Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 23:20, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.
Выбранной цели соответствуют задачи:
• определение основных подходов к определению политической системы;
• выявление основных элементов структуры политической системы;
• анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России
• на основе предыдущей задачи выявление характерных особенностей институциональной подсистемы в России.
Введение
Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект
1.1. Основные подходы к определению политической системы
1.2. Структура политической системы
Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России
2.1. Государственные политические институты
2.2. Институты гражданского общества
Заключение
Список использованных источников и литературы
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
социологии и политологии
(Курсовая
работа)
2 0 10
Содержание
Введение
Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект
1.1. Основные подходы к определению политической системы
1.2. Структура политической системы
Глава 2. Особенности институциональной подсистемы в России
2.1. Государственные политические институты
2.2. Институты гражданского общества
Заключение
Список
использованных источников и литературы
Введение
Разнообразные политические явления неразрывно взаимосвязаны между собой и составляют определенную целостность, социальный организм, выделяющийся из остального общества. Это их свойство и отражает понятие политической системы.
Появление
этой категории непосредственно
связано с развитием системного
анализа общества Т. Парсонсом. Впервые
теория политических систем была детально
разработана крупным
Смысл
понятия система заимствован
из биологии Л. фон Берталанфи и означает
наличие некой целостности
В самом общем плане политическую систему можно определить как одну сфер жизнедеятельности общества, связанную с политикой. Именно политика и политические отношения лежат в основе политической системы.
Становление современной политической системы Российской Федерации прошло несколько этапов, начиная с периода перестройки, каждый из которых оставил, хотя и в различной степени, свои отпечатки. Основные черты этой системы зафиксированы действующей Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме в декабре 1993 г. По существу, она всё еще имеет переходный характер. Поэтому либерально-демократические черты политической системы, которые были заимствованы преимущественно из конституций Франции и США, сочетаются с персоналистско-авторитарными институтами, что представляет интерес для изучения.
Основным источником для работы послужила Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Дополнительно использоваkcz ряд федеральных и федеральных конституционных законов, например: федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19.05.1995, федеральный конституционный закон от 31.12.1996 "О судебной системе Российской Федерации", федеральный закон от 11.07.2001 «О политических партиях» и другие. Изучением данной темы занимаются многие политологи. Так анализу политической системы посвящено диссертационное исследование Савенкова Р. В. «Политическая система постсоветской России (тенденции, противоречия, пути стабилизации)», были опубликованы статьи Смирнова В.В. и Зудина А. Ю.
Целью данного исследования является изучение политической системы России в её институциональном аспекте.
Выбранной цели соответствуют задачи:
• определение основных подходов к определению политической системы;
• выявление основных элементов структуры политической системы;
• анализ основных государственных институтов и институтов гражданского общества в политической системе России
• на основе предыдущей задачи выявление характерных особенностей институциональной подсистемы в России.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
разделенных на параграфы, заключения
и списка использованных источников
и литературы.
Глава 1. Политическая система: теоретико-методологический аспект
В
современной науке к
Сам термин был введен в политологию в 1950-1960-е гг. Его использование отражало нарастающее понимание системного характера политики.1
Основателем системного подхода в политической науке, как уже было сказано во введении, принято считать американского политолога Д. Истона, который определил политику как «волевое распределение ценностей». В этом контексте политическая система представляет собой механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
Истон полагал, что «системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду» и подверженной воздействиям с ее стороны… Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать». Постоянно поддерживая связи с внешней средой (компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура), политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.2
В советской литературе политическая система трактовалась как универсальная и всеохватывающая политическая организация общества.3 Характерно ее рассмотрение с формальной точки зрения, ее институтов и правовых норм. Отчасти такой подход верен, так как любая политическая система предполагает институциональную инфраструктуру, на основе которой развертываются взаимодействия и взаимоотношения различных составляющих. Вместе с тем классический институциональный подход в анализе и описании политической системы применяется в работах некоторых современных отечественных политологов.
Российская
политическая энциклопедия определяет
политическую систему общества как
«совокупность политических институтов,
норм, ценностей, идей и отношений, в
которых реализуется
Иной, отличающийся от Истона подход к анализу политических взаимодействий предложил другой американский политолог Г. Алмонд (так называемый структурно-функциональный). Он считал, что способность политической системы осуществлять преобразования в обществе и одновременно поддерживать стабильность зависит от специализации ролей и функций политических институтов, которые выступают как совокупность взаимозависимых элементов. Каждый элемент целостности выполняет жизненно важную для всей системы функцию.5 Следовательно, система может рассматриваться в аспекте взаимодействия структур, осуществляющих определенные функции. Все вместе они обеспечивают удовлетворение основных потребностей системы. Введение структурно-функционального подхода как разновидности системного в политическую науку было продиктовано негативными последствиями практики переноса западных систем в развивающиеся страны в 50-60-х гг. XX в.
Исследуя конкретные проявления политического поведения, Г. Алмонд и Д. Пауэлл определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.6
Варианты теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда дополняет достаточно распространенный на Западе вариант К. Дойча (коммуникативный подход). Его суть сводится, по мнению ряда авторов, к «заимствованию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает компьютерные системы», и механическому перенесению терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу политики.7
В работах И. Хус система представляется как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т.п., формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной философии, религии, формы правления…».8
Можно также выделить два взаимосвязанных значения политической системы. В первом из них политическая система представляет собой искусственно созданный, теоретический, мыслительный конструкт и рассматривается в качестве инструмента, позволяющего выявлять и описывать системные свойства различных политических явлений. Эта категория отражает не саму политическую реальность, а является средством системного анализа политики. Ее можно применить к любому относительно целостному политическому образованию: государству, партии, профсоюзу, политической культуре и т.д. Каждое из этих образований является специфической политической системой. Применительно ко всей политической сфере предполагается ее рассмотрение как целостного организма, находящегося в сложном взаимодействии с окружающей средой – всем остальным обществом через «вход» - каналы влияния среды на политическую систему и «выход» - обратное воздействие системы на среду. Среда воздействует на политическую систему через предъявляемые к ней требования и поддержку, выражаемую в форме одобрения политики, политического участия, налогов и т.п. Политическая система в процессе конверсии «перерабатывает» требования в решения и организует соответствующие действия.
Во втором, более конкретном значении – как реального сложного механизма формирования и функционирования власти в обществе. Этот механизм включает государство, а также партии, СМИ, политические ассоциации и объединения, различных политических субъектов (групп и индивидов) и их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.
Таким
образом, рассматривая в данной работе
политическую систему с точки
зрения ее составляющих институтов, она
определяется как
совокупность политических
институтов, норм, ценностей,
идей и отношений, в
которых реализуется
политическая власть.
Политическая система структурна, то есть включает части или подсистемы, их элементы и отношения между ними. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем и по-разному их характеризует.
М. М. Садриев9 выделяет в политической системе подсистемы трех уровней власти и политических отношений:
• институциональные:
- высший или верхний (мегауровень)
- средний или промежуточный (мезоуровень)
• неинституциональный:
- нижний или массовый (микроуровень).
В свою очередь они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти, исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким
образом, на институциональном макросистемн