Политическая социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение механизма и раскрытие сущности политической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
- изучение особенностей личности как субъекта политики;
- определить понятие и сущность политической социализации;
- проанализировать основные типы политической социализации;
- охарактеризовать основные этапы политической социализации;
- изучить функционирование агентов политической социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Индивид как субъект политики……………………………………….5
1.1.Особенности индивида как субъекта политики…………………….5
1.2.Права человека: основные теоритические трактовки и типология..7
Глава 2. Сущность и содержание политической социализации……………...11
2.1.Назначение и основные концепции политической социализации..11
2.2.Характеристика политической социализации…………………….17
2.3.Этапы политической социализации………………………………..19
2.4.Агенты политической социализации………………………………20
Глава 3. Политическое поведение…………………………………………….23
3.1.Формы,факторы и типы политического поведения………………23
3.2.Протестное политическое поведение………………………………26
3.3.Модели электорального поведения………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

     Основываясь на идеях Ж. Пиаже, американский психолог Дж. Адельсон выявил тенденции развития политического мышления у молодежи Англии, США и ФРГ в возрасте от 11 до 18 лет. 

     По  мере умственного развития личности самым важным изменением для политического  мышления оказывается усиление абстрактности  и расширение временной перспективы. Годы отрочества отмечены быстрым ростом политического знания, в том числе  усвоением традиционных политических взглядов и установок. В середине отроческого периода у индивида формируется автономная система  этико-политических принципов. С возрастом  укрепляется влияние принципов  на политические суждения, которые  оказываются сильнее сиюминутного интереса.

     Политическая  практика и результаты эмпирических исследований показывают, что политическая социализация не ограничивается позициями, сформированными первичной социализацией (т. е. приобретенными в детстве), а  предполагает продолжение этого  процесса в течение всей жизни  человека. На новой стадии интеллектуального  развития привычные политические стандарты  и нормы воспринимаются иначе, чем  на предыдущей, поэтому вторичная  социализация (социализация в отрочестве) играет значительную роль, хотя сформированные ею позиции также не остаются неизменными. И даже социализация в зрелом возрасте, когда индивид способен самостоятельно выполнять политические роли и функции, не означает окончательной сформированности политических пристрастий, хотя изменить их становится все труднее.

     Подвижность политических ориентаций и многообразие агентов политической социализации обусловлены сложностью и противоречивостью  самой политической жизни, где сиюминутные  и перспективные интересы, общественные и личные потребности неразрывно взаимосвязаны и причудливо переплетены. 

2.2. Характеристика  политической социализации. 

     Политическая  социализация, как отмечалось, представляет собой процесс взаимодействия власти и индивида, отражающий уровень политической самостоятельности участников политической жизни. С одной стороны, политическая социализация отражает меру перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру  личности в форме усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и стандартов политической жизни. С другой стороны, она характеризует  сформированность политических позиций индивида, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействия власти и индивида могут быть основаны на диалоге, консенсусе или конфликте, что обусловливается типом политической культуры, доминирующей в обществе, ее однородностью или существованием разнородных субкультур внутри нее. Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой, при известном влиянии экономических и социальных отношений, позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политологии на основе характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные образцы политического поведения, выделяются несколько типов политической социализации.

     Гармонический тип политической социализации предполагает наличие культурной однородной среды, зрелых демократических традиций и  гражданского общества, которые обеспечивают уважительный диалог индивида и власти. Подобным образом можно охарактеризовать британо-американскую культуру. Власть и индивид привержены общепринятым идеалам, нормам и ценностям, что позволяет новым поколениям безболезненно входить в политическую жизнь.

     В странах Западной Европы преобладает  плюралистический тип политической социализации, которому свойственен  опосредующий характер взаимодействия личности с властью. Существование  значительного числа разнородных  субкультур предполагает первоначальную политическую социализацию индивида в  границах идеалов и ценностей  своей культурно-этнической группы или партии. Однако наличие конфессионально-культурного  многообразия не препятствует достижению консенсуса участников политического  взаимодействия благодаря существованию  единого культурного «кода», представленного  ценностями либеральной цивилизации (свободой, частной собственностью, индивидуализмом, правами человека, демократией, плюрализмом и т. д.), соответствующего высокому уровню жизни  большинства социальных групп. Приверженность идеалам либерализма исторически  обеспечивала способность индивида воспринимать ценности иных политических субкультур, подвижность и изменчивость политических пристрастий.

     Общества  незападной цивилизации характеризуются конфликтным типом политической социализации. Высокий уровень нищеты большинства населения, жесткая приверженность индивида местническим ценностям клана, рода, племени всегда затрудняли достижение согласия между носителями различных ценностей и властью. В этих обществах высока степень политического насилия из-за значительной культурной неоднородности. Усвоение индивидом местнических ценностей и норм политической жизни происходило и происходит, как правило, до сих пор в жесткой борьбе с носителями иных политических субкультур.

     Западные  авторы выделяют еше гегемонистский тип политической социализации, предполагающий вхождение человека в политику исключительно за счет признания им ценностей какого-либо класса (например, буржуазии или пролетариата), ценностей определенной религии (например, ислама) или политической идеологии (например, коммунизма, фашизма или либерализма). Этот тип политической социализации характерен скорее для закрытых политических систем, которые не приемлют иных ценностей. Так осуществлялась политическая социализация в России в советское время, в странах социалистической системы, и некоторых странах Азии и Африки. 

2.3. Этапы  политической социализации

     Политическая  социализация осуществляется на протяжении всей жизни человека. В зависимости  от отношения индивида к политическому  процессу (личное участие или неучастие) обычно выделяют три основных этапа  политической социализации личности.

"Допартиципаторный" - индивид еще не принимает личного участия в политическом процессе. Данный этап охватывает период ранней дошкольной фазы дотрудовой стадии общей социализации и частично фазу школьного обучения. Для него характерна преимущественно "первичная" политическая социализация. Именно в это время закладываются основы, усваиваемой индивидом политической. В свою очередь, этот этап подразделяется на ряд последовательно сменяющих друг друга стадий.

     Американские  политологи Д.Истон и Дж.Деннис выделяют четыре таких стадии: "политизации", "персонализации", "идеализации" и "институализации". Первая из них, охватывающая примерно первые пять лет жизни ребенка, характеризуется тем, что у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власти родителей. В этом возрасте информацию о политике ребенок получает преимущественно от родителей. На второй стадии политическая власть ассоциируется в сознании ребенка через фигуры как крупных политических лидеров общенационального масштаба (президент, премьер-министр, лидеры крупнейших политических партий), так и лиц, олицетворяющих власть в повседневной жизни (полицейский). Третья стадия характеризуется образованием на основе сложившихся ассоциаций уже более устойчивого эмоционального отношения к политической системе. В рамках четвертой стадии ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к институциональному, то есть к восприятию власти через обезличенные институты (государственные структуры, партии), что свидетельствует об усложнении его политических представлений и переходу к самостоятельному ведению.

     Особенность первичной социализации заключается  в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая  их сущности и значения. Поэтому  усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит, прежде всего, на эмоциональном уровне.

2.4 Агенты  политической социализации

Передача  политических ценностей, установок  и моделей политического поведения  осуществляется посредством воздействия  на индивида конкретных людей и формальных институтов, получивших название агентов  политической социализации.

Агенты  политической социализации подразделяются на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается.

На  первом этапе политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой (США, Великобритания) существует сильная корреляция политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности.

Школа не только дополняет, но и в чем-то может перестраивать политическую информацию, полученную ребенком в  семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах  политического устройства страны, объясняются  права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Американская школа, например, воспитывает молодых американцев  в духе "американской" исключительности и мессианизма. В то же время учащиеся американских школ с детства ориентируются  на достижение согласия в сфере внутриполитических отношений. В Китае с ранних лет  детей в школе воспитывают  в духе безоговорочного уважения к политическим лидерам, официальной  идеологии. Формирование подобных политических установок крайне важно для воспроизводства  господствующей в обществе политической культуры и обеспечения стабильности функционирования политической системы.

Важнейшим агентом политической социализации является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы.

Подобное  влияние является одним из источников девиантного политического поведения. В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Вместе с тем СМК могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. CМИ воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам.

Второй  этап политической социализации - партиципаторный - начинается еще на дотрудовой стадии общей социализации и по существу охватывает несколько циклов человеческой жизни - овладение профессией, служба в армии, трудовая деятельность, создание семьи. В целом ряде стран учащиеся старших классов и студенты принимают участие в политической жизни общества. Это довольно сложный период становления личности. В этом возрасте происходит осознание собственного "Я" как осмысления своего места в жизни, сопровождающееся подчеркнутым стремлением к независимости и самостоятельности, непослушанием взрослым, в том числе и родителям. В результате выстраивается параллельная система ценностей, не пересекающаяся с взглядами родителей, а частично и с взглядами сверстников.

Для этого  этапа характерна так называемая "вторичная" политическая социализация. Ее особенности заключаются в  том, что индивид уже освоил приемы переработки информации и модели политического поведения и способен противостоять групповому воздействию. Поэтому главную роль начинает играть так называемая обратная социализация, которая характеризуется тем, что  человек сам может выбирать и  усваивать определенные политические ценности и установки. Таким образом, индивид становится субъектом собственной политической социализации. В силу этого вторичная политическая социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных представлений, предпочтительных способов политического поведения. На партиципаторной стадии число агентов политической социализации расширяется. В формировании политических взглядов индивида важную роль начинают играть политические партии и движения, общественные организации, церковь, деловые круги, армия.

Третий  этап политической социализации - постпартиципаторный - начинается у разных индивидов и социальных групп в различные периоды жизни, чаще всего в пенсионном возрасте. Он характеризуется значительным ослаблением политической социализации. В этом возрасте люди, если не происходит каких-либо экстраординарных событий в личной жизни или в жизни общества, обычно не меняют сложившихся и устоявшихся политических взглядов.

Глава 3. Политическое поведение 

3.1. Формы,  факторы и типы политического  поведения. 

     Для описания феномена политического поведения  используются такие понятия, как  «политическое участие», «политическая  активность», «политическая деятельность».

Информация о работе Политическая социализация личности