Политическая мысль Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 16:29, контрольная работа

Описание работы

Рядом с борьбой религиозных течений усиливалась и развивалась рационалистическая критика религиозного мировоззрения. К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы. Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

Содержание

1. Введение.
2. Политическая мысль Средневековья.
2.1. Идея теократического господства в учении Августина Аврелия.
2.2. Политическое учение Фомы Аквинского.
2.3. Политическая мысль древней Руси.
3. Политическая мысль эпохи Возрождения.
3.1. Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.
3.2. Политико-правовые идеи Реформации.
3.3. Политические идеи тираноборцев. Этьен де Ла Боэси.
3.4. Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж. Бодена.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 58.30 Кб (Скачать)

В период позднего средневековья  феодальные отношения во всех странах  образовывали запутанный клубок прав и обязанностей, порождающий непрекращающиеся конфликты феодалов, непрерывную  борьбу между королевской властью  и вассалами, вереницу измен, предательских  убийств, отравлений, коварных интриг, прикрываемых поэтическим именем рыцарства, рассуждающего о дворянской чести  и дворянской верности. Именно эту  практику Макиавелли поднял на теоретический  уровень “высокой политики” и  попытался дать ей своеобразные оправдания. Многие рекомендации Макиавелли послужили  практическим руководством для беспринципных политиков; поэтому “макиавеллизм” стал символом политического коварства.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные  требования буржуазии: незыблемость частной  собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее  средство обеспечения “благ свободы”, осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд  других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию  Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с  интересами людей.

Рассуждения Макиавелли о  способах и приемах политической деятельности предопределялись не только спецификой исторических условий того времени, но и сущностью методов  власти меньшинства, опирающегося на насилие. Политика господствующих классов всегда стремилась найти идейную опору  в общественной морали и теоретическое  обоснование в философии. Макиавелли поменял местами опору и обоснование: его поиск теоретических основ  эффективности политики правящего  меньшинства неизбежно привел к  противопоставлению принципов такой  политики общепризнанным элементарным нормам морали, к обоснованию конкретных рекомендаций, приноровленных к практике противостоящих народу правительств. Именно поэтому труды Макиавелли оказали влияние не только на развитие политико-правовой теории, но и на реальную политику ряда государственных деятелей, одни из которых (Ришелье, Наполеон, Муссолини) открыто признавали это влияние, другие же, следуя практическим рекомендациям  Макиавелли, его же лицемерно порицали (“Анти-Макиавелли” Фридриха II. Прусского). В одном из своих строго секретных  писем для членов Политбюро ЦК РКП(б) Ленин называл Макиавелли умным писателем по государственным  вопросам, справедливо говорившим о  способах достижения известной политической цели.

3.2. Политико-правовые идеи  Реформации.

В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация – массовое движение против католической церкви, объединявшей всю феодальную Западную Европу в одно огромное целое  и окружавшей феодальный строй ореолом  святости.

Начало Реформации в Германии положил профессор Виттенбергского  университета доктор богословия Мартин Лютер (1483–1546 гг.). 31 октября 1517 г. он прибил к дверям церкви свои “95 тезисов” с  протестом против продажи индульгенций. В последующих диспутах разногласия  с Римом привели к полному  разрыву с ним. Опираясь на св. писание, Лютер доказывал, что вся иерархия католической церкви, монашество, большинство  обрядов и служб не основаны на “подлинном слове божьем”, “истинном  евангелии”. Вопреки учению католицизма  о необходимости совершать для  спасения души различные обряды, Лютер, ссылаясь на послания апостола Павла, утверждал, что “человек оправдывается  одной верой”. То, что относится  к религии, – дело совести христианина; источник веры – священное писание, “чистое слово божье” (Лютер  перевел Библию на немецкий язык). Все, что находило подтверждение в  текстах Библии, считалось непререкаемым  и священным; остальное рассматривалось  как человеческое установление, подлежащее рациональной оценке и критике. В  результате отвергались “церковное предание” и сама католическая церковь.

Отношение Лютера к светской власти основано на представлении, что  человек живет в двух сферах: в  сфере “евангелия” (религиозная  сфера, отношение к царству небесному) и в сфере “закона” (царство  земное, государство). В сочинении  “О светской власти” (1523 г.) Лютер писал, что если бы весь мир состоял из подлинных христиан (т.е. из истинно  верующих), то не было бы необходимости  ни в князьях, ни в королях, ни в  мече, ни в законе. Однако только меньшая  часть людей ведет себя по-христиански; злых всегда больше, чем благочестивых. Поэтому бог учредил два правления  – духовное (для истинно верующих) и светское (сдерживающее злых, заставляющее их сохранять внешний мир и  спокойствие). Истинный христианин не нуждается ни в праве, ни в мече, но он должен заботиться о других людях; поэтому, раз меч полезен и  необходим для охраны мира, христианин платит налоги, почитает начальство, служит, делает все, что идет на пользу светской власти. “Если ты видишь, – писал  Лютер, – что не хватает палачей, стражников, судей, господ или правителей, а ты сочтешь себя способным (к  этому занятию), то предложи свои услуги и займись этим, чтобы не пренебрегали властями, без которых нельзя обойтись...”  Главное в том, чтобы христианин не использовал меч в своекорыстных  интересах; при соблюдении этого  условия “стражники, палачи, адвокаты и прочий сброд”, писал Лютер, могут  быть христианами, поскольку власть и меч – служба божья, и потому “они должны быть теми, кто бы разыскивал, обвинял, мучил и убивал злых, защищал, прощал добрых, отвечал за них и спасал их”.

Часто ссылаясь на слова  апостолов Петра и Павла о  богоустановленности власти, данной для наказания преступников, страшной не для добрых, но для злых, Лютер  оправдывал светскую власть во всех ее непривлекательных проявлениях: “Знай  также, – писал Лютер, – что  с сотворения мира мудрый князь –  птица редкая, и еще более редок  князь благочестивый. Обыкновенно  они либо величайшие глупцы, либо крупнейшие злодеи на земле; всегда нужно ждать  от них наихудшего, редко – чего-либо хорошего. ...Если же князю удается  быть умным, благочестивым или христианином, то это величайшее чудо, вернейший  знак милости Божьей для данной страны”. Однако устами апостолов бог повелел  подчиняться любой власти, без  которой невозможно существование  человечества: “Поскольку весь мир  зол, и среди тысячи едва ли найдешь  одного истинного христианина, то люди пожирали бы друг друга, и некому было бы защищать женщин и детей, накормить  их и поставить на службу Богу, и  мир опустел бы”. Но законы светской власти простираются не далее тела и имущества, того, что является внешним  на земле. Светская власть не имеет  ни права, ни силы диктовать законы душам: “Все, связанное с верой, –  свободное дело, и к этому никто  не может принуждаться, – писал  Лютер. – ...Делом совести каждого  является то, как он верит или  не верит”.

Выступая против привилегий католического духовенства, Лютер  отстаивал самостоятельность государства  по отношению к церкви. Служба священников  распространение божьего слова, поучение христиан; во всех внешних  делах они должны подчиняться  государству; “светская христианская власть должна исполнять свою службу беспрепятственно, не опасаясь затронуть  папу, епископа, священника: кто виноват, тот и отвечай”. Одним из основных положений лютеранства является независимость светской власти от папства. Человек свободно ищет истину, уповая на внутреннюю религиозность; в делах  веры невозможно принуждение. Духовенство  не является каким-то особым “чином”, независимым от светской власти. Лютер  призывал королей и князей к вооруженной  борьбе против пап, кардиналов, всего  католического духовенства.

Реформация в Германии, как до того в Англии и в Чехии, послужила сигналом к всеобщему  движению крестьянства и городских  низов, которые не видели оправдания сословному неравенству, феодальной иерархии, бесчисленным повинностям и поборам; они требовали возвращения к  практике христианского равенства не только в церковной, но и в общественной жизни. В 1524 г. началось всеобщее восстание крестьянства южной и средней Германии против церковных и светских феодалов; одним из вождей крестьянской войны был Томас Мюнцер (1490–1525 гг.). Начавшуюся Реформацию и крестьянское движение Мюнцер толковал наиболее радикальным образом; в “Пражском воззвании” он призывал к полному социальному перевороту и установлению народной власти. По мнению Энгельса, политическая программа Мюнцера была близка к коммунизму. “Под царством божьим, – писал Энгельс, – Мюнцер понимал не что иное, как общественный строй, в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти”.

Высоко оценивая деятельность и программу Мюнцера, Энгельс  характеризовал неудачу с осуществлением этой программы в одном из городов  Германии как трагичную и гибельную  для любого политического вождя  попытку осуществить идеи, для  реализации которых нет общественно-исторических условий.

В 1529 г. католики добились на 2-м Шпейерском рейхстаге (ландтаге) решения об отмене права князей решать вопрос о религии своих подданных (т.е., по существу, признавать государственной  религией не католичество, а лютеранство). Несколько князей и представителей городов подали императору протест  против этого решения, ссылаясь, в  частности, на то, что вопрос о религии  – дело совести, а не предмет решения  большинством голосов. С тех пор  приверженцев церквей и религиозных  учений, созданных Реформацией, называют протестантами.

Война католиков и лютеран  на территории Германии завершилась  Аугсбургским религиозным миром (1555 г.), согласно которому лютеранство  становилось равноправной католичеству религией по принципу: “чья страна, того и вера”. Реформация нанесла тяжелый  удар католической церкви; протестантизм  приняли ряд германских княжеств и городов, а также скандинавские  государства.

Распространение лютеранства  в его борьбе с католицизмом стало  идейной предпосылкой возникновения  более радикальных религиозно-политических течений Реформации. Таким течением стал кальвинизм. Жан Кальвин (1509–1564 гг.) основал в Женеве новую церковь. Община верующих управлялась выборной консисторией, состоящей из пресвитеров (старейшин), проповедников и диаконов. Поначалу в кальвинизме были сильны теократические тенденции (попытки поставить консистории выше государственных органов); в конечном счете, утвердилась идея независимости кальвинистской церкви от государства, право церкви судить о ряде действий государственной власти. В кальвинизме последовательно и отчетливо выражены основные положения протестантской этики, составившей, по определению известного социолога Макса Вебера, “дух капитализма”. К ним относятся культ предприимчивости и трудолюбия, деловая честность, верность данному слову и заключенному соглашению, личный аскетизм, отделение домашнего хозяйства от промысла и вложение всей прибыли в дело.

Одной из центральных идей Кальвина была идея абсолютного предопределения  – судьба каждого человека определена богом. Это учение призывало верующих к активной деятельности, ибо, с одной  стороны, если человек обречен на неудачу, то ему ничто не повредит сверх того, что и так предопределено; с другой стороны, никто не может  точно знать, “избран” он или нет, однако успех в делах может  быть истолкован как возможное доказательство избранности. В XVI–XVII вв. кальвинизм широко распространился в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Шотландии, Польше, Англии, в  североамериканских колониях.

В результате Реформации от католической церкви почти одновременно отпали несколько миллионов людей. В борьбе против протестантства развернулась Контрреформация. Были усилены преследования  еретиков и инакомыслящих в католических странах, реорганизована инквизиция, учрежден Индекс запрещенных книг (официальный  список сочинений, чтение которых карается отлучением от церкви), мирянам запрещалось  читать и обсуждать св. писание. Тридентский  собор (1545– 1563 гг.), определивший меры борьбы с Реформацией, подтвердил значение философских сочинений Фомы Аквинского, который вскоре был провозглашен одним из учителей церкви; популяризация  его учения положила начало так называемой второй схоластике, подготовке иезуитами  учебников “облегченной” схоластической философии.

Главным орудием католической реакции стало “Общество Иисуса”, основанное испанским дворянином Игнатием Лойолой, вскоре превратившееся в монашеский орден иезуитов – “боевой отряд  воинствующей церкви”, как они были названы в папской булле об утверждении Устава ордена (1540 г.). Особенность  ордена в том, что иезуиты не обособлялись от мирской жизни. Оставаясь в  обществе, они должны были добиваться влияния на государей, сановников, делая все для укрепления авторитета католицизма и его распространения. Для завоевания власти над умами иезуиты стремились овладеть просвещением и наукой, став “орденом ученых”. В ряде стран они создали широкую сеть школ, заняли ведущие позиции в области образования. Основное правило Устава ордена иезуитов – особый обет послушания, полное самоотречение, решительный отказ от собственной воли, безусловное и беззаветное повиновение начальникам ордена. “Если церковь утверждает, что то, что нам кажется белым, есть черное, мы должны немедленно согласиться с этим! – поучал Лойола. – Подчиненный должен смотреть на старшего, как на самого Христа. ...Надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя господа нашего Иисуса Христа или в силу обета повиновения”. Допустимость любых средств для достижения целей ордена (как их представлял себе Генерал ордена), слепое повиновение и строгая дисциплина иезуитов использовались для политических интриг с целью восстановления влияния католицизма. Иезуиты проникали в окружение монархов, склоняли их к борьбе с протестантством, устраняли неугодных советников и правителей, организовывали и оправдывали покушения на неугодных католической церкви королей. “Кому дозволена цель, тому дозволены и средства”, “цель оправдывает средства”, – поучали моралисты ордена, разработавшие специальные правила, дававшие возможность истолковать любой проступок как благодеяние. В некоторых государствах иезуиты добились восстановления католицизма. Протестантских или сочувствующих протестантизму монархов иезуиты нередко именовали тиранами, возбуждали против них недовольство знати и народа. Практической теорией иезуитов стал “макиавеллизм”, руководствуясь которым они же и выступали с лицемерным осуждением Макиавелли (в 1559 г. произведения Макиавелли осуждены римским папой и вскоре внесены в “Индекс запрещенных книг”). Интриги иезуитов, их участие в убийствах монархов вызывали такое негодование, что они изгонялись из ряда стран, а их орден временами запрещался Ватиканом.

Информация о работе Политическая мысль Средневековья