Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 22:53, курсовая работа
В демократическом государстве, которым Россия провозглашается, согласно ст.1 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина как базис правового статуса личности являются основным и наиболее важным институтом, который весьма объективно и чётко отражает уровень социального, духовного, государственного и правового развития общества, его состоятельности, цивилизованности и зрелости.
Введение
1. Понятие политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2. Система и конституционно-правовое закрепление политических прав и свобод в России
3. Механизм и проблемы реализации политических прав и свобод человека в Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников
Согласно ст. 3 ФЗ «О политических
партиях» политическая партия должна
иметь региональные отделения более
чем в половине субъектов РФ (при
этом не более одного на субъект
РФ); в политической партии должно состоять
не менее 45 000 членов (а с 1 января 2012
г. - 40 000), при этом более чем в
половине субъектов РФ должна иметь
региональные отделения численностью
не менее 450 членов (с 1 января 2012 г. - 400 членов).
В остальных региональных отделениях
численность каждого из них не
может составлять менее 200 членов (а
с 1 января 2012 г. - 150 членов); руководящие
и иные органы политической партии,
ее региональные отделения и иные
структурные подразделения
В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об
общественных объединениях» общественные
объединения в России в зависимости
от территориальной сферы
Основными принципами деятельности общественных объединений являются принципы: добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности, при выполнении функций, предусмотренных их уставами.
Согласно российскому законодательству взаимоотношения государства и общественных объединений строятся на основе взаимного невмешательства в их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Обязательность членства в общественных объединениях без добровольного волеизъявления недопустима[12].
В российском законодательстве
предусматривается
В случаях выявления фактов нарушения общественным объединением своими действиями закона или устава, руководящему органу этого объединения может быть вынесено письменное представление об указанных нарушениях, устанавливающее срок их устранения. Если нарушение в установленный срок не устраняется, деятельность общественного объединения может быть приостановлена. При повторном нарушении в течение года такое объединение может быть ликвидировано в судебном порядке.
Согласно ст. 2 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Государство обязано обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан.[14]
- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Свобода публичных собраний, митингов, закреплённая ст. 31 Конституции РФ, заключается в праве граждан РФ собираться добровольно и мирно, без оружия для выражения общественного мнения в отношении к политическим, социальным проблемам, защиты своих прав и свобод, обсуждения общественно значимых проблем и путей их разрешения.
Данное положение Конституции получило развитие на федеральном уровне в ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 г. Стоит сказать, что существует мнение, согласно которому данный Федеральный закон не вполне соответствует современным требованиям юридической техники, т.к. его положения вносят неопределенность в правовое регулирование рассматриваемых правоотношений, что позволяет региональному законодателю трактовать его нормы по собственному усмотрению.[15]
Также свобода собраний, митингов закреплена в следующих законах: ФКЗ «О референдуме РФ» от 28 июня 2004 г. (в частности в ст. 60); ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 г (ст. 53); ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. (ст. 54); ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 г (ст. 60) и в некоторых других.
Порядок проведения публичных
мероприятий устанавливают
Право на объединение - это
субъективное право. Многими авторами
оно рассматривается через
Субъектами права мирно
собираться могут быть как физические
(о чем упоминается выше), так
и юридические лица. Государство,
государственные органы и учреждения,
муниципальные образования
Участниками публичного мероприятия
признаются в соответствии со ст. 6 ФЗ
О собраниях граждане, члены общественных
объединений и религиозных
Реализация конституционного
права граждан на свободу собраний,
митингов, шествий, демонстраций и пикетирования,
согласно ст. 3 ФЗ о собраниях, основана
на принципах законности и добровольности
участия в публичном
В ст. 2 ФЗ о собраниях выделяется пять форм публичных мероприятий: собрание, митинг, демонстрация, шествие, пикетирование.
Мирные собрания в закрытых помещениях не требуют уведомления, так же как пикетирования, проводимые одним участником. Для митингов, шествий, демонстраций необходимо подать не менее чем за 10 дней уведомление, а при пикетировании - не менее чем за 3 дня в органы исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (ст. 7 ФЗ о собраниях).
Говоря о порядке проведения
публичных мероприятий, стоит выделить
3 типа: разрешительный, уведомительный,
явочный. В соответствии с п. 5 ст.
5 ФЗ о собраниях запрещается
Основаниями прекращения
публичного мероприятия в соответствии
со ст. 16 ФЗ о собраниях являются
создание угрозы для жизни и здоровья
граждан, имущества физических и
юридических лиц, совершение участниками
публичного мероприятия противоправных
действий и умышленное нарушение
организатором требований ФЗ о собраниях.
Умышленное неисполнение организаторами
и участниками публичных
В настоящее время в
отношении свободы собраний стало
возможным делать вывод о переломе
ситуации и о наметившихся системных
позитивных тенденциях. Основные изменения
связаны с закреплением в правоприменительной
практике понятия процедуры согласования
и с развитием данного
Среди негативных тенденций
можно выделить: заметное изменение
регионального
Нарушение законодательства
со стороны властей и
В своем докладе за 2009 год,
Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации Владимир Петрович
Лукин, отметил, среди прочих вопросов
о реализации политических прав и
свобод, следующие: «Усилилась тенденция
к подмене установленного российским
законодательством
- Право
участвовать в управлении
Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства является непосредственно действующим и обеспечивается всем правовым механизмом защиты. Фундаментом реального участия граждан в управлении делами государства и контролем над деятельностью органов власти и общественных организаций являются гарантированные Основным законом страны информационные права личности (в частности, право на информацию), судебная защита нарушенных прав и свобод, право на свободу мысли и слова, право выражения мнений и убеждений, получения и распространения информации, права на создание объединений право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование и др.
Данное право реализуется в конкретных формах, через отдельные конституционные права:
- избирать и быть избранными
в органы государственной
- участвовать в референдуме;
- иметь равный доступ
к государственной службе, т. е.
право граждан на занятие
- участвовать в отправлении
правосудия, что означает право
граждан занимать должность
- Право
избирать и быть избранными
в органы государственной
Закрепив ряд базовых
положений в сфере
Избирательные права и право на участие в референдуме в силу ч. 2 и 3 ст. 3 и ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции РФ относятся к основным политическим правам, определяющим правовой статус гражданина РФ, важнейшую форму его участия в управлении делами государства
Сущностная характеристика активного избирательного права заключена в свободе лица (гражданина) назвать того, кому из круга баллотирующихся лиц он доверяет представлять его в определенном публично-властном органе. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принуждения к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать их волеизъявлению.
При явке на избирательный
участок гражданин имеет право
проголосовать за любого из выдвинутых
кандидатов (список кандидатов). Ранее
у граждан имелось право
Субъектами активного
избирательного права являются дееспособные
граждане РФ, достигшие возраста 18 лет
и не содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда. Субъектами
пассивного избирательного права являются:
гражданин РФ не моложе 35 лет может
быть избран Президентом РФ (ч. 2 ст.
81); гражданин, достигший на день голосования
21 года может быть избран депутатом
Государственной Думы (ч. 1 ст. 97); граждане
не имеющие гражданства
Назначение выборов