Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 21:01, контрольная работа
В настоящей работе будут рассмотрены определение, классификации и функции политических партий, а так же такая важная характеристика любого государства, как партийная система.
1. Введение…………………………………………………………. 3
2. Политическая партия: определение, структура, типы, основные этапы развития………………………………………………………………. 4
2.1. Функции партий………………………………………………. 6
2.2. Структура политической партии…………………………….. 10
2.3. Типология партий…………………………………………….. 11
2.4. Основные этапы партогенеза………………………………… 18
3. Партийная система: понятие и разновидности………………… 24
3.1. Сущность партийных систем………………………………… 18
3.2. Виды партийных систем………………………………………………………………. 26
4. Заключение……………………………………………………….. 31
5. Список используемой литературы................................................................................
Взаимодействуя друг с другом и с государством, партии так или иначе влияют на принятие решений, выявляя тем самым свое место в политической жизни. Устойчивые связи и отношения партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти образуют партийные системы. Понятие «партийная система» отображает способ взаимодействия различных партий в борьбе за власть.
Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании).
К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся:
Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества противоречива и имеет место борьба между различными стратами, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.
В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.
В зависимости от собственно межпартийных взаимоотношений характер партийных систем в значительной мере обусловливается типом тех вопросов («проблемных измерений»), которые становятся источником политических разногласий между ними, а также расстановкой политических сил, предопределяющей особенности борьбы отдельных партий за электорат. В настоящее время в науке, как правило, выделяют семь типов проблемных измерений, к которым относятся:
Что касается межпартийных отношений по вопросам завоевания электоральной поддержки, то партийные системы складываются с преобладанием гетерогенной (означающей борьбу партий за различные сегменты электората) или гомогенной (выражающей их борение за одни и те же слои электората) конкуренции. В зависимости от характера межпартийной конкуренции содержание партийных систем формируется под влиянием:
В зависимости не только от межпартийных, но и иных политических отношений партий (партийно-государственных, с группами давления, гражданским обществом и т.д.) партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий.
Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:
У каждой из перечисленных типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США, Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и некоторых других странах, предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам – смены курса, обществу – стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья» партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70-80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для устойчивой центристской политики.
Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.) Следовательно, типологизация партийных систем по качественным характеристикам их деятельности предпочтительней. В этом контексте, учитывая характер правления, можно говорить о
А учитывая доминирующие в государстве ценности, - о системах социалистических и буржуазных и т.д.
Итальянский политолог Дж. Сартори
дает более сложную
Все они выражают степень развития и варианты идеологического плюрализма в деятельности одной или нескольких партий.
Практика показала, что не существует единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.
Классификация партийных систем не объясняет ни их многообразия, ни различий в их составе, равно как не может прояснить причин формирования партийной системы того или иного типа в каждом отдельно взятом государстве. Каждая из партийных систем обусловлена спецификой процесса становления национального государства, пережитого страной. Там, где кризисы национального и государственного строительства разрешались относительно мирно, возникли стабильные и эффективные партийные системы. Продолжают по сей день сказываться и последствия острых конфликтов в тех странах, где эти кризисы протекали в болезненной форме.
Там,
где действуют избирательные
системы мажоритарного типа (определяя
одного победителя по большинству полученных
голосов), как правило, формируются
двухпартийные системы или
В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.
Конечно,
не существует единого стандарта
в оценках эффективности тех
или иных партийных систем. В то
же время важнейшим основанием сопоставления
их деятельности является обеспечиваемая
политической системой чуткость к социальным
запросам и нуждам населения, возможность
включения в процесс принятия
решений как можно большего числа
властно значимых интересов граждан,
способность населения к
На
основании всего
Воплощая право человека на политическую ассоциацию с другими людьми, она отражает общегрупповые интересы и цели разнообразных (социальных, национальных, конфессиональных и др.) слоев населения, их идеалы и ценности, утопии и идеологии. С помощью этого института люди выдвигают свои групповые требования к государству и одновременно получают от него поддержку в решении тех или иных политических вопросов. В силу этого партия развивает как прямые, так и обратные связи населения и государства.
От всех других политических институтов, в том числе групп интересов, партию отличают свойственные ей функции и характерные способы их осуществления, определенная внутренняя организация и структура, наличие политической программы действий, та или иная идеологическая система ориентации, а также ряд других, менее значимых признаков.
Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой политической" из всех общественных организаций до сих пор служат предметом теоретической полемики относительно ее происхождения и роли в политическом процессе. Возникают ли партии вследствие воплощения естественного для человека духа противоречия (Гоббс) или являются частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека (Токвиль); стремятся ли они подчинить себе все проявления политической активности человека (М. Я. Острогорский) или же являются механизмами продвижения к власти лидеров (М. Вебер) - все это и сегодня является предметом горячих дискуссий.
Различие
между заинтересованной группой
и политической партией очевидно: последняя
стремится приобрести и удержать непосредственный
контроль над государственными институтами.
Нетрудно, однако, заметить, что ту же цель
преследуют и другие организации, явно
не соответствующие принятым представлениям
о партиях, — военные хунты, феодальные
кланы и т. д. Это делает выработку универсального
определения партии очень трудной задачей.
Как полагает Жан Блондель, «лучше удержаться
от теоретического определения или описания
целей партий и
сосредоточиться на самом их существовании».