Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа
Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.
1. Введение.
2. Политическая мысль Средневековья.
2.1. Идея теократического господства в учении Августина Аврелия.
2.2. Политическое учение Фомы Аквинского.
2.3. Политическая мысль древней Руси.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
3.1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
3.2. Политико-правовые идеи Реформации.
3.3. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.
3.4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
В период позднего средневековья феодальные отношения во всех странах образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную борьбу между королевской властью и вассалами, вереницу измен, предательских убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего о дворянской чести и дворянской верности. Именно эту практику Макиавелли поднял на теоретический уровень “высокой политики” и попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому “макиавеллизм” стал символом политического коварства.
Произведения Макиавелли
оказали громадное влияние на
последующее развитие политико-правовой
идеологии. В них сформулированы
и обоснованы главные программные
требования буржуазии: незыблемость частной
собственности, безопасность личности
и имущества, республика как наилучшее
средство обеспечения “благ свободы”,
осуждение феодального
Рассуждения Макиавелли о
способах и приемах политической
деятельности предопределялись не только
спецификой исторических условий того
времени, но и сущностью методов
власти меньшинства, опирающегося на насилие.
Политика господствующих классов всегда
стремилась найти идейную опору
в общественной морали и теоретическое
обоснование в философии. Макиавелли
поменял местами опору и
3.2. Политико-правовые идеи Реформации.
В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация – массовое движение против католической церкви, объединявшей всю феодальную Западную Европу в одно огромное целое и окружавшей феодальный строй ореолом святости.
Начало Реформации в Германии
положил профессор
Отношение Лютера к светской
власти основано на представлении, что
человек живет в двух сферах: в
сфере “евангелия” (религиозная
сфера, отношение к царству небесному)
и в сфере “закона” (царство
земное, государство). В сочинении
“О светской власти” (1523 г.) Лютер писал,
что если бы весь мир состоял из
подлинных христиан (т.е. из истинно
верующих), то не было бы необходимости
ни в князьях, ни в королях, ни в
мече, ни в законе. Однако только меньшая
часть людей ведет себя по-христиански;
злых всегда больше, чем благочестивых.
Поэтому бог учредил два
Часто ссылаясь на слова
апостолов Петра и Павла о
богоустановленности власти, данной
для наказания преступников, страшной
не для добрых, но для злых, Лютер
оправдывал светскую власть во всех ее
непривлекательных проявлениях: “Знай
также, – писал Лютер, – что
с сотворения мира мудрый князь –
птица редкая, и еще более редок
князь благочестивый. Обыкновенно
они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие
злодеи на земле; всегда нужно ждать
от них наихудшего, редко – чего-либо
хорошего. ...Если же князю удается
быть умным, благочестивым или
Выступая против привилегий
католического духовенства, Лютер
отстаивал самостоятельность
Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, послужила сигналом к всеобщему движению крестьянства и городских низов, которые не видели оправдания сословному неравенству, феодальной иерархии, бесчисленным повинностям и поборам; они требовали возвращения к практике христианского равенства не только в церковной, но и в общественной жизни. В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (1490–1525 гг.). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; в “Пражском воззвании” он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. “Под царством божьим, – писал Энгельс, – Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти”.
Высоко оценивая деятельность
и программу Мюнцера, Энгельс
характеризовал неудачу с осуществлением
этой программы в одном из городов
Германии как трагичную и гибельную
для любого политического вождя
попытку осуществить идеи, для
реализации которых нет общественно-
В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест против этого решения, ссылаясь, в частности, на то, что вопрос о религии – дело совести, а не предмет решения большинством голосов. С тех пор приверженцев церквей и религиозных учений, созданных Реформацией, называют протестантами.
Война католиков и лютеран на территории Германии завершилась Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство становилось равноправной католичеству религией по принципу: “чья страна, того и вера”. Реформация нанесла тяжелый удар католической церкви; протестантизм приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские государства.
Распространение лютеранства
в его борьбе с католицизмом стало
идейной предпосылкой возникновения
более радикальных религиозно-
Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения – судьба каждого человека определена богом. Это учение призывало верующих к активной деятельности, ибо, с одной стороны, если человек обречен на неудачу, то ему ничто не повредит сверх того, что и так предопределено; с другой стороны, никто не может точно знать, “избран” он или нет, однако успех в делах может быть истолкован как возможное доказательство избранности. В XVI–XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в североамериканских колониях.
В результате Реформации от
католической церкви почти одновременно
отпали несколько миллионов людей.
В борьбе против протестантства развернулась
Контрреформация. Были усилены преследования
еретиков и инакомыслящих в католических
странах, реорганизована инквизиция, учрежден
Индекс запрещенных книг (официальный
список сочинений, чтение которых карается
отлучением от церкви), мирянам запрещалось
читать и обсуждать св. писание. Тридентский
собор (1545– 1563 гг.), определивший меры борьбы
с Реформацией, подтвердил значение
философских сочинений Фомы Аквинского,
который вскоре был провозглашен
одним из учителей церкви; популяризация
его учения положила начало так называемой
второй схоластике, подготовке иезуитами
учебников “облегченной”
Главным орудием католической
реакции стало “Общество