав: 1) право граждан на выдвижение инициативы проведения референдума и его  реализации; 2) права, связанные с  участием в референдуме; 3) права  связанные с реализацией принятого  на референдуме решения. По верному  замечанию Ю.А. Дмитриева и В.В. Комаровой, «то обстоятельство, что  эти этапы не закреплены действующим  законодательством, не означает их отсутствия в содержании данного правового  института».[20]

Согласно ФКЗ о референдуме, инициативная группа по проведению референдума  должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъектов РФ, в каждую из которых  должно входить не менее 100 участников референдума, место жительства которых  находится на территории того субъекта РФ, где она образована. Инициатива проведения федерального референдума  принадлежит не менее чем 2 млн. граждан  РФ, имеющих право на участие в  референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или  в совокупности за пределами территории РФ находится место жительства не более 50 тыс. из них (ч. 1 ст. 14 ФКЗ о  референдуме).

Согласно ст. 6 ФКЗ о  референдуме, на референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к  ведению Федерации, а также к  совместному ведению РФ и её субъектов. Определен перечень вопросов, которые  не могут выноситься на референдум; вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции  РФ, ограничивать, отменять или умалять  общепризнанные права и свободы  человека и гражданина, конституционные  гарантии реализации таких прав и  свобод.

Референдумы субъектов РФ и местные референдумы в субъектах  РФ проводятся в соответствии с конституционными принципами, в том числе получившими  отражение в ст. 2 ФКЗ о референдуме, других федеральных законах, а также  в соответствии нормативными правовыми  актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.

- Право  равного доступа к государственной  службе

Не может быть демократического государства без права граждан  на службу в аппарате управления, составляющего  одну из основ конституционного строя  РФ и осуществления принадлежащей  народу власти.

Равенство доступа к государственной  службе - равенство конституционное, а не фактическое или формально  юридическое. Такое равенство вполне соотносится с положениями Международного пакта о гражданских и политических правах (п. «с» ст. 25).

Система государственной  службы включает в себя следующие  виды государственной службы: государственную  гражданскую службу (ст. 3 ФЗ «О государственной  гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г.); военную службу - особый вид  федеральной государственной службы, определённый в ст. 2 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»  от 28 марта 1998 г.; правоохранительную службу.

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего  субъекта РФ - соответствующий субъект  РФ.

По отношению к гражданам, претендующим на занятие определенной должности, законодатель вправе устанавливать  особые требования, в том числе  к их личным и деловым качествам, которые обеспечили бы их способность  исполнять возложенные обязанности[21].

- Право  участвовать в отправлении правосудия

Роль и возможности  граждан (заседателей) ограничиваются участием в отправлении правосудия совместно с судьей. Такое участие  является также одной из форм общественного  контроля за отправлением правосудия, призванной способствовать повышению  доверия к судебной власти. Кроме  того, согласно ч. 2 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., участие граждан в  отправлении правосудия является их гражданским долгом.

В соответствии с ч. 4 ст. 123 Конституции РФ в случаях, предусмотренных  федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных  заседателей. В настоящее время  основные формы реализации гражданами права на участие в отправлении  правосудия определены нормами институтов присяжных и арбитражных заседателей.

Требования к лицам, имеющим  право участия в рассмотрении дел в качестве присяжных заседателей  установлены п. 2 ст. 3 ФЗ «О присяжных  заседателях федеральных судов  общей юрисдикции в РФ» (далее  – ФЗ о присяжных заседателях) от 20 августа 2004 г, согласно которым  присяжными заседателями и кандидатами  в присяжные заседатели не могут  быть лица: не достигшие к моменту  составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; имеющие непогашенную или  неснятую судимость; признанные судом  недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; состоящие  на учете в наркологическом или  психоневрологическом диспансере в  связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических  и затяжных психических расстройств.

Статус кандидата в  присяжные заседатели гражданин  приобретает с момента включения  его в соответствующие списки, которые каждые четыре года составляются высшим исполнительным органом государственной  власти субъекта РФ при участии исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований. Положения п. 3 ст. 3 ФЗ о присяжных  заседателях, устанавливающие, что  к участию в рассмотрении судом  конкретного уголовного дела в качестве присяжных заседателей не допускаются  также лица: подозреваемые или  обвиняемые в совершении преступлений; не владеющие языком, на котором  ведется судопроизводство; имеющие  физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию  в рассмотрении этого дела судом.

Возможности участия граждан  в отправлении правосудия в статусе  арбитражных заседателей ограничены по сфере действия практикой рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ в  первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских  правоотношений (п. 1 ст.1 ФЗ «Об арбитражных  заседателях арбитражных судов  субъектов РФ» от 30 мая 2001 г.). Арбитражные  заседатели, привлекаемые к рассмотрению дел по ходатайству стороны, принимают  участие в рассмотрении дела и  принятии решения наравне с профессиональными  судьями; при осуществлении правосудия они пользуются правами и несут  обязанности судьи, независимы и  подчиняются только Конституции  РФ и закону (ч. 2, 4 ст. 1 ФЗ об арбитражных  заседателях).

Списки арбитражных заседателей  формируются арбитражными судами субъектов  РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений  предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений  из числа граждан, достигших 25 лет, с  безупречной репутацией, имеющих  высшее профессиональное образование  и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее 5 лет. Целью введения института  арбитражных заседателей являлось желание без привлечения дополнительного  количества судей использовать преимущества коллегиального рассмотрения дел, компенсировать отсутствие у судей специальных  познаний в отдельных сферах финансово-хозяйственной  и иной деятельности, что способствовало бы повышению качества правосудия по экономическим спорам, росту доверия  к арбитражному суду и повышению  его авторитета.

- Право  обращаться лично, а также направлять  индивидуальные и коллективные  обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления

Данное право весьма значимо, в силу того, что оно является одной из возможностей обратной связи, т.е. возможности граждан воздействовать на органы власти, что необходимо для  достижения баланса во взаимоотношениях личности и государства. Это право  является наиболее часто реализуемым  в системе политических прав граждан. Граждане обращаются в органы публичной  власти не только в связи с участием в политической жизни общества, но и за необходимостью получения определенного  набора публичных услуг.[22]

В соответствии с Федеральным  законом ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от 02 мая 2006 г. (далее - ФЗ о рассмотрении жалоб) субъектами права на обращения являются: граждане РФ; иностранные граждане и лица без гражданства, законно  находящиеся на территории РФ; государственные  органы и органы местного самоуправления; должностные лица. ФЗ о рассмотрении жалоб не конкретизирует правовой статус лица, выступающего субъектом обращения  в органы власти. Ст. 6 ФЗ о рассмотрении жалоб содержит гарантии безопасности гражданина, направившего обращение  в орган власти. При рассмотрении обращения не допускается разглашение  сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной  жизни гражданина, без его согласия.

Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени  гражданина, удостоверяются подписью руководителя организации по месту  жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а для лиц, находящихся в местах лишения  свободы - руководителями исправительных учреждений.

Согласно ст. 4 ФЗ о рассмотрении жалоб, возможны следующие виды обращений: предложение; заявление; жалоба.

В соответствии со ст. 10 ФЗ о  рассмотрении жалоб каждый государственный  орган, орган местного самоуправления, рассматривая поступившее обращение, должен принимать меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Согласно ст. 33 Конституции  РФ граждане имеют «право обращаться лично, а также направлять индивидуальные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления». Это право имеют как граждане, лично и коллективно, так и  общественные организации, союзы и  т.д. в целях защиты своих прав и интересов. Положения этих статей Конституции еще не конкретизированы ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве субъектов  федерации. А на мой взгляд, весьма немаловажно законодательно продолжить и развить данное положение Конституции.

Ещё одним из необходимых  условий развития демократического гражданского общества является всестороннее развитие гражданской законодательной  инициативы населения, так как именно данный институт - одна из существенных форм непосредственного выражения народом своей власти, и развитии этого института в законодательстве позволит гражданам РФ более полно реализовать свои политические права и свободы.

политический  право свобода гражданин

 

Заключение

В процессе написания данной работы мне довелось изучить ряд  вопросов, касающихся прав и свобод человека в целом, и политических – в частности. Ряд авторов  обозначает проблемную сторону вопроса  закрепления и реализации политических прав весьма остро, и в основном подходит к данной проблеме с критической  точки зрения. Тем самым затрагивается  вопрос истинности утверждения о  построении в России правового государства. И это объяснимо, так как процесс  демократизации в нашей стране находится  в стадии формирования, и все демократические  институты, в том числе институт прав и свобод человека и гражданина еще не сформировались и не укоренились  в сознании людей. А в силу этого  мы зачастую наблюдаем пренебрежение  со стороны граждан нашей страны своими правами, особенно политическими  – что является проявлением правового  нигилизма у наших людей.

Но меня, как и многих людей, имеющих какое-либо отношение  к деятельности, связанной с законом  и юриспруденцией, не оставляет надежда  повышения правовой культуры нашего общества и здесь огромную роль должно играть изучение права, его институтов, в том числе – прав и свобод человека и гражданина. Изучение этого  правового института позволяет  развить правовую грамотность, разумно  и в полной мере пользоваться своими правами и свободами, и, следовательно, помогает ускорению становления  демократизма в стране, формированию правового государства и гражданского общества внутри страны. Очень важно, что бы все граждане знали основные положения Конституции, которые  касаются прав и свобод человека и  гражданина, но зачастую мы стакиваемся  с не знанием в этой области  у многих юристов. Основы правового  воспитания и правовой культуры должны закладываться каждому гражданину на общеобразовательном уровне, особенный  упор должен делаться на изучение Конституции  и ее основных положений. Ведь знание своих конституционных прав не только поможет ими пользоваться, но и  заложит в сознании людей чувство  ответственности и долга перед  государством в участии в политической жизни страны.

Помимо всего прочего, изучив механизм реализации политических прав и ознакомившись с проблемами в этой области, я сделал несколько  выводов о том, что было бы необходимо сделать для решения этих проблем. В частности, я считаю, что необходимо:

- законодательно закрепить  формы правовой ответственности  различных структур и должностных  лиц за неисполнение права  на получение гражданами информации, т.е. за необоснованный отказ  от предоставления информации;

Информация о работе Политические права и свободы