Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа
Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.
1. Введение.
2. Политическая мысль Средневековья.
2.1. Идея теократического господства в учении Августина Аврелия.
2.2. Политическое учение Фомы Аквинского.
2.3. Политическая мысль древней Руси.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
3.1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
3.2. Политико-правовые идеи Реформации.
3.3. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.
3.4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Макиавелли утверждал, что изучение прошлого дает возможность предвидеть будущее или по примеру древних определить средства и способы действий, полезных в настоящем. “Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того, – пояснял Макиавелли, – что все человеческие дела делаются людьми, которые имели, и всегда будут иметь, одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты”.
Природа человека одинакова во всех государствах и у всех народов; интерес является наиболее общей причиной человеческих действий, из которых складываются их отношения, учреждения, история. Для того чтобы управлять людьми, надо знать причины их поступков, их стремления и интересы. Устройство государства и его деятельность должны основываться на изучении природы человека, его психологии и влечений. “Природа создала людей таким образом, – писал Макиавелли, – что люди могут желать всего, но не могут всего достигнуть”. Из-за этого люди беспокойны, честолюбивы, подозрительны и никогда не довольствуются своей долей. Поэтому в политике всегда следует рассчитывать на худшее, а не на доброе и идеальное.
Государство (независимо от
его формы) Макиавелли рассматривал
как некое отношение между
правительством и подданными, опирающееся
на страх или любовь последних. Государство
незыблемо, если правительство не дает
повода к заговорам и возмущениям,
если страх подданных не перерастает
в ненависть, а любовь – в презрение.
В центре внимания Макиавелли –
реальная способность правительства
повелевать подданными. В книге “Государь”
и других сочинениях содержится ряд
правил, практических рекомендаций, основанных
на его представлении о страстях
и стремлениях людей и
Незыблемость частной
собственности, как и безопасность
личности, Макиавелли называл благами
свободы, считал целью и основой
прочности государства. По его учению,
блага свободы наилучшим
Особенность учения Макиавелли
в том, что смешанную республику
он считал результатом и средством
согласования стремлений и интересов
борющихся социальных групп. “В каждой
республике всегда бывают два противоположных
направления: одно – народное, другое
– высших классов; из этого разделения
вытекают все законы, издававшиеся
в интересах свободы”. Предпосланные
всему учению о государстве рассуждения
о природе человека (индивида) Макиавелли
существенно дополняет
Макиавелли стремился
опровергнуть общее мнение историков
о порочности народа. Народные массы
постояннее, честнее, мудрее и рассудительнее
государя. Если единоличный правитель
лучше создает законы, устраивает
новый строй и новые
Свободное государство должно
быть основано на компромиссах народа
и знати; суть “смешанной республики”
в том и состоит, что система
государственных органов
Законодательству и праву Макиавелли придавал большое значение – благодаря законам Ликурга Спарта просуществовала 800 лет. Ненарушимость законов он связывал с обеспечением общественной безопасности, а тем самым спокойствия народа: “Когда народ увидит, что никто ни при каких обстоятельствах не нарушает данных ему законов, он очень скоро начнет жить жизнью спокойной и довольной”. Но для Макиавелли право – орудие власти, выражение силы. Во всех государствах основой власти “служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы”. Поэтому главным помыслом, заботой и делом правителя должны стать война, военная организация и военная наука – “ибо война есть единственная обязанность, которую правитель не может возложить на другого”. Макиавелли против наемных войск; создание армии, состоящей только из итальянцев, он рассматривал как одно из первоочередных условий создания общенационального государства.
Важным средством политики
Макиавелли считал религию. Религия, рассуждал
Макиавелли, – могучее средство
воздействия на умы и нравы
людей. Именно поэтому все основатели
государств и мудрые законодатели ссылались
на волю богов. Там, где есть хорошая
религия, легко создать армию. В
Древнем Риме “религия помогала командовать
войсками, воодушевлять народ, сдерживать
людей добродетельных и посрамлять
порочных”. Государство должно использовать
религию для руководства
В противоположность католическим
богословам, стремившимся подчинить
учение о праве и государстве
христианской этике, Макиавелли отделял
политику от морали. Политика (учреждение,
организация и деятельность государства)
рассматривалась как особая сфера
человеческой деятельности, имеющая
свои закономерности, которые должны
быть изучены и осмыслены, а не
выведены из св. писания или сконструированы
умозрительно. Такой подход к изучению
государства был громадным
Идеалом государственного деятеля, которым Макиавелли восхищался, был герцог Романьи Чезаре Борджиа, стремившийся расширить свои владения вероломными и жестокими способами, типичными для феодалов эпохи позднего средневековья. Ссылаясь на деяния романьского герцога и ставя их в пример, Макиавелли писал, что для укрепления и расширения государства политик должен уметь решаться на великие, виртуозные злодейства, подлости и предательства, требующие, как он считал, мужества, геройства, широты души. В политике единственным критерием оценки действий правителя государства является укрепление власти, расширение границ государства. Для достижения этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные: “Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши”. При всем том, учил Макиавелли, вероломство и жестокость должны совершаться так, чтобы не подрывался авторитет верховной власти. Отсюда вытекает одно из излюбленных Макиавелли правил политики: “Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое – не может”. “Следует или вовсе не обижать никого, или удовлетворять своей злобе и ненависти одним ударом, а потом успокоить людей и возвратить им уверенность в безопасности”. Лучше убить, чем грозить, – грозя, создаешь и предупреждаешь врага, убивая – отделываешься от врага окончательно. Лучше жестокость, чем милосердие: от наказаний и расправ страдают отдельные лица, милосердие же ведет к беспорядку, порождающему грабежи и убийства, от которых страдает все население. Лучше быть скупым, чем щедрым, – щедрый обирает многих, чтобы одарить немногих, скупым же недовольны немногие, а народ не обременен излишними поборами. Лучше внушать страх, чем любовь, – любят государей по собственному усмотрению, боятся – по усмотрению государей, мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него. Все обиды и жестокости надо учинять разом: “Чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше”. Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные – исполнять сами.
Рекомендуя правителям государства в зависимости от того, куда дует ветер фортуны, “по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла”, Макиавелли в то же время советовал государям притворяться носителями нравственных и религиозных добродетелей. В государственной деятельности, поучал Макиавелли, “всегда в выигрыше оказывался тот, кто имел лисью натуру. Однако натуру эту надо еще уметь прикрыть, надо быть изрядным обманщиком и лицемером”. “Самое главное для государя – постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся... Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом деле, и эти последние не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государство”. Эти и аналогичные рекомендации Макиавелли черпал из современной ему политической практики.