Политические и правые учения эпохи Возрождения и Реформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к ХIV – XVII вв. по другим – к XV – XVIII вв. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Содержание

1. Новая наука о политике Н.Макиавелли.
2. Политико-правовые идеи Реформации. Идеология тираноборчества.
3. Ж. Боден и его теория государственного суверенитета.
4. Политико-правовые идеи утопистов.

Работа содержит 1 файл

История политических и правовых учений. контрольная (3 г.,1 п.)..doc

— 143.00 Кб (Скачать)


                 Тихоокеанский государственный университет

                     Дальневосточный юридический институт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Контрольная работа

              по истории политических и

                        правовых учений .

 

Тема 7: Политические и правые учения эпохи

                   Возрождения и Реформации.

           

 

 

                                                 Выполнила: студентка

                                                        заочного ускоренного

                                                        обучения (ЗФУО),

                                                        № зач. кн. 040441617

                                                        Власенко Анастасия

                                                        Васильевна ,

                                                        Домашний адрес:

                                                        Амурская обл., Бурейский

                                                        р-он, с. Старая Райчиха,

                                                        ул. Придорожная, 7.

                                                        Проверил: __________

                                                   ____________________

                                                                  

 

 

                               Хабаровск, 2006 г.

     План:

 

1.     Новая наука о политике Н.Макиавелли.

2.     Политико-правовые идеи Реформации. Идеология тираноборчества.

3.     Ж. Боден и его теория государственного суверенитета.

4.     Политико-правовые идеи утопистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение:

   Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к ХIV – XVII вв. по другим – к XV – XVIII вв. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

   Складывалась новое мировоззрение. Достижение науки раздвигали горизонты познания и утверждались критериями истины – опыт. Гуманисты возрождали идеалы античной и изучали современность, выработали новую концепцию человека. Неизмеримо возросло значение личности как носителя политического действия. Все это обусловило новый подход к проблемам политико-правовой науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

1.    Новая наука о политике Никколо Макиавелли.

 

     Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) – итальянский политический деятель, историк, писатель. Родился во Флоренции, принадлежал к древнему, но небогатому роду. Хорошее, но в основном домашнее образование воспитало в нем любовь к греко-римской литературе. В течение всей жизни его спутниками были книги Цицерона, Плутарха, Тита Ливия. Университетское образование оказалось ему не по средствам, что, как полагают, сыграло свою положительную роль (освободило его от влияния схоластической* науки и позволило сохранить независимость суждений).

   Его способности к самообразованию были поистине поразительными. Еще молодым человеком Макиавелли приобщился к основам юридической и коммерческой наук, что очень пригодилось ему в будущей жизни.

     В 1498 г. Макиавелли успешно выдержал конкурс и был назначен декретом Большого Совета на пост канцлера Второй канцелярии, что было далеко не второстепенной должностью.

     Предмет занятия Макиавелли – внешние отношения, оборона. За 14 лет и 5 месяцев службы Макиавелли написал более 4-х тысяч служебных писем и донесений, большое количество проектов законов, правительственных распоряжений, военных приказов. С дипломатическими поездками он был несколько раз во Франции, Германии, был при дворе Итальянских монархов.

   Пребывая в разных странах, Макиавелли детально изучал различные формы социально-политических организаций, вскрывал их существенные черты, объективно сравнивал их возможности.

     Политическая деятельность Макиавелли была прервана драматическими  событиями осени 1502 года – гибелью республики. После падения республики политик пережил лишение всех прав, тюремное заключение, долгое изгнание. Время ссылки было посвящено размышлениям о судьбах государства и писательскому труду, однако он мечтал вернуться к политической жизни.

     В пору военной угрозы он предложил проект обороны стен Флоренции, который был принят. Но когда в 1527 г. восстановилась Флорентийская республика (Италия), и Макиавелли выдвинул свою кандидатуру на пост канцлера, его не поддержали, спустя месяц Макиавелли умер.

     Однако остались его произведения. Политическими идеалами пронизаны все сочинения великого Итальянца, включая поэму: «О золотом осле» (1518 г.) и комедию «Мандрагора» (1518 г.), а также труд Макиавелли «О военном искусстве» (1519-1520 г.), «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» (1516-

 

*схоластика – тип религиозной философии, характеризующейся соединением теолодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам, получила наибольшее развитие в Западной Европе в Средние века.  

 

1517г.), «История Флоренции».

Однако обессмертило имя Макиавелли небольшая книжка «Государь» (1513 г.). Опубликована она была лишь в 1532 году, уже после смерти автора.

     Произведения Макиавелли необходимо рассматривать как закономерное выражение его эпохи.

     В своем произведении «Государь», вызвавшем массу споров, Макиавелли не идет на поводу у тех, кто предполагал умилённый идеал государя, обладающего лишь превосходными положительными качествами.

     Он рисует картину качеств реалистических, которыми обладали и обладают реальные правители. И совет – каким нужно быть новому государю в реальной жизни – он дает аргументировано, ссылаясь на действительные событие мировой истории.

   Новый государь Никколо Макиавелли – это не просто человек, обладающий набором качеств и свойств, не просто идеальный образ. Макиавелли основательно, тщательно, бережно и продуманно выстраивает зримый, живой и притягательный образ Нового Государя.

     Макиавелли рассматривает такие черты в «Государстве», как :

   - щедрость и бережливость;

   - жестокость и милосердие;

   - любовь и ненависть.

     Рассматривая щедрость и бережливость, он замечает, что: - те государи, которые стремились быть щедрыми, за короткое время тратили все свои богатства, после истощения казны они были вынуждены поднимать существующие налоги и устанавливать новые налоги, что приведет к ненависти подданных.

     Поэтому Макиавелли советует государю – не бояться прослыть скупым, но тут же приводит случай, когда данный совет будет вреден.

     Рассматривая такие качества, как жестокость и милосердие, Макиавелли пишет: «каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жестоким».

     Макиавелли рассматривает, что часто для удержания власти приходится проявлять жестокость, «…однако, новый государь не должен быть легковерен, мнителен и скор на расправу, во всех своих действиях он должен быть сдержан, осмотрителен и милостив.» Применения жестоких мер Макиавелли оправдывал лишь при неизбежных обстоятельствах.

     Макиавелли также советуют государю не быть в политике романтиком, нужно быть реалистом. Это касается и того, нужно ли правителю держать данное им слово. Надо, но если это не идет в разрез с интересами его государства. государь должен поступать так, как диктуют ему обстоятельства.

     Макиавелли призывает государя к бдительности. «Из всех зверей пусть государь уподобиться двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобно лисе, чтобы обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».  То есть пусть он будет силен как царь зверей и в то же время хитер и изворотлив, как лиса.

     Много внимания уделяет Макиавелли отношениям нового государя с народом.

     Он предупреждает, чтобы «правитель не совершал поступков, которые могли бы вызвать ненависть или презрение подданных».   Государь может вызвать презрение к себе непостоянством, легкомысленностью, изнеженностью, малодушием.

     Макиавелли ясно формулирует неприкосновенность частной собственности, жилища и семьи граждан. Государю ни в коем случае не следует нарушать эти священные права, так как это быстрее, чем что-либо приведет к ненависти к правителю со стороны народа.

            Правителю, по утверждению Макиавелли, может  грозить лишь две опасности: извне и изнутри. Против опасности извне можно защититься оружием и доблестью, а против заговоров изнутри есть одно важнейшее средство – «не быть ненавистным народу».

     Макиавелли четко делит подданных государя на знать и народ.

     Он считает достижение равновесия между этими группами одной из важнейших задач мудрого правителя, потому что народ гораздо большая сила, чем знатные подданные.

     Макиавелли учил не только устанавливать власть, но и придавал большое значение тому, как эту власть сохранить. Макиавелли подтверждает реальными событиями, давая советы государю.

     Почитание и уважение государя подданными – одно из главных условий сохранения им власти в стране.

     «Государя уважают также, если он открыто заявляет себя врагом или другом», то есть не колеблется, если нужно выступать за или против. Не обходит стороной и такой вопрос, как советники правителя – его ближайшее окружение. Хороши они или плохи, «зависит от благоразумия государей». Именно то, каких людей правитель приближает к своей особе, говорит о его мудрости. Макиавелли считает, что выбор советников – это либо первая ошибка, или наоборот, первая удача государя.

     Выбрав хороших советников, государь должен стараться удержать их преданность с помощью богатства и почестей.

     Макиавелли опровергает и распространенное мнение, что мудрость государя во многом зависит от добрых советов. Он считает, что государю, который сам не обладает мудростью, бесполезно давать благие советы».

     Наделяя нового государя неограниченной властью, Макиавелли, в строгом соответствии с этим, возлагает на него всю ответственность за состояние государства, за сохранение и укрепление власти.

     Правителю необходимо меньше полагаться на судьбу, а больше уделять внимание правлению, мудрому и умелому. Государь, в первую очередь должен полагаться не на судьбу, а на свое умение управлять государством и на созданное войско.

     Макиавелли полагает, что «судьба предопределяет половину наших действий, а другой половиной или около того, она предоставляет управлять нам», и эта мысль заметно отличалась  от христианского мировоззрения, где наоборот судьба уже заранее предопределена.

     Макиавелли отстаивает человека-борца, идущего наперекор судьбе, что в соответствии с тем временем было не приемлемо.

     В различных главах различной тематики, Макиавелли возвращается к вопросу о войске государя. Войско он разделил на 3 группы: собственное; наемное; союзническое.   Он приходит к выводу, что наемные и союзнические войска опасны для правления, и считает, что собственная сильная армия просто необходима любому правителю, который не хочет потерять власть. Собственную армию, Макиавелли рассматривает «как подлинную основу любого военного предприятия, потому что нельзя иметь хороших солдат, чем свои».

     Одной из самых важных достижений Макиавелли – это вычленение политики в самостоятельную науку.   Политика, по его мнению – есть символ веры человека, и поэтому она должна занимать господствующее положение в мировоззрении. Религию Макиавелли рассматривает чисто прагматически, главным образом, с точки зрения служению государственным, политическим интересам, сплочения народа «Религия и Бог, - говорит он – были изобретены мудрыми людьми, для того, чтобы убедить народ в полезности установленного строя». Он приходит к выводу, что не политика должна быть на службе у политики – такой взгляд резко расходился со средневековыми представлениями о соотношении церкви и государства. однако он считает, что вести народ к построению нового государства может лишь государь, именно поэтому Макиавелли большую часть своего исследования посвящает вопросу: каким должен быть государь, чтобы выполнить историческую задачу – построение нового государства.

Информация о работе Политические и правые учения эпохи Возрождения и Реформации