Политическая социализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:20, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение механизма и раскрытие сущности политической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
- изучение особенностей личности как субъекта политики;
- определить понятие и сущность политической социализации;
- проанализировать основные типы политической социализации;
- охарактеризовать основные этапы политической социализации;
- изучить функционирование агентов политической социализации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Индивид как субъект политики……………………………………….5
1.1.Особенности индивида как субъекта политики…………………….5
1.2.Права человека: основные теоритические трактовки и типология..7
Глава 2. Сущность и содержание политической социализации……………...11
2.1.Назначение и основные концепции политической социализации..11
2.2.Характеристика политической социализации…………………….17
2.3.Этапы политической социализации………………………………..19
2.4.Агенты политической социализации………………………………20
Глава 3. Политическое поведение…………………………………………….23
3.1.Формы,факторы и типы политического поведения………………23
3.2.Протестное политическое поведение………………………………26
3.3.Модели электорального поведения………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии.docx

— 71.79 Кб (Скачать)

     В рамках современных концепций прав и свобод человека также утверждается их неотъемлемый и универсальный  характер. Однако, несмотря на признание  противоречивости отношений индивида и государства, в них допускается  частичное изменение его прав и свобод содержания. И все же, даже временно подавляя некоторые из прав, государство не в силах отнять их у человека. Поэтому современные политологи приводят аргументы против чрезмерной концентрации прав «наверху», а тем более против группового диктата правящей элиты в вопросах определения объема и характера предоставляемых человеку прав и свобод. Но и при этом особый упор делается все-таки на взаимную ответственность человека и государства за гарантированность и использование прав.

     Длительная  борьба человечества за соблюдение прав и свобод личности, динамика представлений  о ее месте и роли в политически  организованном сообществе, а также  многообразие исторических условий  породили богатую палитру прав человека. В самом широком понимании  права человека распадаются на негативные и позитивные.

     К первым из них относятся такие  права и свободы, которые основаны на препятствовании необоснованному  вмешательству государства и  других лиц в суверенные дела индивида, это права, лежащие в основании  индивидуальной свободы личности. Они  не требуют от государства накопления и распределения материальных и  иных ресурсов и вообще каких-либо специальных  созидающих действий, кроме исключения несправедливого вмешательства  в дела и интересы личности, посягательства на ее свободный выбор. Негативные права  ограждают личность от ограничений  и принуждения со стороны государства, мешающих ей действовать самостоятельно. К таким правам можно отнести  практически все либеральные  права человека. Они абсолютны  и не зависят от уровня развития конкретной страны, предполагая лишь признание суверенности человеческой личности и уважительное отношение  к ее самостоятельному выбору со стороны  государства.

     В свою очередь, позитивные права основываются на ответственности государства  за предоставление личности определенных социальных благ, например, прав на образование, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т.д. В данном случае гарантированность этих прав непосредственно зависит от уровня социально-экономического развития государства, от заинтересованности правящих кругов в реальном проведении соответствующей государственной политики и, что немаловажно, от профессионализма государственных служащих, способных обеспечить такой характер управления обществом.

     С более содержательной точки зрения права и свободы человека разделяются  на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические.

     Гражданские, или личные, права — это тот  круг присущих человеку от рождения прав, которые конституируют его автономность и индивидуальность, достоинство  и самобытность, предохраняют его  от посягательств и произвола  власти. К ним, как правило, относят  право на жизнь и достоинство  личности, свободу и личную неприкосновенность. Обеспечение данных прав государство  гарантирует на основе законодательного закрепления презумпции невиновности, публичного и независимого суда, неприкосновенности жилища, тайны переписки, свободы  передвижения, выбора места жительства, а также свободы любых действий, не противоречащих закону.

     Политические  права обеспечивают возможности  участия граждан в управлении делами государства и общества. К такого рода правам относятся свобода слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свобода избирать и быть избранным в представительные органы государства, свобода союзов, демонстраций и т.д.

     Социально-экономические  права — это права и возможности  граждан в сфере производства, обмена и потребления материальных ресурсов, в области распоряжения продуктами своего труда и факторами  материальной деятельности. Их называют правами «второго поколения», которые  стали результатом борьбы за социальные гарантии и защиту личности в сфере  производства, активно начатую еще  со второй половины XIX в.  

     К таким правам относятся право  на собственность, свободу экономической  деятельности, индивидуальные трудовые права (право на труд, справедливую оплату труда, защиту от безработицы, выбор  профессии) и право на коллективные действия по защите трудовых прав, а  также право на жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни. В настоящее время наиболее полно эта группа прав обеспечивается в правовых социальных государствах — Швеции, Германии, Канаде, США и  некоторых других, где достигнут самый высокий уровень социально-экономического обеспечения населения.

     Проблемы  общественного развития последней  трети XX в., связанные, к примеру, с  усилением взаимозависимости государств в современном мире и, как следствие, формированием новой системы международных отношений или экологическим кризисом, вызвали к жизни права «третьего поколения», делающие акцент на отношения между государством и личностью в сфере культуры и экологии. К этим правам можно отнести право человека на мир и социальное развитие, здоровую экологическую внешнюю среду, приобщение к понимаемым как общее достояние человечества культурным ценностям, свободное передвижение по миру и т.д. 

Глава 2. Сущность и содержание политической социализации 

2.1. Назначение  и основные концепции политической  социализации. 

     Осмысление  и самостоятельное участие личности в политике предполагает наличие  у нее политических знаний, опыта, культуры. Они помогают ей, как политическому  субъекту, эффективно исполнять политические роли и функции, не становясь заложником политических игр различных сил. Люди не рождаются с заранее усвоенным  политическим опытом и культурой, а  приобретают их на протяжении всей своей жизни. То же можно сказать и о группе как субъекте политики. Процесс усвоения индивидом, группой ценностей и норм политической культуры, присущих конкретному обществу и позволяющих эффективно выполнять политические роли и функции и тем самым обеспечивать сохранение самого общества и политической системы, называется политической социализацией.

     Концепция политической социализации стала активно  разрабатываться в США с конца 50-х годов. Ее появление было вызвано  кризисом традиционных институтов политической системы западного общества, которые  уже не могли обеспечивать добровольное принятие новыми поколениями декларируемых  демократических ценностей. Кризис был реакцией индивидуального и  массового сознания на растущую коррумпированность власти, ее неспособность удовлетворять  новые потребности новых социальных групп, появившихся в постиндустриальном обществе.

     Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных  научных школ и направлений. Однако процесс вхождения человека в  политику чрезвычайно сложен и опосредован  огромным числом факторов. Выбор той  или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры, которая предписывает определенную схему отношений власти и личности.

     В западной классической политической мысли  отношения власть - индивид трактовались двояко в зависимости от определения  природы человека. Согласно первой точке зрения, которая восходит к  Платону и Аристотелю, а затем  была фундаментально представлена Т. Гоббсом, человек есть существо эгоистичное  и властолюбивое. Необходимость  подчинения власти Т. Гоббс обосновывал  тем, что в природе человека заложено «вечное и бесконечное желание  все большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью». Вследствие этого естественным условием нормального функционирования общества является правление просвещенного меньшинства. Большинство, лишенное элементарных знаний и управленческих навыков, должно подчиняться элите. Поэтому, согласно данной точке зрения, в основе политической социализации лежит модель «подчинения» индивида власти и усвоение им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом.

     Иную  точку зрения на проблему взаимоотношений  власти и индивида отражает модель «интереса», в которой потребности  и интересы личности ставятся выше интересов государства. Ее разрабатывали  А. Смит, Г. Спенсер и другие мыслители, рассматривавшие человека как существо рациональное, движимое во всех своих  поступках интересом. Стремление к  реализации собственных интересов  заставляет индивидов осознавать выгоду от объединения своих усилий в  удовлетворении личных потребностей. Государство стало необходимым  только как социальный институт, реализующий  преимущества кооперации индивидуальных интересов и обеспечивающий порядок  при их осуществлении.

     Эти идеи были положены в основу современной  концепции политической социализации, в которой существует две версии данного процесса, соответствующие  двум классическим подходам в трактовке  личности в политике. В результате по-разному трактуется и сущность процесса политической социализации, и ее технология.

     Первая  версия политической социализации исходит  из модели «подчинения». К этой версии тяготеют бихевиористы Ч. Мерриам, Г. Лассуэл и создатели системного подхода к политике Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба, К. Дойч. С работами последних исследователей связан наиболее существенный вклад в концепцию политической социализации в 60-х годах XX в. Они рассматривали политическую социализацию в качестве процесса воздействия политической системы на индивида с целью создания у него положительных установок на систему. Данное понимание вытекает из трактовки личности как элемента политической системы, который не является целью политики, а служит лишь средством поддержания системного равновесия. 

     Вторая  версия политической социализации разрабатывалась  в рамках теории конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), теории плюрализма (Р. Даль, В. Хорт) и теории гегемонии (Р. Милибенд, Р. Даусон, К. Превитт). Сторонники этой версии выводят сущность политической социализации из взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом влияния политической системы: его активность во взаимодействии с властью обусловлена интересами, способностью действовать осознанно, поддержкой этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать.

     В рамках первой версии политической социализации рассмотрим теорию «политической поддержки» уже упоминавшихся нами Д. Истона и Дж. Денниса - теории, которая оказала существенное влияние на развитие всей концепции и претендовала на универсальность, т. е. практическое использование данной модели во всех западных странах.

     Теорию  «политической поддержки» следует  рассматривать в более широком  контексте, а именно с точки зрения способности политической системы поддерживать стабильность и динамическое равновесие посредством взаимообмена с окружающей средой (с экономической, социальной, культурной системами). Взаимодействие политической системы с окружающей средой происходит через механизм «входа - выхода». На «вход» системы поступают требования и поддержка, а на «выходе» они воплощаются в политические решения и действия власти. 

     Силовыми  методами добиться принятия политических целей и ценностей, как показала практика, невозможно, поэтому новый  метод стабилизации системы был  призван помочь людям добровольно  принять политические цели. Это оказывается  возможным в том случае, если система  способна создавать и поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Иначе говоря, добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Положительная установка личности на систему формируется под воздействием агентов социализации, учитывающих индивидуальный уровень зрелости.

     Наиболее  существенный аргумент против универсализации  модели «политической поддержки» состоит  в том, что американское общество отличается от европейских обществ своей культурной однородностью, что приводит к обратным результатам.

     Процесс политической социализации представляет собой взаимодействие власти и личности, которая воспринимает декларируемые  системой ценности активно и избирательно. Активность личности обусловлена не только ее интересами, но и генезисом  мышления. Закономерности становления  мышления были сформулированы швейцарским  психологом Ж. Пиаже в теории когнитивного развития, в которой он выделил  четыре стадии генезиса мышления.

     На  первой стадии (сенсорномоторной - от рождения до 2 лет) у ребенка формируется способность воспринимать окружающий мир в образе предметов. Переход на вторую стадию (предоперациональную - от 2 до 7 лет) связан с тем, что действия ребенка отражаются в форме мысли. На этом этапе преобладает мышление с точки зрения «Я». Третья стадия (стадия конкретных операций - от 7 до 11 лет) характеризуется тем, что мышление ребенка освобождается от непосредственных восприятий. И, наконец, на четвертой стадии, в возрасте от 12 до 15 лет мышление ребенка переходит в стадию формальных операций, когда подросток способен к дедуктивным умозаключениям, осмыслению нравственных проблем, размышлениям о будущем.

Информация о работе Политическая социализация личности