Политические права и свободы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.

Содержание

Введение
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.63 Кб (Скачать)

- Федеральное законодательство: Федеральные конституционные законы, в частности ФКЗ «О референдуме  РФ» от 28 июня 2004 г; ФКЗ «Об Уполномоченном  по правам человека в РФ»  от 26 февраля 1997 г.; Федеральные законы, в частности: ФЗ «О выборах  Президента РФ» от 10 января 2003 г.; ФЗ «Об основных гарантиях  избирательных прав и права  на участие в референдуме граждан  РФ» от 12 июня 2002 г; ФЗ «О политических  партиях» от 11 июля 2001 г.; ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрация, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 04.10.2010); ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 и др.; Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, в частности: Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Консульском учреждении РФ» от 05 ноября 1998 г.; Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме» от 02 июля 2003 г..

- Нормативные правовые  акты субъектов РФ, в частности:  Закон Ставропольского края «О  некоторых вопросах проведения  выборов в органы местного  самоуправления в Ставропольском  крае» от 26 июня 2008 года и др. Среди  нормативных правовых актов субъектов  РФ высшей юридической силой  обладают уставы субъектов и  конституции республик, которые  должны соответствовать Конституции  РФ и федеральным законам. Стоит  сказать, что в соответствии  с п. «в» ст. 71 Конституции РФ  в ведении Российской Федерации  находятся: регулирование и защита  прав человека и гражданина; защита  прав национальных меньшинств. В  совместном ведении РФ и ее  субъектов, согласно п. «б»  ч.1. ст.72 Конституции РФ, находятся  те же основные вопросы. Это  сделано для того, что бы создать определенный общефедеральный стандарт прав и свобод человека, что должно было бы унифицировать конституционно-правовой статус личности на всей территории Российской Федерации. Но на практике этот процесс осуществляется едва ли. Для граждан первостепенное значение имеют права, свободы и обязанности, закрепленные нормативными правовыми актами субъекта РФ на территории которого они проживают. [8]

Резюмируя всё вышеизложенное, стоит сказать, что система политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации состоит  из широкого перечня этих прав и  свобод, который имеет законодательное  закрепление в международных  нормативных актах, ратифицированных Российской Федерацией и следовательно, носящих общеобязательный характер; в Конституции Российской Федерации (а именно в ст. 30-33), в федеральном  законодательстве, а также в нормативно правовых актах и иных актах федеральных  органов исполнительной власти.

3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации

Вопрос о механизме  реализации политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, а также о проблемах  реализации данного механизма, стоит  рассматривать не в совокупности политических прав и свобод, составляющей конституционно-правовой статус, а  по отдельности, т.е. рассматривая в  частном порядке конкретные права  и свободы.

- Свобода слова, печати  и информации.

Первоосновой свободы  печати и информации, как это вытекает из ч. 4 ст. 29 Конституции, является право  каждого человека искать и получать информацию. Это означает, что государство  в лице любых его органов, а  также и общественные организации  обязаны предоставлять интересующимся сведения о своей деятельности, если эти сведения не являются согласно закону государственной тайной.[9] Частью 5 этой же статьи гарантируется свобода массовой информации и недопустимость цензуры. Данные конституционные положения получили продолжение в Законе РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (в ред. от 09.02.2009г.) (далее – закон о СМИ) В ст. 1 закона о СМИ установлено, что в Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 3 Закона РФ «О средствах  массовой информации» содержит норму, согласно которой цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны  должностных лиц, государственных  органов, организаций, учреждений или  общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное  лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета  на распространение сообщений и  материалов, их отдельных частей, –  не допускается. Так же не допускается  создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых  входит осуществление цензуры массовой информации. Настоящая статья раскрывает содержание цензуры применительно  к действующему российскому законодательству. По смыслу статьи для признания тех  или иных требований разновидностью цензуры они должны отвечать трем условиям. Во-первых, цензура предполагает либо требование предварительно согласовывать  сообщения и материалы, либо наложение  запрета на распространение сообщений  и материалов, их отдельных частей. Во-вторых, это требование должно быть адресовано именно к редакции СМИ. В-третьих, подобное требование должно исходить от должностных лиц, государственных  органов, организаций, учреждений или  общественных объединений. Статья отдельно оговаривает случаи, когда требование предварительного согласования сообщений  и материалов исходит от должностного лица, являющегося автором или  интервьюируемым. Такие требования не признаются цензурой, так как  речь идет о праве автора или интервьюируемого.[10]

Вообще, ситуация в этой области  весьма проблематична в нашей  стране, недавно довелось видеть в  одной из передач центрального телевидения  программу известного российского  журналиста-международника, где в  прямом эфире проходило интервью с генеральным директором одной  авторитетной в нашей стране радиостанции, ежедневная аудитория которой в  Москве составляет приблизительно 600 тыс. человек и 1,5 млн. в остальных регионах России, так вот гендиректор радио  открыто говорил, что контрольный  пакет акций принадлежит одной  российской госкорпорации, и при  этом утверждал, что сей факт никак  не влияет на ситуацию с цензурой на его радио. На мой взгляд, данное утверждение является ничем иным, как введением в заблуждение  широких масс, т.к. с цензурой в  области печати и свободы слова  в нашей стране ситуация очень  неоднозначная, и всем это известно. В последнее время участились случаи, когда люди за то, что пользовались своим конституционным правом на свободу слова, в частности в  блогах в сети Интернет, «получали  по рукам», хотя в их изречениях не было ни призывов экстремистского характера, ни иных запрещенных высказываний. По моему мнению, это ещё одна из проблем на современном этапе  демократизации нашей страны.

Существует мнение, что  уровень демократизации в области  свободы слова печати у нас  в стране находится на высоком  уровне, что например, в отличие  от ряда развитых иностранных государств у нас ограничительные акции  применяются очень редко. Но, как  мне кажется, если смотреть вглубь проблемы, то причины этого факта раскрываются довольно чётко, поскольку цензура  в нашей стране, проводится до выхода в печать различных изданий и  до выхода в эфир теле- и радиопередач, т.е. ограничительные акции в нашей  стране носят предупредительный  характер и никак не афишируются, да и изначально нашим СМИ скорее всего дают понять, что можно публиковать, а чего - нельзя

Возрастание объемов информации в современном обществе, в частности  в связи с широким использованием компьютерных технологий и сети Интернет, породило развитие правовых отношений  в этой области, которые также  необходимо регулировать, и в 2006 году в этой в Российской Федерации  был принят ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»  от 27 июля 2006 года, который закрепил свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения  информации любым законным способом, и, что ограничено данное право может  быть только федеральными законами. Данный закон запрещает требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, личной или  семейной тайне.

В рамках закрепления свободы  на получение информации закон содержит оговорку о необходимости соблюдения государственной тайны. Данное положение  определяется и обеспечивается его  реализации ФЗ « О государственной  тайне» от 21.07.1993 г. (в ред. от 18.07.2009 г.). Перечень сведений, относящихся к  государственной тайне, утверждается Указом Президента РФ.

Еще одной проблемой является то, что в региональное законодательство о СМИ из федерального автоматически  переходят такие недостатки, как, например, отсутствие реального механизма  защиты права на запрос информации и ответственности нарушителей  данного права, а точнее, сохранение в законах субъектов федерации  механизма защиты права на получение  информации, который изначально построен таким образом, чтобы его никто  и никогда не смог применить. Имеется  в виду ответственность за необоснованный отказ в предоставлении информации и пропуск сроков предоставления информации, то есть об ответственности  за нарушение права на информацию.

- Право на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов,  и гарантированная свобода деятельности  общественных объединений.

Данное право, по мнению многих ученых, в частности – Ю.А. Дмитриева  и К.К. Токмакова, имеет политический характер и является важнейшим институтом государственного права. Но такой вывод  весьма не бесспорен, т.к. с данным мнением  можно согласиться лишь в том  случае, если под «объединением» понимается политическая партия или иное политическое движение. В противном случае данная мысль носит дискуссионный характер по той причине, что в Конституции  РФ говорится не о правах граждан  на объединение, а о праве каждого, т.е. граждан РФ, иностранцев и  апатридов, находящихся на территории страны на законных основаниях. [11] А как упоминалось выше – специфической особенностью политических прав является их непосредственное закрепление только за гражданами РФ. Но данное положение было бы актуально в рамках представленной работы только в том случае, если бы в ней рассматривались политические права граждан, но уже сама тема этой работы ставит задачу рассмотрения политических прав и свобод человека, а, следовательно, не предусматривает строгой привязки наличия политических прав к наличию гражданства у субъектов данных прав. А уже это обстоятельство позволяет лишь обозначить дискуссионность вопроса о том, стоит ли относить право на объединение к политическим правам.

Свобода объединения включает в себя право лица объединять других лиц, присоединяться к уже существующему  объединению и выходить из него, участвовать в деятельности объединения, требовать признания правового  статуса созданного объединения, прежде всего со стороны государства  и также всеми другими лицами, независимо от формы, вида.

Данные положения были развиты в следующих федеральных  законах: ФЗ «Об общественных объединениях»  от 19 мая 1995 г.; ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»  от 12 января 1996 г.; ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г.; ФЗ «О свободе совести и о религиозных  объединениях» от 26 сентября 1997 г.; «О политических партиях» от 11 июля 2001 г. и др.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется  как непосредственно путем объединения  физических лиц, так и через юридические  лица - общественные объединения. В  состав учредителей наряду с физическими  лицами могут входить юридические  лица - общественные объединения (ст. 18, 19 ФЗ «Об общественных объединениях»). Не могут быть признаны субъектами права на объединение, государства, государственные органы и образования  и муниципальные образования.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об  общественных объединениях» граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без  предварительного разрешения органов  государственной власти и органов  местного самоуправления и право  вступать в общественные объединения. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим  Федеральным законом, и приобретать  права юридического лица либо функционировать  без государственной регистрации  и приобретения прав юридического лица. Государственная регистрация осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 г. В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.

В соответствии со ст. 6 ФЗ «Об  общественных объединениях» учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие  съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав  объединения, формируются его руководящие  и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения  имеют равные права и обязанности.

В ст. 7-12.2 ФЗ «Об общественных объединениях» установлены организационно-правовые формы общественных объединений: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган  общественной самодеятельности; политическая партия.

С принятием ФЗ «О политических партиях» политические партии были выделены из числа общественных объединений. В соответствии со ст.36 данного закона, политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности  в органах государственной власти. Но данное положение имеет обратную сторону - ведь гражданин РФ не имеет  права на самовыдвижение и ограничивается в части пассивного избирательного права.

Информация о работе Политические права и свободы