Политическая мысль Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

Содержание

1. Введение.
2. Политическая мысль Средневековья.
2.1. Идея теократического господства в учении Августина Аврелия.
2.2. Политическое учение Фомы Аквинского.
2.3. Политическая мысль древней Руси.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
3.1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
3.2. Политико-правовые идеи Реформации.
3.3. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.
3.4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

4. Заключение.

Как и всё знание об обществе, политическая мысль развивалась  в прямой зависимости от многих факторов, в том числе: общественной практики, т.е. процессов, явлений, событий, которые  протекали, имели место в обществе: революций, смены общественно-экономических  формаций, политических режимов и  т.п.; господствующих в обществе идей, в первую очередь философских  воззрений; степени развития науки, культуры; религиозных представлений; уровня развития самой политической мысли, достигнутой в предшествующие периоды. А также других факторов.

Наиболее развитое учение об общественном устройстве в эпоху  средневековья предложили Августин  Аврелий  и Фома Аквинский. Они  являются основными создателями  христианской политической теории. В  их учениях христианская убежденность, даже фанатизм, сочетались с реализмом  и умеренностью.

Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в общеевропейском  масштабе. В XVI в. обозначились правовые и политические основы гражданского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей, идея, лежащая в  основе и новых политико-правовых концепций, и массовых религиозно-политических движений. Во-вторых, после почти  полуторатысячелетнего перерыва государство  рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное  по отношению к религии и церкви, но и даже имеющее превосходство  над ними. Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики. За главную предпосылку, обусловливающую  необходимость и деятельность государства, бралась “природа человека”, его  склонности и интересы. Государство  и право логически выводились из этой предпосылки, рассматривались  в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной  средой. Эти методологические положения  были подчинены задаче обоснования  антифеодальной программы, ряда общечеловеческих ценностей. Такова идея личности, освобожденной  от феодальных оков и наделенной рядом  прав и свобод. Концепция прав человека сложилась на последующих этапах развития политико-правовой идеологии, но ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI в.

В XVI в. речь шла еще преимущественно  о преодолении религиозного и  церковного отчуждения: опирающиеся  на многовековую традицию церковь и  религия, когда-то созданные людьми, превратились в чуждую им силу противостоящего  народу духовенства, иррациональных обрядов, догм. Стремление преодолеть это отчуждение и породило Реформацию. Большинством реформаторов проблема политического  отчуждения рассматривалась как  производная от религиозной и  церковной проблем. В то же время  раскованность мысли в период Возрождения положила начало созданию множества рационалистических политико-правовых концепций. Среди теоретиков той  эпохи наиболее значителен Макиавелли, однако он много сделал для теоретического обоснования политического отчуждения. Коль скоро сфера политики – это  область деятельности политиков, то народ от политики неизбежно отчужден. Именно поэтому Макиавелли – республиканец, а не демократ: он высоко ценит нравственные качества народа, но народу в государстве не отводится активная роль (только утверждение законов, выбор должностных лиц, оценка их деятельности, охрана государственного строя). Можно истолковать концепцию смешанной республики как идею защиты гражданского общества от произвольной власти тирана; но сама власть в любом ее виде и проявлении рассматривается как нечто принципиально отделенное от общества хотя бы теми особыми правилами, которыми она должна руководствоваться, проводя политику. Поэтому для исследования политики как таковой труды Макиавелли имеют непреходящее значение. Но проблема политического отчуждения в его концепции вечна и неразрешима.

Многие программные идеи XVI в. получили развитие в буржуазной политико-правовой идеологии последующих  веков; таковы идеи незыблемости частной  собственности и договорных отношений, свободы промыслов и торговли, осуществление которых при формальном равенстве лиц образует капиталистический  вариант гражданского общества. Для XVI в. эти идеи и тенденции их реализации были прогрессивны, поскольку вели к сокрушению феодально-сословного строя. Но в том же веке стали складываться теории, отрицавшие не только феодально-сословное  общество, но и любой строй, основанный на частной собственности и имущественном  неравенстве. Взгляд на платоновскую общность имуществ как на основу рационально  организованного общества с самого начала был коррективом к буржуазному  образу гражданского общества, содержал идею его социализации.

Ранние социалисты теоретически доказывали недостаточность лишь формального  равенства людей. Идея производства и распределения на основе общественной собственности, более всего была порождена стремлением достичь  социального равенства и свободы  людей, их материальной обеспеченности. Но в условиях низкого уровня развития производства это равенство в  их трудах доводилось до уравнительности (даже одинаковой пищи и одежды), ограничения  потребностей членов общества. Необходимость  государственного или общественного  руководства экономикой, не знающей  товарно-денежных отношений, порождала  мысль о детальной законодательной  регламентации отношений производства и потребления, быта и образования. Неумение найти стимулы к труду  в обществе без конкуренции и  частной собственности вело к  преувеличению возможностей прямого  государственного принуждения и  надзора над процессом труда. Получилось так, что стремление преодолеть антагонизмы общества, порожденные частной собственностью, привело к умозрительному конструированию общества, совпадающего с государством. Это государство, при всей необычности для того времени его демократических форм, все же противостояло народу, поддерживая раз и навсегда разработанный философский идеал. Именно поэтому Кампанелла, идеи которого по всем положениям отличались от взглядов Макиавелли, сходится с ним в определении форм и степени участия народа в управлении государством: народ в Городе Солнца все же не определяет политику, а, скорее, лишь оценивает ее.

5. Список использованной  литературы.

 

1. А. А. Радугин. «Политология».  –М.: Центр, 1999. –224с.

2. Г. А. Белов. «Политология».  –М.: Наука, 1994. –268с.

3. К. С. Гаджиев. «Введение  в политическую науку». –М.: Логос, 1998. –416с.

4. В. К. Балабанов. Зав.  каф. Социологии. Форум: domino.muh.ru

5. Ю. В. Ирхин. «Политология».  –М.: Юристъ, 2000. –511с.


Информация о работе Политическая мысль Средневековья