Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.
Выбранной цели соответствуют задачи:
• определение основных подходов к определению политической системы;
• выявление основных элементов структуры политической системы;
• анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России
• на основе предыдущей задачи выявление характерных особенностей институциональной подсистемы в России.
Введение
Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект
1.1. Основные подходы к определению политической системы
1.2. Структура политической системы
Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России
2.1. Государственные политические институты
2.2. Институты гражданского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы
К ведению Государственной Думы относятся:
Законодательная инициатива принадлежит Президенту РФ, парламентариям, Правительству, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду и Высшему Арбитражному Суду по вопросам их ведения.
Законодательный процесс в своих основных чертах урегулирован в ст. 104-108 Конституции РФ. Он проходит через несколько этапов. Изначально происходит внесение в законотворческий орган проекта закона субъектом законодательной инициативы. Затем законопроект проходит стадии рассмотрения в комитетах и комиссиях Государственной Думы и обсуждения на общем заседании Государственной Думы. Для принятия федерального закона требуется простое большинство голосов, конституционного федерального закона – две трети.
Принятый в Государственной Думе законопроект в течение пяти дней передаются для рассмотрения в Совет Федерации, где он должен быть рассмотрен в течение четырнадцати дней.
Заключительным
этапом является подписание законопроекта
Президентом и его обнародование. Законы
публикуются в официальных изданиях –«Российская
Газета» и «Собрание законодательства
Российской Федерации» - в течение семи
дней после дня их подписания Президентом
РФ.22
Правительство РФ
Правительству РФ посвящена глава 6 Конституции, которая состоит восьми статей (ст. 110-117).
Правительство осуществляет исполнительную власть РФ. На основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Формирование Правительства. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ и по его предложению заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель и министры образуют Правительство.
Государственная
Дума рассматривает представленную
Президентом кандидатуру
Председатель Правительства определяет основные направления деятельности правительства РФ и организует его работу. Центральные органы управления в качества своей основы имеют министерства. В настоящее время данная система представлена тринадцатью министерствами:
В соответствии со ст. 114 Конституции Правительство РФ:
Органы судебной власти
Органам судебной власти посвящена 7 гл. Конституции (ст. 118-129). Судебная система РФ представлена судами общей юрисдикции (Верховный Суд, районные суды, мировые судьи и военные суды), которые осуществляют правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, арбитражными судами (Высший Арбитражный Суд, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные аппеляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ), которые разрешают споры в экономической сфере деятельности, и Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами РФ, которые осуществляют контроль за соответствием нормативных правовых актов всех уровней действующей Конституции РФ и соответствием нормативных правовых актов субъектов Федерации их Конституциям (уставам).
Судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной властей и осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства по Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"26
Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.27 Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом. Ст. 121 Конституции указывает на несменяемость судей.28
В соответствии со ст. 123 Конституции разбирательство дел во всех судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и также дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Конституционный
Суд РФ состоит из 19 судей.29
Он разрешает дела о соответствии Конституции
РФ федеральных законов, нормативных актов,
конституций республик, уставов, а также
законов и иных нормативных актов субъектов
РФ. Конституционный Суд по жалобам на
нарушение конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов проверяет
конституционность закона, примененного
или подлежащего применению в конкретном
деле, дает толкование Конституции РФ
при соответствующем запросе.
2.2 Институты гражданского общества
Политические партии
В 90-е годы XX в. Распад политической монополии КПСС и ее уход с политической сцены вызвал бум партийного строительства. Однако возникшая многопартийность на практике оказалась иллюзорна.
Развитая
партийная система, позволяющая
надежно отслеживать и
Начиная с октября 2001 г. в России активно развернулось партийное строительство, основное содержание которого состояло в объединении многочисленных мелких квази-партий в крупные политические блоки и поиске своего места на политической карте России.
Р. Т. Мухаев отмечает некоторые особенности партийного строительства.32 Во-первых, в силу отсутствия гражданского общества в России партии возникают как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы. Они представляют собой объединения сторонников вокруг политического деятеля (например, ЛДПР). Во-вторых, российские партии носят проектный характер. Большинство политических партий, за редким исключением, являются проектами Администрации Президента. Наиболее яркие проекты – это партии «Единая Россия» и «Справедливая Россия». Последняя рассматривалась как запасной вариант партии власти. Однако, анализируя последние парламентские выборы в Воронежской области, можно заметить, что она потеряла перспективу для дальнейшего развития.
Также еще одной специфической чертой партийной системы России является то, что партии формируются не по идеологическому признаку. Размытость социальных интересов, их неустойчивость, обусловленные разрушением привычных форм идентификации личности и медленным становлением новых социальных связей, вызывают подвижность и условность границ между социальными группами и классами, значительный удельный вес маргинальных слоев. Это вынуждает партии искать социальную базу не внутри классов, а на стыках социальной структуры.
Идеологический вакуум заполняют национальные идеи, которые активно используют политические лидеры для собственного самоутверждения. Патриотические, национальные лозунги становятся наиболее употребимыми в программах современных политических партий.
После
выборов в Государственную Думу
2 декабря 2007 г. завершилось формирование
современной партийной системы.
Она приобрела вид
Партией парламентского большинства является «Единая Россия» (315 мест из 450). Второй по значимости стала парламентская фракция КПРФ: 57 человек. Коммунисты по-прежнему претендуют на звание «главной оппозиции». Но Кремль и правительство могут всегда рассчитывать на поддержку КПРФ.33
Третьей парламентской фракцией стала Либерально-Демократическая партия России. Количество ее представителей насчитывает 40 человек.
И, наконец, четвертой по представительству стала фракция партии «Справедливая Россия»: 38 человек. Для многих политиков СР стала Ноевым ковчегом, на котором они спасались от катастрофы – кремлевской зачистки политического пространства. Ни одна из думских фракций не может сравниться с этой по количеству представленных в ней обломков разных партий, разнообразию взглядов и идеологий.
Говоря о будущем партийной системы в России, можно привезти несколько фактов. Согласно информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации, по состоянию на 15 августа 2009 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий.34 В 2008 году их насчитывалось 15. 11 из них принимало участие в парламентских выборах 2007 г. Прошли в Госдуму только представители четырех партий. После объявления официальных итогов выборов инициативная группа граждан объявила о планах по созданию новой политической партии, начинающей подготовку к парламентским выборам 2011 г. Следует отметить, что для создания новых партий сейчас не время, поскольку эффективно работать смогут только внесистемные политические силы. Однако только политические партии по законодательству имеют право принимать участие в выборах в федеральные и региональные. С 2002 г. в России была зарегистрирована только одна политическая партия – «Правое дело».