Политическая социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение механизма и раскрытие сущности политической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
- изучение особенностей личности как субъекта политики;
- определить понятие и сущность политической социализации;
- проанализировать основные типы политической социализации;
- охарактеризовать основные этапы политической социализации;
- изучить функционирование агентов политической социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Индивид как субъект политики……………………………………….5
1.1.Особенности индивида как субъекта политики…………………….5
1.2.Права человека: основные теоритические трактовки и типология..7
Глава 2. Сущность и содержание политической социализации……………...11
2.1.Назначение и основные концепции политической социализации..11
2.2.Характеристика политической социализации…………………….17
2.3.Этапы политической социализации………………………………..19
2.4.Агенты политической социализации………………………………20
Глава 3. Политическое поведение…………………………………………….23
3.1.Формы,факторы и типы политического поведения………………23
3.2.Протестное политическое поведение………………………………26
3.3.Модели электорального поведения………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 71.79 Кб (Скачать)
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет» 

Реферат
по дисциплине «Политология»
на  тему «Политическая социализация личности»
 
 
 
 
 
Вологда
2011
 

                                           Выполнил:

                                           Филлипова С.А

                                           Проверил: Нурышев Г. Н. 
 
 
 

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Индивид как субъект политики……………………………………….5

      1.1.Особенности  индивида как субъекта политики…………………….5

      1.2.Права  человека: основные теоритические  трактовки и типология..7

Глава 2. Сущность и содержание политической социализации……………...11

      2.1.Назначение  и основные концепции политической  социализации..11

      2.2.Характеристика  политической социализации…………………….17

      2.3.Этапы  политической социализации………………………………..19

      2.4.Агенты  политической социализации………………………………20

Глава 3. Политическое поведение…………………………………………….23

      3.1.Формы,факторы и типы политического поведения………………23

      3.2.Протестное  политическое поведение………………………………26

      3.3.Модели  электорального поведения………………………………..29

Заключение……………………………………………………………………..32

Список  использованной литературы…………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Темой данной работы выступает сущность политической социализации личности.

     Актуальность  темы определяется процессом приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человека на всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культуры человека, сопровождается как взаимным притяжением, так и отторжением личности и общности. В политической социализации человек имеет дело по существу с обществом в целом. В ней происходит процесс усвоения индивидом или группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы. 

     Первичная политическая социализация начинается в достаточно раннем возрасте, когда  ребенок начинает понимать, что существует власть более высокая, чем власть родителей, которой подчиняется  семья. Этот первый этап можно назвать  политизацией.

     На  втором этапе политическая власть в  сознании ребенка приобретает конкретные черты, например в виде полицейского (которого родители беспрепятственно впускают в дом и демонстрируют  свое уважение к нему) и власть президента (чьи выступления по телевидению  родители всегда внимательно слушают). Это - этап персонализации и одновременно идеализации, поскольку ключевым политическим фигурам приписываются исключительно  положительные черты. Третий период - институциализация, когда ребенок переходит от персонифицированного представления о власти к восприятию власти через ее институты.

     Политическая  социализация [греч. politika -- искусство управлять и лат. socialis -- общественный] -- процесс включения индивида в политическую. По аналогии с процессом социализации политическая социализация понимается, как оснащение индивида опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре. В ходе взаимодействия личности с политической системой происходит два ряда процессов. С одной стороны, система самовоспроизводится, рекрутируя и обучая новых своих членов. Политическая социализация играет в этом процессе роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике. С другой стороны, требования системы переводятся в структуру личности, интериоризуются последней. В результате политическая социализация формируются политическое сознание и политическое поведение личности, происходит становление личности как гражданина. При этом понятие "Политическая социализация" шире, чем "политическое воспитание" или "просвещение", так как оно включает в себя не только целенаправленное воздействие наличности доминирующий идеологии и политических институтов, но и стихийные влияния, и собственную активность индивида.  Личность обладает способностью выбирать из предложенного ей набора политических позиций те, что отвечают ее внутренним предпочтениям и убеждениям. Механизмы Политической социализации функционируют на нескольких уровнях взаимодействия человека с политической системой.

     Основной  целью данной работы является изучение механизма и раскрытие сущности политической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:

- изучение  особенностей личности как субъекта  политики;

- определить  понятие и сущность политической  социализации;

- проанализировать  основные типы политической социализации;

- охарактеризовать  основные этапы политической  социализации;

- изучить  функционирование агентов политической  социализации.  

Глава 1. Индивид как субъект политики 

1.1. Особенности  индивида как субъекта политики. 

     В своем реальном, повседневном выражении  политика всегда представляет собой  совокупность различного рода действий (акций) и взаимодействий (интеракций) конкретных субъектов (акторов) в сфере их конкурентной борьбы за государственную власть. Чаще всего в качестве критериев выделения политических субъектов называются либо их конкретные действия в данной сфере, либо степень их реального влияния на принятие политических решений и их реализацию и государственную политику в целом, либо степень их организационной оформленности. Если же руководствоваться наиболее широким и прагматичным подходом, то под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики. Каждый из действующих субъектов способен применять специфические способы и методы воздействия на центры принятия политических решений, а следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального (микроактора), группового (макроактора) и институционального (организационного актора).

     Роль  индивида в политике крайне специфична. По сути дела, олицетворяя статус человека как относительно самостоятельного и свободного существа, чьи интересы и возможности так или иначе противостоят обществу и государству, индивид (личность) символизирует смысл и ценность любой коллективной деятельности. В этом плане отношения государства и индивида выражают отношения власти и человека — этих двух противоположных начал социальной жизни и двух самостоятельных источников общественной власти. 

     Организуя совместную жизнь людей, государство тем не менее всегда выступает как начало подавления и принуждения людей к поддержанию определенных политических порядков и форм поведения. Государство — это символ повиновения и принуждения человека к обязательному для него поведению и в этом смысле является агентом неизбежного ограничения его свободы и прав. Со своей стороны, индивид выступает как начало свободного и естественного волеизъявления. Имея определенные притязания к государству, связывая с ним возможности реализации своих интересов и перспективы, человек все же остается тем существом, которое обладает собственной программой жизнеутверждения и самовыражения. И если государство способно избрать любой путь своей эволюции, то человек всегда будет стремиться к защите собственного достоинства и свободы, счастья и жизни.

     Государство и индивид взаимодействуют между  собой как два взаимосвязанных  и одновременно в известной степени  взаимооппозиционных начала социальной жизни. Каждый из них не только обладает различными правами и возможностями, но и олицетворяет два различных источника и принципа организации власти в обществе. Конечно, человек и власть меняются, меняются и их интересы, а главное — возможности в преобразовании социума. И все же сложившаяся практика говорит о том, что принципиальные отношения между ними сохраняются. Государство остается внешней для индивидуальной жизни силой, обладающей по отношению к личности важнейшими принудительными прерогативами, правами и полномочиями. Однако и человек в ряде демократических стран становится высшей социальной ценностью политических отношении, направляя государственною политику 

1.2. Права  человека: основные теоретические  трактовки и типология. 

     Конкретным  выражением значимости для политических систем гуманистических принципов  и ценностей применения власти являются права человека. Права человека представляют собой совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.

     Впервые свое юридическое выражение права  человека получили в 1776 г. в Вирджинской Декларации, которая впоследствии была положена в основу Билля о правах (конституции) США и французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В настоящее время права человека закреплены во Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948), в Европейской конвенции о защите прав и свобод человека (1950), Международном Пакте о гражданских и политических правах (1966) и других международных документах.

     Все названные международные и внутриполитические документы исходят из того, что  происхождение прав и свобод человека не связано с волей конкретного  государства. Их базой являются неотъемлемые свойства людей, лежащие в основании  свободы, справедливости и всеобщего  мира. Таким образом, человек признается равноправным с государством субъектом  власти, при этом его права неразрывно связываются с определенными  видами гражданских обязанностей.

     Проблема  прав человека как самостоятельная  политическая проблема актуализировалась  по мере развития общества и усложнения взаимоотношений между обществом, государством и индивидом. Впервые  представления о правах человека сформировались в VI—V вв. до н .э. в рамках теорий естественного права, которые развивали китайские мыслители Мао-Цзы, софисты, Аристотель и др. Их основные идеи состояли в признании равенства людей от рождения и справедливости наделения их одинаковыми, обусловленными человеческой природой правами. Такое естественное право утверждалось в качестве основания условного (позитивного, писаного) права, предполагающего его законодательное закрепление. В то же время сторонники этих идей осознавали изменчивость юридических установлений, способных и не утвердить равенства всех людей в конкретном государстве. Поэтому впоследствии свои важнейшие надежды они связывали с договорным характером государственности. В средние века сложились основы юридически-позитивистского подхода, приверженцы которого отрицали всякое негосударственное происхождение человеческих прав. Они исходили из рациональной природы государства, его неизменности и независимости от социально-экономических предпосылок, не различали право (человека) и закон (государства), а права личности не имели в их глазах никакого приоритета над правами государства. По их глубокому убеждению, права граждан должны были изменяться в зависимости от целесообразности и государственных потребностей.

     Творцы  либеральных теорий настаивали на том, что естественные, священные для  человека права существуют независимо от государства. Более того, сам этот институт власти несет, по их мнению, угрозу социально обретенным качествам  и правам личности. В качестве основных они рассматривали политические и гражданские права индивида, не придавая особого значения его социально-экономическим возможностям. Но, видя свою главную задачу в ограждении человека от внешней агрессии со стороны государства, либералы чрезмерно изолировали личность от общества и государства, не замечая, что формальное равенство лишает наименее защищенные слои населения возможности реально пользоваться его плодами.

Информация о работе Политическая социализация личности