Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:11, контрольная работа
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Введение……………………………………………………………………...3
Политические идеи Древнего Египта…………………………………...5
Политическая и правовая идеология Древней Индии…………………7
Политическая и правовая мысль Древнего Китая……………………..11
Заключение…………………………………………………………………..18
В подтверждение
этого вывода Мо-цзы ссылался например
древних. Первым правителем, согласно
концепции, люди избрали самого достойного.
Получив от неба и духов право
на управление Поднебесной, он стал государем
— "сыном неба". Древние правители,
утверждал Мо-цзы, приносили пользу
всему народу. Среди них многие
были выходцами из низших сословий:
один сначала лепил горшки, другой
был рабом, третий — каменщиком.
Причиной нынешних неурядиц и хаоса
является то, что правители отвергли
заветы старины, предаются алчности,
ведут из-за этого нескончаемые войны,
повергают простолюдинов в
Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.
В противовес конфуцианскому
принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул
принцип всеобщей любви. Конфуцианское
человеколюбие, говорил он, представляет
собой корыстную любовь, основанную
на привязанности по крови и приоритете
родственных связей. Но такая любовь
еще не является настоящей любовью.
Истинное человеколюбие подразумевает
одинаково справедливые отношения
ко всем людям без различия родства
или сословий. Мо-цзы мечтал о
том, чтобы "люди помогали друг другу,
чтобы сильный помогал слабому,
чтобы люди учили друг друга, чтобы
знающий учил незнающего, делили бы
имущество друг с другом". В
этой части концепция опиралась
на бытовавшие в общинах представления
о взаимовыручке и
Наряду с
этим всеобщая любовь была истолкована
Мо-цзы как взаимная выгода, что
придавало его концепции
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единство приближались к идее централизации власти.
В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдвижения простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т. п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, таки консервативные тенденции.
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.),инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу"("Книга правителя области Шан").
Учение легизма существенно отличалось от предшествующих концепций. Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований. "Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной". Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, вопросам экономического обеспечения политики.
Другую особенность
легизма составили элементы исторического
подхода к общественным явлениям.
Поскольку
Идеологи легизма
намечали провести обширный комплекс
экономических и политических реформ.
В области управления предлагалось
сосредоточить всю полноту
Легисты считали
необходимым ограничить общинное самоуправление,
подчинить семейные кланы и патронимии
местной администрации. Не отрицая
общинного самоуправления в принципе,
Шан Ян выступал с проектами реформ
(районирования страны, службы чиновничества
на местах и др.), которые преследовали
цель поставить граждан под
Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между
властью и народом Шан Ян рассматривал
как противоборство враждующих сторон.
"Когда народ сильнее своих
властей — государство слабое;
когда власти сильнее своего народа
— армия могущественна". В образцовом
государстве власть правителя опирается
насилу и никаким законом не связана.
Шан Яну не известны представления
о правах граждан, их законных гарантиях
и т.п. Закон выступает у него
средством устрашающего превентивного
террора. За малейший проступок, убеждал
Шан Ян, следует карать смертной
казнью. Эту карательную практику
должна была дополнить политика, искореняющая
инакомыслие и оглупляющая
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной власти, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством.
В II—I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической идеологии.
Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911-1913 гг.
Заключение
Изучение политико-правовой
мысли Древнего Востока имеет
не только познавательное, но и теоретическое
значение. Документы и памятники
литературы, дошедшие до нас от древнейших
цивилизаций Египта, Месопотамии, Палестины,
Индии и Китая, позволяют проследить
формирование политических и правовых
идей на самых ранних этапах становления
классового общества. История Древнего
Востока предоставляет в этом
отношении уникальные возможности,
поскольку многие страны древневосточного
мира длительное время развивались
изолированно друг от друга и процесс
зарождения политической идеологии
протекал в них что называется
в чистом виде, независимо от внешних
влияний. Подобная ситуация крайне редко
повторялась в последующей
Методологическое значение истории Востока определяется также тем, что несмотря на многочисленные исследования, проведенные за последние десятилетия, общественная мысль народов Востока остается менее изученной, чем социальные доктрины, получившие распространение в Западной Европе. Сказанное в полной мере относится и к современному состоянию исследований по истории политических и правовых учений. Подавляющее большинство вопросов, связанных с формированием политической теории в государствах Древнего Востока, не получило однозначного решения и продолжает вызывать дискуссии в научных кругах. В свою очередь это неизбежно сказывается на понимании общих закономерностей развития политико-правовой идеологии, ее особенностей на различных этапах истории и т.п.
В настоящее
время интерес к идейному наследию
Древнего Востока заметно возрос.
Его стимулировало национально-
Некоторые течения
общественной мысли, зародившиеся в
глубокой древности, переживают сегодня
период своеобразного возрождения.
Например, в Китае после окончания
пресловутой "культурной революции"
вновь получило официальное признание
конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной
Азии политико-правовая идеология развивается
под воздействием концепций "буддистского
социализма". С этими процессами
до известной степени связано
и распространение восточных
религиозных культов в
Современное содержание
религиозных и морально-
Библиографический список:
Информация о работе Политическая мысль Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)