Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:11, контрольная работа
В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа.
Введение……………………………………………………………………...3
Политические идеи Древнего Египта…………………………………...5
Политическая и правовая идеология Древней Индии…………………7
Политическая и правовая мысль Древнего Китая……………………..11
Заключение…………………………………………………………………..18
Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую (см.: Мыслители Греции, 1998, с. 91-102).
Идеалы общественной
жизни Древнего Египта, требования,
предъявляемые обществом к
Ведущими направлениями
в политической и правовой идеологии
Древней Индии являлись брахманизм
и буддизм. Они возникли в середине
I тысячелетия до н.э ,когда у арийских
племен, покоривших Индию, началось образование
классов. Своими корнями оба направления
восходили к религиозно-
Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук — кшатрий, из бедер — вайшья, а из ступней — шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры
На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию — брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах Наиболее авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" — составлен в период II в. до н. э. — II в. н э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману".
Одним из краеугольных
положений религии брахманизма
был догмат о перевоплощении душ,
согласно которому душа человека после
смерти будет блуждать по телам людей
низкого происхождения, животных и
растений либо, если он провел праведную
жизнь, возродится в человеке более
высокого общественного положения
или в небожителе. Поведение человека
и его будущие перерождения брахманы
оценивали в зависимости
Вайшьи должны были обрабатывать землю, пасти скот и торговать. "Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим (трем) варнам со смирением", — утверждали "Законы Ману" Формально шудры были свободными, но то положение в обществе, которое отводили им "Законы Ману", мало чем отличалось от положения рабов. В идеологии брахманизма были разработаны подробные правила жизни для шудр, а также для других низших сословий, к которым причислялись рожденные от смешанных браков, рабы и неприкасаемые. Для иноземцев и племен, не знавших деления на варны, рабство признавалось естественным явлением
Идеологический
смысл учения о дхарме заключался
в том, чтобы обосновать кастовый
строй и привилегии наследственной
знати, оправдать подневольное положение
трудящихся. Сословная принадлежность
определялась порождению и являлась
пожизненной. Переход в высшие варны
брахманы допускали лишь после смерти
человека, в его "будущей жизни",
как награду за служение богам, терпение
и кротость Средством, обеспечивающим
кастовые предписания, выступало в
брахманизме государственное
Государственную
власть "Законы Ману" описывают
как единоличное правление
К обожествлению царской власти идеологи жречества подходили с кастовых позиций. Правители из кшатриев и брахманов приравнивались к богам, тогда как цари, принадлежавшие к низшим кастам, уподоблялись содержателям притонов. Политическим идеалом брахманизма являлось своеобразное теократическое государство, в котором царь правит под руководством жрецов.
Брахманы претендовали на то, чтобы государи признали верховенство религиозного закона над светским. Теория брахманизма отражала в этом отношении идеи, при помощи которых жречество боролось за политическую гегемонию в обществе.
Особое место
в истории древнеиндийской
Трактат воспроизводит
положения брахманизма о
В то же время трактат содержит идеи, не совпадавшие с традиционным учением жречества В отличие от ортодоксальных школ брахманизма, настаивавших на верховенстве религиозного закона, авторы трактата отводили главную роль в законодательной деятельности государю. Как подчеркивалось в "Артхашастре", из четырех видов узаконения дхармы — царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая — высшей силой обладает царский указ "Если священный закон не согласуется с дхармой, установленной указом, то применять следует последнюю, ибо книга закона в этом случае теряет силу" При отсутствии разногласий между ними религиозный закон оставался незыблем, и ему отдавалось предпочтение перед судебными решениями и обычным правом
На первый план
в "Артхашастре" выдвинута идея
сильной централизованной царской
власти. Государь предстает здесь
неограниченным самодержавным правителем.
Каутилья рекомендует царям
Эти новые для
брахманизма идеи были направлены на
то, чтобы освободить деятельность
государства от стесняющих ее религиозных
традиций, избавить правителей от необходимости
сверять каждый шаг с догматами
религии. В этом были заинтересованы
как светские правители, стремившиеся
упрочить государство и ослабить
влияние жрецов на политику, так
и определенные круги самого жречества,
готовые поступиться частью своих
привилегий ради консолидации господствующих
сословий. Идеи "Артхашастры" выражали
программу взаимных уступок со стороны
светской власти и жречества. Можно
предположить, что необходимость
таких взаимных уступок была вызвана
повышением политической активности господствующих
классов при объединении
В борьбе против
жреческой религии
Ранний буддизм
представлял собой религиозно-
Предварительным
условием спасения буддисты объявили
выход человека из мира и вступление
его в монашескую общину. В раннем
буддизме существовали две системы
религиозно-моральных
В буддийские монашеские общины допускались только свободные (рабов не принимали). Вступающий в общину должен был отказаться от семьи и собственности, перестать соблюдать предписания своей варны. "Я называю брахманом того, кто свободен от привязанностей и ничего не имеет," — говорит в каноне Будда. "Но я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать". Основатели буддизма утверждали, что добиться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если они получат статус архата (брахмана) в результате духовного подвижничества. Монашеская жизнь детально регламентировалась.
Правила же для мирян подробно не разрабатывались и во многом были заимствованы из традиционных норм ведической религии. Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии "Существует четыре касты, — проповедовал Будда, — кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Среди четырех каст кшатрии и брахманы обладают превосходством".
Социальные
требования буддизма, по существу, сводились
к уравнению каст в религиозной
сфере и не затрагивали основ
общественного строя. При всей своей
очевидной ограниченности это учение
подрывало авторитет
Первоначально
буддизм отражал взгляды
Впоследствии
буддизм претерпел значительные
изменения. Заинтересованные в поддержке
господствующих сословий руководители
буддистских общин подвергают учение
пересмотру. В нем усиливаются
мотивы покорности и непротивления
существующей власти, смягчаются требования
крайнего аскетизма, появляются идеи спасения
мирян Светские правители, в свою
очередь, начинают использовать учение
в борьбе против засилия жречества
и стремятся приспособить буддистские
догматы к официальной
Дальнейшая история индийской общественной мысли связана с возникновением и утверждением индуизма — религии, впитавшей элементы брахманизма, буддизма и ряда других верований Буддизм получает распространение главным образом за пределами Индии — в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии и др. В первых веках н.э. буддизм становится одной из мировых религий.
Информация о работе Политическая мысль Древнего Востока (Египет, Индия, Китай)