Политические и правые учения эпохи Возрождения и Реформации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 12:53, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения относится по некоторым данным к ХIV – XVII вв. по другим – к XV – XVIII вв. Это период кризиса феодализма и развития буржуазных отношений в экономике и идеологии. Термин Возрождение (Ренессанс) был введен для того, чтобы показать, что в эту эпоху возрождались лучшие ценности и идеалы античности, уничтоженные варварами (архитектура, скульптура, живопись, философия, литература), но этот термин трактовался весьма условно, т.к. нельзя реставрировать все прошлое. Это не возрождение прошлого в чистом виде – это создание нового с использованием многих духовных и материальных ценностей античности.

Содержание

1. Новая наука о политике Н.Макиавелли.
2. Политико-правовые идеи Реформации. Идеология тираноборчества.
3. Ж. Боден и его теория государственного суверенитета.
4. Политико-правовые идеи утопистов.

Работа содержит 1 файл

История политических и правовых учений. контрольная (3 г.,1 п.)..doc

— 143.00 Кб (Скачать)

     Государства, писал Макиавелли, создаются и сохраняются не только при помощи военной силы; методами осуществления власти являются также хитрость, коварство, обман.

     Политическому деятелю, заявляет он, никогда не следует обнаруживать своих положений. «Глупо заявлять, прося у кого-нибудь оружие:»я хочу тебя убить», сначала надо получить оружие».

     Для укрепления и расширения государства, политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства. В политике единственной задачей для правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства.

     Чтобы правителя почитали, предлагает использовать ряд мер:

   - совершать необычные поступки и военные походы;

   - награждать и карать так, чтобы запомнилось;

   - защищать интересы слабого соседа;

   - заботиться о развитии науки и ремесел;

   - устраивать массовые праздники;

   - участвовать в собраниях граждан, сохранять достоинство и величие.

     Указал 3 причины, по которым государи лишались власти:

1)     вражда с народом;

2)     неспособность обезопасить себя от поисков знати и соперников;

3)     отсутствие собственного войска.

В главе о гражданском княжестве Макиавелли раскрывает взаимоотношения государя, знати и народа между собой, их интересы и цели. Власть приобретается благодаря расположению народа или знати. Знатные хотят угнетать народ, а народ не хочет, чтобы его угнетали. В итоге, или знатные выдвигают из своих рядов правителя, или народ вручает этот титул своему избраннику. Власть, полученную от народа, Макиавелли считает гораздо прочной, так как от знати государь может себя обезопасить, но от враждебно относящегося к нему народа – нет. Убедительно советует Макиавелли государю никогда не навлекать на себя гнев и ненависть народа. Наоборот, мудрый государь всегда найдет способ привлечь народ на свою сторон. Таким образом, расстановка классовых сил, структура политической власти формирует стратегию и тактику всех участников политической жизни государства.

   Заслуги Макиавелли в развитии политической теории велики:

   - он отбросил схоластику, заменил ее рационализмом и реализмом;

   - заложил основы политической науки;

   - выступил против феодальной против феодальной раздробленности, за единую Италию;

   - продемонстрировал связь политики и форм государства и форм государства с «социальной борьбой», ввел понятие «государство»;

  -сформулировал противоречивый принцип «цель оправдывает средства».

   Так как сочинения Макиавелли сильно отличались от взглядов католической  церкви того времени, то в 1559 г. все сочинения Макиавелли были включены в первый «Индекс запрещенных книг».

     Таким образом, произведения Макиавелли – это выражение личности, которая хочет вмешаться в политику и историю своей страны. Макиавелли – это человек, постигающий и раскрывающий основные тенденции своей эпохи, ее главные требования и стремление, решивший конкретным образом изменить дальнейшее развитие своей страны. «Государь» является живой картиной того времени. Макиавелли исходит из реального жизненного опыта и пытается возводить свои теоретические построения на фундаменте этого опыта. Все упоминаемые лица произведения реальны. Исследование построено строго логически, объективно.

     Содержание «Государя» составляет основной стержень мировоззрения Макиавелли. Его сочинения – это высшая точка развития политической мысли позднего Возрождения, сыграло большую роль в истории политического и идеологического развития многих стран Европы.

 

 

 

2.    Политико-правовые идеи Реформации. Идеология   тираноборчества.

 

Духовную жизнь того времени определяла религия. Но церковь не смогла дать отпор вызову времени. Католическая церковь имела власть над Западной Европой и несметные богатства, но оказалась в печальном положении. Безраздельное господство католической церкви во вех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему разложению. Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела. Наживались на всем. Высшие чины католической церкви жили в роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

     В итоге возникло массовое движение против католической церкви, получившее название – Реформация.

     Главным очагом европейской реформации была Германия. Начавшись в Германии, реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви ряда этих стран (Англии, Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Чехия и т.д.).

     Одним из основателей реформаторского движения можно считать чешского богослова Яна Гуса. Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведения его на национальный язык и создание независимых от Рима церквей.

     Учение Яна Гуса оказали влияние на Мартина Лютера (1483 – 1546 гг.).

Мартин Лютер- профессор Виттенбергского университета, доктор богословия и положил начало Реформации.

     В те времена ходила поговорка: «Церковью прощаются все грехи, кроме одного – отсутствия денег». Лютер, 31 октября 1517 г. прибил к дверям церкви свои «95 Тезисов» с протестом против продажи индульгенций. Эта дата считается началом реформаторского движения. Центральная мысль состоит в следующем: «Христову Евангелию идея искупительных пожертвований глубоко чужда; Бог Евангелия не требует от согрешившего человека ничего, кроме чистосердечного раскаяния в содеянном». Лютер был отлучен от церкви Римским Папой и подвергнут опале Германским императором, от смерти его спасла поддержка германских князей.

     Но обличение скрытого неблагочестия церкви во главе с Римским Папой перед Богом привело на сторону Лютера всех недовольных властвованием развращенного Рима.

     Учение Лютера о вере: опираясь на святое писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, большинство обрядов и служб не основаны на «подлинном слове Божьем». Лютер утверждал, что «человек оправдывается одной верой», тем самым отвергнув учение католицизма, о том, что для спасения души необходимо делать денежные взносы.

     Он считал, что:

   - услуги католической церкви не являются необходимыми, так как каждый верующий оправдывается лично перед Богом;

   -никто из людей не имеет превосходство над себе подобными: сир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы.

   - источник веры – священное писание и что отношение к религии – дело совести христианина.   То есть, что находило подтверждение в текстах Библии, считалось непререкаемым и священным, остальное рассматривалось как человеческое установление, подлежащее оценке и критике.

     Независимость светской власти от папства – такое отношение было Лютера к государству. Он наставлял подданных быть покорным монархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею несправедливости. По его мнению, задача светской власти – регулирование отношение между людьми, наказание злых и охрана благих. Духовенство не является каким-то особым «чином», независимым от светской власти.

     Свобода души, область веры, внутренний мир человека находится, по Лютеру, вне юрисдикции государства, за пределами действия его законов.

     Лютер перевел на немецкий язык Библию, и это был удар. Крестьяне не нашли в ней ничего об оброках и податях, они требовали возвращение к практике раннего христианства не только в церковной, но и общественной жизни. В результате вспыхнула крестьянская война (1524-1526 гг.), которую подавили. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами. А учение Лютера – лютеранством.

 

                                            Жан Кальвин (1509-1564 гг.).

     После спада 1-й волны Реформации (1531 г.) поднимается вторая волна, связанная с личностью французского теолога Жана Кальвина.

     Жан Кальвин – является вторым крупным реформатором. Он основал в Женеве новую церковь, опирающуюся  на демократически-республиканские принципы.

     Основной труд: «Наставление в христианской вере» (1536 г.) в этой работе описывалась община верующих, проповедников и дьяконов.

     Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения – судьба каждого человека определена Богом. Люди бессильны изменить волю Бога, но они могут догадываться о ней по тому, как складываются у них жизнь на земле. Если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны, значит Бог благоволит им.

     Из идеи абсолютной предопределенности следовало, что благородство, происхождение и сословные привилегии феодалов не важны, так как не ими обуславливается преизбранность в спасении человека.

   Отсюда складываются 3 черты, возникающие из его учения:

     - трудолюбие, прибыль в делах – признак предопределенности;

     - верность слову;

     - личное хозяйство отделено от бизнеса, вся прибыль идет в дело. Быть максимально бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждение и расточительность (сами живут скромно).

     Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул к протестантскому движению.

      В итоге, Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической системой.

 

                                          Томас Мюнцер (1490 -1525 гг.).

     Крестьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер- обратил реформационное движение в открытую бескомпромиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, власти князей, засилья церкви.

      Томас Мюнцер был реалистическим мыслителем, революционным вождем и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Мюнцера есть зачатки республиканских идей.

     Отчетливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государства, определение направлений государственной политики и постоянный контроль над нею исключительно народными массами. В этом ярко выразился демократизм  мюнцеровской программы.

   Он первый выразил мысль, о том, что власть следует передать простому народу, потому что лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремиться к «общей пользе». 

     Томас Мюнцер черпал доказательство правоты своих убеждений в Библии, как человек активного революционного действия он стремился к практическому воплощению на земле «царства Божьего» - общественного строя, в котором не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти. 

    

             Идеология тираноборчества.

     Во второй половине 16 – начале 17 вв. довольно широкую известность приобрели сочинения Ф. Готмана «Франко-Галлия», Юния Брута «Защита против тиранов», Т.Беза «О праве магистратов по отношению к подданным», Дж.Бьюкенена «О царском праве у шотландцев» и др. Своеобразным было конкретное содержание каждого из перечисленных трудов. Однако имелось и несколько общих идей, которые так или иначе разрабатывались во всех этих сочинениях.

     В них много говорилось о «народе» и от имени «народа». Но под ним подразумевались отнюдь не социальные низы, трудящийся люд, крестьянско-плебейские массы, а собрания  сословных представителей, преимущественно же феодальная знать.

     Всячески подчеркивалось, что суверенитет «народа» выше прерогатив монарха и он не должен быть ограничен волей государя, предлагалось, чтобы подданные заключили с монархом договор. И только наличие и строгое соблюдение такого договора делают государственную власть нормальной, а власть самого государя – законной. Если монарх переступает стоящие над ним законы (посягает на имущество, жизнь и искомые свободы подданных),  становясь форменным тираном, то «народ» вправе и обязан свергнуть его. Они поддерживали взгляды набиравшей тогда силу единой государственности, которые выражали прогрессивные тенденции социального развития.

     Тираноборцы (монархомахи) ввели в язык политики такие ключевые понятия политико-юридической науки, как «суверенитет народа», «общественный договор», «законность государственной власти», «границы власти государства», «право на сопротивление» и др.

     Тираноборцы вели яростные атаки против концентрации в руках монархов абсолютной власти, когда появилось «Рассуждения о добровольном рабстве» Этьена де Ла Боэси (1530-1563 гг.).

     В этой работе монархический строй  отвергался вообще, по причине его антиобщественной, антигуманной природы.

     В «Рассуждении» Этьена де Ла Боэси была предпринята попытка ответить на 2 основных  вопроса: почему миллионы людей сами отказываются от своей свободы, становясь невольниками государей, и благодаря чему государям удается достигать этого состояния и удерживать его.

Информация о работе Политические и правые учения эпохи Возрождения и Реформации