Политическая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.

Выбранной цели соответствуют задачи:

• определение основных подходов к определению политической системы;

• выявление основных элементов структуры политической системы;

• анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России

• на основе предыдущей задачи выявление характерных особенностей институциональной подсистемы в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект

1.1. Основные подходы к определению политической системы

1.2. Структура политической системы

Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России

2.1. Государственные политические институты

2.2. Институты гражданского общества

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

politsystempravka1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

   Нужды в новых партиях – нет. Поиски новых политических партий идут в кризисных условиях, когда люди понимают, что действующая власть не может поддерживать стабильность в стране. По этой причине время для новых политических партий не наступило. После бума партийного строительства, который в России пришелся на конец 80-х – начало 90-х годов XX в., закономерно приходит процесс политического спада. 35 

   Люди  не ищут партию, которая бы представляла их интересы во власти. С другой стороны, изменение партийного законодательства породило спрос на структуру, которая может быть политически эффективна, но юридически не подлежит регистрации. По мнению экспертов, применительно к России эффективной может быть партия, насчитывающая от 15 тыс. человек, а наше законодательство требует 50 тыс.

   Закономерным  последствием данной ситуации, может быть активизация общественных объединений, в частности общественно-политических объединений и движений.  

   Общественные  объединения

   Общественные  объединения граждан являются формой, посредством которой происходит соединение интересов личности, социальной общности с возможностью влиять на принятие управленческого решения. Личностный интерес, совпадая в конкретном случае  с интересами других людей, выходит за рамки индивидуального и приобретает общественно значимый характер.

   Понятие, порядок регистрации, регулирование  деятельности общественных объединений  обозначены в законе «Об общественных объединениях», принятом Государственной Думой 14 апреля 1995 г. 36

   Под политическим общественным объединением понимается общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование  политической воли граждан, участие в выборах в органы власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Общественным движением считается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

   По  своим целям (влиять на государственную  политику, содействовать принятию/отмене государственных решений) общественно-политические объединения и общественные движения схожи с политическими партиями. Вместе с тем от политических партий их отличает, во-первых, наличие, кроме общеполитических, специфических или узких целей и интересов, во-вторых, нежелание развивать политическую активность в рамках партии.

   Не  менее важным институтом нарождающегося в России гражданского общества выступают органы местного самоуправления, которые включают в процесс политической социализации людей, нейтрально или отрицательно относящихся к политике федеральных властей, но готовых на региональном уровне участвовать в решении политических, экономических и социальных проблем. Обычно их политическое поведение направлено на достижение целей отдельных социальных групп или личностей. С помощью этих институтов члены общества усваивают образцы нормативного поведения, которые должны помочь достаточно эффективно реализовывать свои гражданские, социальные и политические права.

   В целом, в современной России институты гражданского общества находятся в стадии формирования. Политические ресурсы распределены крайне неравномерно, далеко не все из них могут обеспечить своим членам способы адаптации к политическим ценностям и нормам.37   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

   Политическая  система России находится в состоянии  постоянного развития и совершенствования, она до сих пор не достигла уровня полной адекватности менталитету народа, его культуры. Она представляет собой специфический механизм властвования, сущность которого сегодня выражается достаточно туманным термином «суверенная демократия». Атрибутивные свойства подобного новообразования также размыты, хотя их можно вычленить:

    • высокая степень политико-культурной, экономической и социальной неоднородности субъектов;
    • моноцентрическая структура власти. Можно сказать, что данная система является системой персонифицированной власти, «заточенной» на национального лидера.
    • авторитарный политический стиль, предполагающий минимальный учет интересов субъектов и согласованное приятие управленческих решений;
    • жесткая институциональная структура;
    • процедурный консенсус.

   Хватает в политической системе и недостатков  – много неэффективных решений, коррумпированность, излишняя бюрократизация, что явилось следствием непрозрачности процедур принятия решений, отсутствия политической коммуникации элиты и масс, эффективного механизма контроля за власть.

   Основные  институты власти сформированы Конституцией РФ и федеральными законами. Завершено формирование многопартийной политической системы. Однако о развитости других институтов гражданского общества говорить еще рано. Наиболее ярким проявлением их деятельности можно назвать работу органов местного самоуправления, благодаря проведению в 2000-х годах соответствующей реформы. С моей точки зрения, на эффективность взаимодействия институтов гражданского общества и власти также оказывает влияние отсутствие официального института лоббирования, которому еще только предстоит сформироваться.

   Таким образом, сложившейся политической системе еще предстоит окончательно устояться и достигнуть устойчиво-динамической стабилизации, что представляет интерес для дальнейшего исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников и литературы 

   Источники

    1. Конституция Российской Федерации. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ.  – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 64 с.
    2. Федеральный закон от 22.10.1999 № 185-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» - http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=5627
    3. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 N 82-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) - http://www.consultant.ru/popular/obob/
    4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями от 15.12. 2001 г., 4.07.2003 г., 5.04.2005 г., 9.11, 27.12 2009 г.). - http://www.arbitr.ru/law/106/
    5. Федеральный конституционный закон от 30.12.2008  N 6-ФКЗ «О поправке  к Конституции Российской Федерации об изменении срока полномочий Президента и Государственной Думы РФ» - http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83180
    6. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях». - http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=98066
    7. Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ ред. От 19.07.2009 «О выборах Президента Российской Федерации». - http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89663
 
 

Литература

    1. Кривогуз И. М. Политология. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 288 с.
    2. Мухаев Р. Т. Политология./ Р.Т.Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.
    3. Мухаев Р. Т. Политология. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
    4. Марченко Н. М. Политология. Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. – 683 с.
    5. Смирнов В. В. Политическая система России на пороге XXI века / В. Смирнов // Власть. – 2000. - № 2. – С. 16-21.
    6. Зудин А. Ю. Режим В. Путина: контуры новой политической системы. // Общественные науки и современность. – 2003. - № 2. – С. 67-83.
    7. Рогачева Л. И.  Общественные объединения как социальные институты самоорганизации граждан. // Власть. – 2010. - № 3. – С. 16-19.
    8. Садриев М. М. Политическая система России и ее особенности. - http://polbu.ru/sadriev_politsystem/
    9. Савенков Р. В. Политическая система постсоветской России (тенденции, противоречия, пути стабилизации): Диссертация. канд. полит. наук. -  Воронеж, 2003 .— 210 с.
 

    Электронные ресурсы

    1. Официальный сайт Правительства РФ. - http://www.government.ru/power/
    2. Официальный сайт Совета Федерации - Члены Совета Федерации - http://council.gov.ru/
    3. Википедия. Свободная энциклопедия. - http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

Информация о работе Политическая система современной России