Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.
Выбранной цели соответствуют задачи:
• определение основных подходов к определению политической системы;
• выявление основных элементов структуры политической системы;
• анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России
• на основе предыдущей задачи выявление характерных особенностей институциональной подсистемы в России.
Введение
Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект
1.1. Основные подходы к определению политической системы
1.2. Структура политической системы
Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России
2.1. Государственные политические институты
2.2. Институты гражданского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы
На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти; скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль различных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями и полностью законспирированные учреждения.
Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции – инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок и т.д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных политических регионов.
Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее демократической организации. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества – важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним массовым уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разделяют их по разным уровням.
В другой интерпретации группируются по функциональному признаку. Таким образом, в структуру политической системы входят следующие подсистемы:
• институциональная
• нормативная
• функциональная
• коммуникативная
• культурная
Институциональная подсистема включает в себя государство, политически партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества.10 Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяют ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство.
Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.
Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.
Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.
В культурной подсистеме относят систему ценностей, религию, ментальность.
Таким
образом, можно отметить структурность
и многоуровневость политической
системы, что вызывает дополнительный
интерес для исследования.
Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России.
2.1. Государственные политические институты
Важным
структурным элементом в
Согласно гл. 1 ст. 10 Конституции РФ государственная
власть в Российской Федерации осуществляется
на основе разделения на законодательную,
исполнительную и судебную.11 Таким
образом, анализируя государственные
политические институты, можно выделить
парламент, в качестве законодательной
власти, правительство, в качестве исполнительной
власти, органы судебной власти, и институт
президентства, стоящий над тремя выше
упомянутыми ветвями власти и контролирующий
их.
Президент РФ
Глава
государства — президент, избираемый
сроком на 6 лет (в соответствии с
ФКЗ «Об изменении срока
Президент РФ является главой государства и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия:
Президент РФ назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Он назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, представляет Госдуме кандидатуру Председателя Центрального банка РФ.
Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, вводит на территории государства или отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
В отношениях с судебной
Президент награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания. Также решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.
Избрание. Президентом может быть избран гражданин, достигший 35-летнего возраста, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
В 1991 году на выборах президента России сложилась избирательная система абсолютного большинства. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.14
Президент избирается на 6 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Президент приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.
Если Президент не может осуществлять свои функции в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья или отрешения от должности, его замещает Председатель Правительства РФ. При этом выборы нового Президента должны состояться на позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Председатель Правительства не имеет права распускать.
В
ст. 93 Конституции РФ дается возможность
отрешения Президента РФ.15 Оно
осуществляется Советом Федерации на
основании выдвинутого Госдумой обвинения
в государственной измене или совершении
иного тяжкого преступления, подтвержденного
заключением Верховного Суда РФ о наличии
в действиях Президента признаков преступления
и заключением Конституционного Суда
РФ о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения.
Парламент
Согласно
гл. 5 ст. 94 Конституции парламентом Российской
Федерации является Федеральное Собрание.16
Оно действует на постоянной основе и
состоит из двух палат - Совета
Федерации (верхняя
палата) и Государственной
Думы (нижняя палата). Совет Федерации
и Государственная Дума заседают раздельно.
Заседания являются открытыми. В случаях,
предусмотренных регламентом палаты,
она вправе проводить закрытые заседания.
Обе палаты могут собираться совместно
для заслушивания посланий Президента
РФ, посланий Конституционного Суда РФ,
выступлений руководителей иностранных
государств.
В состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти17. На данный момент Совет Федерации насчитывает 163 члена.18 Из своего состава Совет Федерации избирает Председателя и его заместителей. Аналогичная процедура проводится и в Государственной Думе. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Совет Федерации и Государственная дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
К ведению Совета Федерации относятся:
Федеральным законом «Об изменении срока полномочий Президента и Государственной Думы» от 30.12.2008 Государственная Дума избирается на 5 лет.20 Она насчитывает 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При избрании Государственной Думы действует пропорциональная избирательная система.