Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 14:20, реферат
Основной целью данной работы является изучение механизма и раскрытие сущности политической социализации личности. Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие основные задачи:
- изучение особенностей личности как субъекта политики;
- определить понятие и сущность политической социализации;
- проанализировать основные типы политической социализации;
- охарактеризовать основные этапы политической социализации;
- изучить функционирование агентов политической социализации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Индивид как субъект политики……………………………………….5
1.1.Особенности индивида как субъекта политики…………………….5
1.2.Права человека: основные теоритические трактовки и типология..7
Глава 2. Сущность и содержание политической социализации……………...11
2.1.Назначение и основные концепции политической социализации..11
2.2.Характеристика политической социализации…………………….17
2.3.Этапы политической социализации………………………………..19
2.4.Агенты политической социализации………………………………20
Глава 3. Политическое поведение…………………………………………….23
3.1.Формы,факторы и типы политического поведения………………23
3.2.Протестное политическое поведение………………………………26
3.3.Модели электорального поведения………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы…………………………………………35
В рамках современных концепций прав и свобод человека также утверждается их неотъемлемый и универсальный характер. Однако, несмотря на признание противоречивости отношений индивида и государства, в них допускается частичное изменение его прав и свобод содержания. И все же, даже временно подавляя некоторые из прав, государство не в силах отнять их у человека. Поэтому современные политологи приводят аргументы против чрезмерной концентрации прав «наверху», а тем более против группового диктата правящей элиты в вопросах определения объема и характера предоставляемых человеку прав и свобод. Но и при этом особый упор делается все-таки на взаимную ответственность человека и государства за гарантированность и использование прав.
Длительная борьба человечества за соблюдение прав и свобод личности, динамика представлений о ее месте и роли в политически организованном сообществе, а также многообразие исторических условий породили богатую палитру прав человека. В самом широком понимании права человека распадаются на негативные и позитивные.
К
первым из них относятся такие
права и свободы, которые основаны
на препятствовании
В свою очередь, позитивные права основываются на ответственности государства за предоставление личности определенных социальных благ, например, прав на образование, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т.д. В данном случае гарантированность этих прав непосредственно зависит от уровня социально-экономического развития государства, от заинтересованности правящих кругов в реальном проведении соответствующей государственной политики и, что немаловажно, от профессионализма государственных служащих, способных обеспечить такой характер управления обществом.
С более содержательной точки зрения права и свободы человека разделяются на гражданские, политические, социально-экономические, культурные и экологические.
Гражданские,
или личные, права — это тот
круг присущих человеку от рождения прав,
которые конституируют его
Политические права обеспечивают возможности участия граждан в управлении делами государства и общества. К такого рода правам относятся свобода слова, печати, совести, право на получение информации, право на объединение с единомышленниками (создание политических ассоциаций), свобода избирать и быть избранным в представительные органы государства, свобода союзов, демонстраций и т.д.
Социально-экономические
права — это права и
К таким правам относятся право на собственность, свободу экономической деятельности, индивидуальные трудовые права (право на труд, справедливую оплату труда, защиту от безработицы, выбор профессии) и право на коллективные действия по защите трудовых прав, а также право на жилище, охрану здоровья, образование, участие в культурной жизни. В настоящее время наиболее полно эта группа прав обеспечивается в правовых социальных государствах — Швеции, Германии, Канаде, США и некоторых других, где достигнут самый высокий уровень социально-экономического обеспечения населения.
Проблемы
общественного развития последней
трети XX в., связанные, к примеру, с
усилением взаимозависимости
Глава
2. Сущность и содержание политической
социализации
2.1. Назначение
и основные концепции
Осмысление
и самостоятельное участие
Концепция
политической социализации стала активно
разрабатываться в США с конца
50-х годов. Ее появление было вызвано
кризисом традиционных институтов политической
системы западного общества, которые
уже не могли обеспечивать добровольное
принятие новыми поколениями декларируемых
демократических ценностей. Кризис
был реакцией индивидуального и
массового сознания на растущую коррумпированность
власти, ее неспособность удовлетворять
новые потребности новых
Становление концепции политической социализации происходило под влиянием различных научных школ и направлений. Однако процесс вхождения человека в политику чрезвычайно сложен и опосредован огромным числом факторов. Выбор той или иной модели политической социализации диктуется типом господствующей в обществе политической культуры, которая предписывает определенную схему отношений власти и личности.
В западной классической политической мысли отношения власть - индивид трактовались двояко в зависимости от определения природы человека. Согласно первой точке зрения, которая восходит к Платону и Аристотелю, а затем была фундаментально представлена Т. Гоббсом, человек есть существо эгоистичное и властолюбивое. Необходимость подчинения власти Т. Гоббс обосновывал тем, что в природе человека заложено «вечное и бесконечное желание все большей и большей власти, желание, которое прекращается лишь со смертью». Вследствие этого естественным условием нормального функционирования общества является правление просвещенного меньшинства. Большинство, лишенное элементарных знаний и управленческих навыков, должно подчиняться элите. Поэтому, согласно данной точке зрения, в основе политической социализации лежит модель «подчинения» индивида власти и усвоение им целей и ценностей, декларируемых правящим режимом.
Иную точку зрения на проблему взаимоотношений власти и индивида отражает модель «интереса», в которой потребности и интересы личности ставятся выше интересов государства. Ее разрабатывали А. Смит, Г. Спенсер и другие мыслители, рассматривавшие человека как существо рациональное, движимое во всех своих поступках интересом. Стремление к реализации собственных интересов заставляет индивидов осознавать выгоду от объединения своих усилий в удовлетворении личных потребностей. Государство стало необходимым только как социальный институт, реализующий преимущества кооперации индивидуальных интересов и обеспечивающий порядок при их осуществлении.
Эти идеи были положены в основу современной концепции политической социализации, в которой существует две версии данного процесса, соответствующие двум классическим подходам в трактовке личности в политике. В результате по-разному трактуется и сущность процесса политической социализации, и ее технология.
Первая
версия политической социализации исходит
из модели «подчинения». К этой версии
тяготеют бихевиористы Ч. Мерриам, Г. Лассуэл
и создатели системного подхода к политике
Д. Истон, Дж. Деннис, Г. Алмонд, С. Верба,
К. Дойч. С работами последних исследователей
связан наиболее существенный вклад в
концепцию политической социализации
в 60-х годах XX в. Они рассматривали политическую
социализацию в качестве процесса воздействия
политической системы на индивида с целью
создания у него положительных установок
на систему. Данное понимание вытекает
из трактовки личности как элемента политической
системы, который не является целью политики,
а служит лишь средством поддержания системного
равновесия.
Вторая версия политической социализации разрабатывалась в рамках теории конфликта (М. Вебер, Г. Моска, Ф. Паркин, У. Гуд, П. Блау), теории плюрализма (Р. Даль, В. Хорт) и теории гегемонии (Р. Милибенд, Р. Даусон, К. Превитт). Сторонники этой версии выводят сущность политической социализации из взаимодействия власти и индивида. Последний не является пассивным объектом влияния политической системы: его активность во взаимодействии с властью обусловлена интересами, способностью действовать осознанно, поддержкой этноса, класса, политической партии, частью которых он может выступать.
В рамках первой версии политической социализации рассмотрим теорию «политической поддержки» уже упоминавшихся нами Д. Истона и Дж. Денниса - теории, которая оказала существенное влияние на развитие всей концепции и претендовала на универсальность, т. е. практическое использование данной модели во всех западных странах.
Теорию
«политической поддержки» следует
рассматривать в более широком
контексте, а именно с точки зрения
способности политической системы
поддерживать стабильность и динамическое
равновесие посредством взаимообмена
с окружающей средой (с экономической,
социальной, культурной системами). Взаимодействие
политической системы с окружающей средой
происходит через механизм «входа - выхода».
На «вход» системы поступают требования
и поддержка, а на «выходе» они воплощаются
в политические решения и действия власти.
Силовыми методами добиться принятия политических целей и ценностей, как показала практика, невозможно, поэтому новый метод стабилизации системы был призван помочь людям добровольно принять политические цели. Это оказывается возможным в том случае, если система способна создавать и поддерживать веру индивидов в легитимность и законность власти. Иначе говоря, добиться поддержки граждан политическая система может, лишь задавая психологическую установку на добровольность принятия норм и ценностей господствующей в обществе культуры. Положительная установка личности на систему формируется под воздействием агентов социализации, учитывающих индивидуальный уровень зрелости.
Наиболее существенный аргумент против универсализации модели «политической поддержки» состоит в том, что американское общество отличается от европейских обществ своей культурной однородностью, что приводит к обратным результатам.
Процесс политической социализации представляет собой взаимодействие власти и личности, которая воспринимает декларируемые системой ценности активно и избирательно. Активность личности обусловлена не только ее интересами, но и генезисом мышления. Закономерности становления мышления были сформулированы швейцарским психологом Ж. Пиаже в теории когнитивного развития, в которой он выделил четыре стадии генезиса мышления.
На первой стадии (сенсорномоторной - от рождения до 2 лет) у ребенка формируется способность воспринимать окружающий мир в образе предметов. Переход на вторую стадию (предоперациональную - от 2 до 7 лет) связан с тем, что действия ребенка отражаются в форме мысли. На этом этапе преобладает мышление с точки зрения «Я». Третья стадия (стадия конкретных операций - от 7 до 11 лет) характеризуется тем, что мышление ребенка освобождается от непосредственных восприятий. И, наконец, на четвертой стадии, в возрасте от 12 до 15 лет мышление ребенка переходит в стадию формальных операций, когда подросток способен к дедуктивным умозаключениям, осмыслению нравственных проблем, размышлениям о будущем.