Политические и правые учения эпохи Возрождения и Реформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к ХIV – XVII вв. по другим – к XV – XVIII вв. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Содержание

1. Новая наука о политике Н.Макиавелли.
2. Политико-правовые идеи Реформации. Идеология тираноборчества.
3. Ж. Боден и его теория государственного суверенитета.
4. Политико-правовые идеи утопистов.

Работа содержит 1 файл

История политических и правовых учений. контрольная (3 г.,1 п.)..doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Боэси полагал, что в стародавние времена властители насилием и обманом отняли у людей свободу. Постепенно человеческая память забыла это зло, оно укоренилось и стало воспроизводиться уже силой привычки. Государи всячески стараются, чтобы подданные сознавали и ощущали себя бесправными рабами.

     От свободы люди отрекаются так же вследствие трусости, страха, которые порождает в них тиранический режим.

     Наконец, в подневольное состояние они впадают из-за благоговения перед верховной властью, внушаемого различными пышными символами и ритуалами.

     Чтобы удержать народ в добровольном рабстве, государи обзаводятся массой приспешников. Они образуют целую касту – от нескольких фаворитов монарха до многих тысяч его слуг, охранников, чиновников и т.д. Те же в свою очередь извлекают личную выгоду из своего положения, наживаются и помогают монарху эксплуатировать народ и господствовать над ним.

     Боэси тем самым выявил ряд типичных черт процедуры властвования, свойственной разнородному обществу. Он не только раскрыл их, но и дал им надлежащую оценку с позиций широких народных масс.

     Боэси внес важнейший вклад в политико-юридическую науку, в развитие прогрессивной демократической мысли.

     Идеологи и деятели Реформации основательно нарушили феодально-церковные порядки того времени, они критиковали и дискредитировали данные порядка.  При этом ими руководило пробудившееся и крепнувшее понимание светской власти (государственности) не только лишь как простого проводника воли Бога и церкви, но и как института, имеющего свой свойственный резон, свои особенные черты, возможности и цели.

     Католицизм не мог отреагировать на появление протестантского движения. На Реформацию церковь ответила контрреформацией. Были усилены преследования инакомыслящих в католических странах, реорганизована инквизиция, учрежден «Индекс запрещенных книг» (официальный список сочинений, чтение которых влечет отлучение от церкви).

     Движение контрреформации, участники которого остро ставят вопрос об укреплении единства в самой организации католической церкви, об усилении внутренней дисциплины и папской централизации, но главной была борьба католицизма против протестантства.

     Возникла инквизиция как появление и следствие кризиса церковной власти и идеологии: необходимо было церковную идеологию привести в соответствие с новой общественной ситуацией и новыми идейными течениями эпохи. Инквизиция стала средством борьбы с Реформацией. Ее ядро составили иезуиты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.    Жан Боден и его теория государственного суверенитета.

 

     Жан Боден (1530-1596 гг.) – идеолог абсолютизма. Деятельность Ж. Боден проходила на фоне трагических событий в истории Франции, связанных с кризисом абсолютизма.

     Юрист по образованию, Боден был профессором университета в Тулузе, адвокатом в Париже, а затем королевским прокурором в Лионе. Он занимал компромиссную позицию между католиками и кальвинистами, отстаивал вероятность и необходимость восстановления мира и правопорядка с помощью сильной королевской власти.

     В своем сочинении «Метод легкого изучения истории» (1566 г.), Боден изложил принципы рассмотрения политико-правовых проблем. Он приступил к изучению государства и политики:

     государство, по Бодену, возникает независимо от воли Бога или от людей под влиянием естественной среды (климат, почва и т.д.), их развитие отображает наука история, поэтому история различных народов является лучшим внедрением в политику.

     Представления о государстве и праве были систематически изложены Боденом в сочинении из 6 книг «О Республике» 1576 г. Боден подробно исследовал сущность и устройство государства, представлял главным признаком верховную власть.

     В то же время он критикует институт рабства – рабство несправедливо, оно бесполезно и вредно, так как раб не стремиться трудиться лучше. Рабство надо отменить, но постепенно, чтобы не было взрыва.

     Но в то же время он отвергает идею равенства граждан – по природе люди не похожи друг на друга. Он поддерживает идею частной собственности, считая что государство не может произвольно облагать людей налогами без их согласия: «ибо никто не имеет право брать чужое достояние без воли владельца». Но последняя мысль теряет свой смысл, ведь не может же государство спрашивать у каждого налогоплательщика согласен ли тот платить налог.

     Затем Боден переходит к рассмотрению главного признака государства – суверенитета.

     Признаки суверенитета:

   - право издавать закон;

   - право войны и мира;

   - назначение высших сановников;

   - правосудие в последней инстанции;

   - право помилования;

   -чеканка монет;

   - определение меры весов;

   - взимание налогов и податей.

     В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, Боден выделяет 3 формы государства:

   -  Демократия – государство, в котором «все или большая часть граждан обладают верховной властью над всеми»;

  - Аристократия – «меньшая часть граждан обладает веховной властью над всеми»;

  - Монархия – когда вся власть принадлежит одному.

     Он считал, что целесообразность и прочность каждой формы правления зависит от исторических и природных особенностей стран и народов.

     Боден отвергает такие формы правления, как демократия и аристократия – как неустойчивые формы. Симпатии Бодена на стороне наследственной монархии, как формы, способной навести порядок в условиях смуты и сплотить страну.

     Исходя из разработанной им концепции суверенитета, Боден ставит вопрос о сложных государствах. Он различает два вида государственного соединения:

     - Федерация – суверенитет принадлежит только союзу в целом, а не отдельным частям.

     - Конфедерация – каждый из членов которой сохраняет свой суверенитет.

     В итоге, главной положение теории Бодена сводится к идее государственного соединения – абсолютной и постоянной власти государства. не связанной законами. Провозглашенный суверенитет противостоит феодальной раздробленности и религиозной смуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        4.Политико-правовые идеи утопистов.

 

     Еще во времена античности отдельные представители общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

     Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. К этим признакам относят: наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижение не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

     В 16-17 вв. в экономической и общественно-политической жизни Западно- Европейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышленных мануфактур и появлением наемных рабочих. 16-17 вв. – относят к возникновению раннего утопического социализма, т.к. в это время происходит первоначальное накопление капитала.

    Наиболее примечательна в этот период деятельность двух «социалистов-утопистов»: Томаса Мора (1478 -1535 гг.) и Томмазо Кампанеллы (1568 – 1639 гг.). они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд – обязанность всех, а распределение происходит по потребности.

     Томас Мор вошел в историю как основоположник утопического социализма.

     Родился в Лондоне в 1478 г., в семье богатого горожанина. Он получил хорошее образование, стал просвещеннейшим человеком своего времени, дружил с самыми выдающимися учеными-гуманистами. Мор избирался членом парламента и его спикером., выполнял важные дипломатические поручения короны и пользоваться большим авторитетом как юрист. В 1529 году Мор стал лордом-канцлером и надеялся таким образом используя высокий пост, влиять на политику короля.

     Мор неплохо писал и его произведения оказали большое влияния не только на современников.

     В 1516 г. за границей вышла в свет  «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», более известна как «Утопия».

     Но в 1532 г. это произведение стало известно королю Генриху VII и карьере Мора наступил конец, а через 3 года Мора казнили, обвинив в государственной измене.

     Он один из первых понял, что основой эксплуатации человека – человеком является частная собственность на орудия и средства производства.

     В своей работе «Утопия», он не только критикует современные современно-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность.

     «Утопия» писалась в эпоху великих географических открытий, когда путешествия, новые земли, были у всех на уме.

     Книга написана в форме диалога с Рафаилом Гитлодея, который обнаружил неведомый остров Утопия. Название и имена в произведениях Мора в переводе с греческого звучат иронично «Утопия» - место, которого нет, а «Гитлодей» - пустомеля.

   Книга делится на 2 части:

     В первой части Гитлодей критикует современное общество, анализирует порядки, существовавшие в Англии. Английское законодательство было кровавым, за любое воровство – виселица.

     Корень социальной несправедливости Мор видел в частной собственности, которая разлагает общество, создает много ненужных профессий (пр.: ростовщик), а рабочие нищенствуют.

     Государство того времени Мор рассматривал как заговор богатых, которым хочется обеспечить за собой неограниченное право собственности, а затем за низкую цену заставить людей работать на себя.

     Во второй части книги описывается учреждения и нравы жителей острова. Утопия – остров, находящийся около берегов Америки. Он имеет вид полумесяца, концы которого сближаются, образуя обширную гавань, удобную для отношений с другими государствами.

     Утопия – своеобразная федерация из 54 городов (в Англии в это время тоже б0ыло 54 города),  в котором нет никакой собственности, где все принадлежит всем, где все трудящиеся и нет тунеядцев, и никто не знает что такое деньги.

     Рабочий день всего 6 часов, он считал, что этого достаточно для удовлетворения всех нужд, т.к. нет праздных людей.

     Все носят одинаковую одежду, дома не перестраиваются без надобности, жилье сменяют каждые 10 лет по жребию.

     В этой федерации существуют общие дома, в которые сносится все, что было произведено обществом (в том числе и еду), откуда каждый берет что захочет.

     Семья – моногамна (одна жена и один муж), где царят патриархальные нравы, оберегаются устои традиционной морали. Внебрачные связи наказываются. Развод разрешается с согласия обоих супругов и органов власти.

     Существует социальная иерархия, где начальники и наблюдатели управляют всей жизнью граждан.

     Преступников не казнят, а принуждают к общественным работам (по мнению Мора – наказание должно воспитывать). Утопийцы (т.е. граждане этого государства), совершившие тяжкое преступление, обращаются в рабство. Рабство – не пожизненное и не наследственное. Рабов заковывали в золотые цепи, чтобы воспитать презрение к золоту и заставляли выполнять неприятные работы.

     В войны утопийцы не ввязываются, стараются со всеми жить мирно, войны предпринимаются только для защиты своего государства, или для избавления других народов от тирании. Войска, по Мору, у них наемные, либо поступают только желающие.

     В итоге – Утопия Мора является лишь мыслительным экспериментом автора, как бы выглядело общество, если бы не было частной собственности.

Информация о работе Политические и правые учения эпохи Возрождения и Реформации