Политическая система современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.

Выбранной цели соответствуют задачи:

• определение основных подходов к определению политической системы;

• выявление основных элементов структуры политической системы;

• анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России

• на основе предыдущей задачи выявление характерных особенностей институциональной подсистемы в России.

Содержание

Введение

Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект

1.1. Основные подходы к определению политической системы

1.2. Структура политической системы

Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России

2.1. Государственные политические институты

2.2. Институты гражданского общества

Заключение

Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

politsystempravka1.doc

— 181.00 Кб (Скачать)
 
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 
 

Кафедра социологии и политологии 
 
 
 
 
 
 
 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ

 

(Курсовая  работа) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 0 10

Содержание

      

   Введение

   Глава 1.   Политическая система: теоретико-методологический аспект

   1.1. Основные подходы к определению политической системы

   1.2. Структура  политической системы

   Глава 2.  Особенности институциональной  подсистемы в России

   2.1. Государственные  политические институты

   2.2. Институты гражданского общества

   Заключение

   Список  использованных источников и литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

   Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны  между собой и составляют определенную целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.

   Появление этой категории непосредственно  связано с развитием системного анализа общества Т. Парсонсом. Впервые  теория политических систем была детально разработана крупным американским политологом Д. Истоном в 50-60х  годах XX века. Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, У. Митчелла, К. Дойча, А. Этциони, Д. Дивайна и многих других ученых. Она занимает центральное место в такой политологической дисциплине, как политическая кибернетика.  Теория систем помогает глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и предвидеть перспективы развития той или иной страны. Она привлекает внимание и позволяет исследовать такие ранее выпадавшие из поля зрения теоретиков аспекты политики, как макроскопические. Более того, теория систем может быть рассмотрена в практическом аспекте. Она призвана способствовать выработке рекомендаций по совершенствованию структуры политической системы, а также по выработке мер, направленных на повышение ее способности адаптироваться к окружающей среде и усиление социальной эффективности.

   Смысл понятия система заимствован  из биологии Л. фон Берталанфи и означает наличие некой целостности элементов, взаимодействующих между собой  и с внешней средой. Это означает: 1) элементы системы взаимодействуют друг с другом; 2) элементы системы взаимозависимы. Развитие системы обусловливается изменением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

   В самом общем плане политическую систему можно определить как  одну сфер жизнедеятельности общества, связанную с политикой. Именно политика и политические отношения лежат в основе политической системы.

   Становление современной политической системы  Российской Федерации прошло несколько  этапов, начиная с периода перестройки, каждый из которых оставил, хотя и в различной степени, свои отпечатки. Основные черты этой системы зафиксированы действующей Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме в декабре 1993 г. По существу, она всё еще имеет переходный характер. Поэтому либерально-демократические черты политической системы, которые были заимствованы преимущественно из конституций Франции и США, сочетаются с персоналистско-авторитарными институтами, что представляет интерес для изучения.

   Основным  источником для работы послужила Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Дополнительно использоваkcz ряд федеральных и федеральных конституционных законов, например: федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995, федеральный конституционный закон от 31.12.1996 "О судебной системе Российской Федерации", федеральный закон от 11.07.2001 «О политических партиях» и другие. Изучением данной темы занимаются многие политологи. Так анализу политической системы посвящено диссертационное исследование Савенкова Р. В. «Политическая система постсоветской России (тенденции, противоречия, пути стабилизации)», были опубликованы статьи Смирнова В.В. и Зудина А. Ю.

   Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.

   Выбранной цели соответствуют задачи:

   • определение основных подходов к  определению политической системы;

   • выявление основных элементов структуры  политической системы;

   •  анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России

   • на основе предыдущей задачи выявление  характерных особенностей институциональной  подсистемы в России.

   Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект

    1. Основные подходы к определению политической системы
 

   В современной науке к определению  политической системы существует множество  подходов.

   Сам термин был введен в политологию в 1950-1960-е гг. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики.1

   Основателем системного подхода в политической науке, как уже было сказано во введении, принято считать американского  политолога Д. Истона, который определил политику как «волевое распределение ценностей». В этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

   Истон полагал, что «системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны… Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать». Постоянно поддерживая связи с внешней средой  (компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура), политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.2

   В советской литературе политическая система трактовалась как универсальная и всеохватывающая политическая организация общества.3 Характерно ее рассмотрение с формальной точки зрения, ее институтов и правовых норм. Отчасти такой подход верен, так как любая политическая система предполагает институциональную инфраструктуру, на основе которой развертываются взаимодействия и взаимоотношения различных составляющих. Вместе с тем классический институциональный подход в анализе и описании политической системы применяется в работах некоторых современных отечественных политологов.

   Российская  политическая энциклопедия определяет политическую систему общества как  «совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в  которых реализуется политическая власть». Политическая система также включает сознание, идеи, мировоззрение индивида и группы.4

   Иной, отличающийся от Истона подход к анализу политических взаимодействий предложил другой американский политолог Г. Алмонд (так называемый структурно-функциональный). Он считал, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, которые выступают как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент целостности выполняет жизненно важную для всей системы функцию.5 Следовательно, система может рассматриваться в аспекте взаимодействия структур, осуществляющих определенные функции. Все вместе они обеспечивают удовлетворение основных потребностей системы. Введение структурно-функционального подхода как разновидности системного в политическую науку было продиктовано негативными последствиями практики переноса западных систем в развивающиеся страны в 50-60-х гг. XX в.

   Исследуя  конкретные проявления политического поведения, Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.6

   Варианты  теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда дополняет достаточно распространенный на Западе вариант  К. Дойча (коммуникативный подход). Его суть сводится, по мнению ряда авторов, к «заимствованию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает компьютерные системы», и механическому перенесению терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу политики.7

   В работах И. Хус система представляется как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т.п., формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления…».8

   Можно также выделить два взаимосвязанных значения политической системы. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт и рассматривается в качестве инструмента, позволяющего выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность,  а является средством системного анализа политики. Ее можно применить к любому относительно целостному политическому образованию: государству, партии, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой. Применительно ко всей политической сфере предполагается ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом через «вход» - каналы влияния среды на политическую систему и «выход» - обратное воздействие системы на среду. Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку, выражаемую в форме одобрения политики, политического участия, налогов и т.п. Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.

   Во  втором, более конкретном значении – как реального сложного механизма формирования и функционирования власти в обществе. Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (групп и индивидов) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

   Таким образом, рассматривая в данной работе политическую систему с точки  зрения ее составляющих институтов, она  определяется как совокупность политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть. 

    1. Структура политической системы

   Политическая  система структурна, то есть включает части или подсистемы, их элементы и отношения между ними. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем и по-разному их характеризует.

   М. М. Садриев9 выделяет в политической системе подсистемы трех уровней власти и политических отношений:

   • институциональные:

         - высший или верхний (мегауровень)

         - средний или промежуточный  (мезоуровень)

   • неинституциональный:

         - нижний или массовый (микроуровень).

   В свою очередь они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.

   Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая система включает центральный аппарат государственной власти (разделенной в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят разные формы политической оппозиции.

Информация о работе Политическая система современной России