Политические права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

Содержание

Введение
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

Введение

1. Понятие политических  прав и свобод человека и  гражданина в Российской Федерации

2. Система и конституционно-правовое  закрепление политических  прав и свобод в России

3. Механизм и проблемы  реализации политических прав  и свобод человека в Российской  Федерации

Заключение

Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы  человека и гражданина как базис  правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко  отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

В Конституции РФ указано, что «человек, его права и свободы  являются высшей ценностью», но на данном этапе развития в России еще только продолжается формирование истинного  уважения к человеку и гражданину, а также к его правам и свободам. Проблема прав и свобод человека и  гражданина, в том числе и политических, в нашей стране весьма актуальна. Одной из важнейших задач на данном этапе построения демократии в нашей  стране, является преодоление такого известного и весьма сложного явления  как правовой нигилизм, а также  необходимость развития в нашем  обществе культуры прав и свобод человека и гражданина, которая бы позволила  обществу четко ориентироваться  в оценке политической и социальной деятельности государства. Т.е. необходимо развивать правовую и политическую грамотность общества, и каждой личности в частности, нужно способствовать тому, что бы каждый гражданин в  нашем государстве знал свои права, права других людей, мог в них  ориентироваться, и самое главное  – мог ими пользоваться в полной мере. И именно в силу этого, я  считаю, крайней степени актуально  изучение вопросов, касающихся прав и  свобод человека и гражданина в Российской Федерации. В моей работе затронута  проблема узкой направленности в  области прав и свобод – проблема политических прав и свобод человека и гражданина. Именно эта категория  прав и свобод, на мой взгляд, в  наибольшей мере показывает реализацию главной характеристики демократии, а именно «власти народа». Перечень прав и свобод в этой области весьма обширен, но на деле реализуются эти  права не всегда, а если и реализуются, то не на должном уровне. Да и к  тому же, в последние годы обострилась  такая проблема как пренебрежение  граждан своими политическими правами, а это как раз одно из проявлений, упомянутого выше пресловутого правового  нигилизма.

С учётом вышесказанного, я  в своей работе постарался раскрыть определение политических прав как  отдельной совокупности прав и свобод, дать характеристику основным политическим правам и свободам человека и гражданина, рассказал о нормативных актах, которые закрепляют данный блок конституционных  прав и свобод. Объектом исследования данной работы являются права и свободы  человека и гражданина в целом, а  предметом – политические права  и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Источниковую базу составляют различные по юридической  силе номативно-правовые акты (международные  правовые акты, Конституция РФ, Федеральные  конституционные законы, Федеральные  законы, законы Ставропольского края, а также определения Конституционного Суда РФ), монографии, учебники, иные учебные  пособия, комментарии к российскому  законодательству, а также научные  статьи по юриспруденции и политологии, затрагивающие проблему политических прав и свобод человека и гражданина в нашей стране. Главной целью  работы я считаю, изучение института  прав и свобод человека и гражданина в нашей стране, в частности  политических прав и свобод, а также  определение статуса этих прав, рассмотрение механизма и проблем их реализации в нашем государстве.

 

1. Понятие  политических прав и свобод  человека и гражданина в Российской  Федерации

Понятие правового  статуса личности вводится ст. 64 Конституции  РФ, являющейся заключительной в рамках определяющей основы данного института  главы 2 «Права и свободы человека и гражданина». В свою очередь  гл. 2 «Права и свободы человека и  гражданина» Конституции РФ является прямым отражением одной из основ  конституционного строя и раскрывает ее содержание. Речь идет о закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, где говорится, что в России как  демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - это прямая обязанность государства.

Легального определения  понятия «политические права  и свободы» в законе не дано, однако в доктрине Конституционного права  под политическими правами в  самом общем смысле понимают права, принадлежащие человеку как члену  политического сообщества, но лишь в том случае, если он выступает  в качестве гражданина государства. Это права и свободы, связанные  с участием в общественной жизни, в управлении государством, и обеспечиваемые им. Т.е., иными словами, политические права - это обеспеченные юридически меры возможного поведения, которые  гарантируют свободу действий граждан  при участии в формировании органов  государственной власти и местного самоуправления.

Политические права и  свободы являются одними из самых  значимых в системе прав и свобод человека, и в Конституции РФ в  порядке перечисления они расположены  на втором месте вслед за личными  правами. Это можно отчасти объяснить  тем, что эти права предназначены  в первую очередь для категории  лиц, имеющих гражданство, т.е. для  граждан. «Связь политических прав и  свобод с гражданством, однако не означает, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права  и свободы выступают как естественные права гражданина демократического государства».[1] Но некоторыми из прав и свобод этой категории (например, свободой слова, свободой объединений) могут пользоваться и иностранцы. Однако все политические права и свободы имеют равную судебную защиту и в равной степени гарантируются государством, вне зависимости от их содержания.[2]

Политические права и  свободы в Российской Федерации  имеют две формы реализации: индивидуальная форма и коллективная. В индивидуальном порядке каждый гражданин, например, может реализовать свое право  на равный доступ к государственной  службе. Но есть и ряд прав, которые  носят коллективный характер и которые  в порядке индивидуальном реализованы  быть не могут, например, право на собрания, демонстрации или на создание политических партий.

Многие авторы, например Баглай М.В., отмечают, что в Конституции  РФ политические права носят лишь формально закрепленный характер и  при этом не раскрывается их сущность, пределы возможных ограничений (хотя от части таковым является возрастной ценз, который закреплен для всех прав в ст. 60 – «Гражданин РФ может  самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности  с 18 лет»).

Перечень политических прав исчерпывающе составляют следующие  права и свободы:

- Избирательные права  - право граждан страны избирать  и быть избранными (субъективное  избирательное право);

- Право обращений или  петиций - право гражданина обращаться  лично, а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления;

- Право на участие в  управлении делами государства  и на равный доступ к государственной  службе - право граждан на занятие  любой государственной должности;

- Право на участие в  отправлении правосудия - предоставляет  возможность гражданам быть судьями,  присяжными и арбитражными заседателями;

- Свобода ассоциаций - регулирующее  свободу вступать или не вступать  в организации, а также их  покидать, и право организаций  исключать своих членов;

- Свобода слова - право  человека свободно выражать свои  мысли;

- Свобода собраний - право  проводить митинги и демонстрации, организовывать пикеты, а также  собираться в помещениях;

- Свобода печати и информации - основой данной свободы является  право человека искать и получать  информацию.

Это основные политические права, которые предлагаются общей доктриной  конституционного (государственного) права, и все из этих перечисленных  прав и свобод закреплены в Конституции  Российской Федерации и их соблюдение ей гарантируются.

2. Система и конституционно-правовое  закрепление политических прав  и свобод в России

Как водится, под политическими  правами подразумевается перечень прав, закрепленных в ст. 30-33 Конституции  РФ. В первую очередь, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов  и гарантированная свобода деятельности общественных объединений (ст. 30); право  собираться мирно, без оружия, проводить  собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31); право  участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); право равного доступа  к государственной службе (ч. 4 ст. 32); право участвовать в отправлении  правосудия (ч. 5 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33)[3]. Часть авторов, в частности М.В. Баглай[4]и Е.А. Лукашева[5], предлагают относить к политическим правам и свободам свободу убеждений, мнений, высказываний в любой области общественной жизни, свободу мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции), так как данные права выражаются в виде публичных высказываний мнения по социально значимым вопросам. Данный подход может быть обоснован с точки зрения норм международного права и в частности практики Европейского суда по правам человека, который акцентирует внимание на том, что свобода мысли и мнения, равно как и свобода их выражения имели бы узкую область применения, если бы не было гарантий, обеспечивающих возможность высказать и поделиться своими идеями и убеждениями с другими членами общества. Кстати, в России право человека и гражданина на информацию было закреплено впервые в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года в виде права на охрану личной, персональной информации и права на получение общедоступной информации (ст. 9 и 13). И поэтому вполне логично, что это право перекочевало и в Конституцию РФ 1993 года. И как отмечает В.Н. Лопатин, «из 50 конституционных прав и свобод около 25% можно отнести к собственно информационным».[6]

Что касается вопроса о  системе политических прав и свобод человека и гражданина, то она включает в себя две взаимосвязанные подсистемы. Первую составляют права, включающие правомочия граждан по участию в организации  и деятельности государства, а также  в организации и деятельности его органов. К этой группе, прежде всего, относится избирательное  право, право на референдум, право  петиций.

Во вторую группу субъективных прав и свобод, составляющих систему  политических, стоит отнести правомочия, представляющие собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие  человека в жизни общества. К этой группе относятся: свобода слова  и печати; свобода союзов; свобода  собраний

Говоря о нормативно-правовом закреплении политических прав и  свобод, применительно к Российской Федерации, в первую очередь стоит  рассматривать вопрос о статусе  международных договоров в Российской Федерации, который урегулирован в  ст. 15, ч. 1 и ст. 17 Конституции РФ, а  также Федеральным законом «О международных договорах РФ»  от 15.07.1995. Положения международно-правовых актов по правам человека (в том  числе и политическим) применяются  в большинстве случаев опосредованно, их реализация обеспечивается нормами  национального права. Основные права  и свободы, закрепленные в международно-правовых актах, должны рассматриваться в  роли своеобразного критерия оценки прав и свобод, установленных национальным законодательством.[7] Основные политические права и свободы человека, имеющие общепризнанный характер и подлежащие обязательному применению зафиксированы в Международном Билле о правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека (принятой 10.12.1948), Международного пакта о гражданских и политических правах (принятого 16.12.1966). Политические права и свободы в Международном Билле о правах закреплены в ст. 20 Всеобщей декларации прав человека, ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах, ч. 4 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах. В Конституции РФ последовательно закреплены все права и свободы, определенные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

По территории действия законы в России делятся на федеральные, которые действуют на всей территории РФ, и региональные, действующие  на территории какого-либо субъекта РФ. Нормативные правовые акты РФ, закрепляющие политические права и свободы  делятся по юридической силе:

- Конституция РФ (статьи 30-33).

Информация о работе Политические права и свободы