Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных направлений политической модернизации и в России в частности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности;
- рассмотреть понятие теории модернизации;
-проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России;
- рассмотреть особенности Российской модернизации
Введение…………………………………………………………………………3
1.Политическая модернизация…………………………………………………5
1.1 Основные этапы развития теорий политической модернизации………...5
1.2 Понятие и сущность модернизации……………………………………….12
1.3 Современный этап социально-политического развития России………..19
2. Политическая модернизация в России…………………………………......21
2.1 История модернизации в России…………………………………………..21
2.2 Особенности Российской модернизации………………………………....28
2.3 Политическая модернизация РФ: проблемы и перспективы…………....34
Заключение…………………………………………………………………...…48
Список использованной литературы……………………………………...…..50
К 1994 году процесс российской модернизации столкнулся вновь с необходимостью смены ориентиров и выбора новой модели.
В
связи с очевидным провалом "либеральной
модели" модернизации, предусматривающей
механическое воспроизведение основных
политических и социально - экономических
институтов западной цивилизации без
учета особенностей русской национальной
культуры, сегодня все чаще ставится
вопрос о выработке альтернативной
стратегии и подходов к осуществлению
преобразований. При его обсуждении
высказываются различные и
Таким
образом, можно заключить, что вопрос
о соотношении общих
2.2 Особенности Российской модернизации
Одна
из важнейших особенностей российской
модернизации состоит в том, что
в России традиционное общество с
его сословиями, общинным укладом
и основанная на автократии политическая
система, а также адекватный всему
этому ценностной строй были разрушены,
но дальнейшая эволюция так и не
привела к образованию
Известно, что теория модернизации складывалась в 50 - 60-е годы ХХ в. как одна из теорий общественно-исторического развития, согласованных с парадигмой прогрессивных изменений, очерченной философией Нового времени. Под модернизацией как таковой понимаются не обязательно синхронизированные глубинные преобразования в экономической, политической и ценностной системах общества, происходящие вследствие того, что Парсонс называл промышленной, демократической и образовательной революциями . Изначально сильной стороной еще далеко не вполне оформленной теории модернизации был ее междисциплинарный и, в определенном смысле, целостно-обобщающий характер: при анализе структурных изменений, происходящих в состоянии перехода от традиционного к современному обществу, специфика политических и экономических трансформаций увязывалась с проблемами изменения самого человека, его представлений, ценностей, ориентаций и способа взаимодействия с себе подобными.
На
ранней стадии разработки теории модернизации
ее сущностными чертами были универсализм
и представление о линейно-
Однако довольно скоро выяснилось, что линейно-поступательная модель модернизации не способна аналитически отразить реальные преобразования в осуществлявших переход от традиционного к современному состоянию обществах Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и других регионах мира. Позднее эта неадекватность линейно-поступательной модели подтвердилась и на опыте стран Восточной Европы и республик бывшего СССР. Накопленный эмпирический материал свидетельствовал: процессам политической модернизации многих обществ, как правило, присущи ускорения и замедления, своего рода "волны", специфическим образом их ритмизирующие в каждом конкретном случае. Более того, как показал А.Турен, фазы модернизации могут сменяться фазами контрмодернизации и антимодернизации, которые этот автор определял как реакцию на неорганичные для политико-культурного развития той или иной страны попытки трансформации ее политической системы.
Анализ
хода осовременивания политической
системы как волнообразного, а
не линейно-поступательного
Как
и каждый конкретный случай модернизации
общества, этот процесс в России
обладает, наряду с общими характеристиками,
также специфическим набором
отличительных свойств. Среди них,
прежде всего, выделяется необычайная
длительность, растянутость во времени
российской модернизации. Если согласиться
с Л.В.Поляковым и другими
Для
сравнения можно привести пример
Китая, начало модернизации которого специалисты
относят только к концу XIX в., либо
стран Латинской Америки и
Индии, где развитие политических преобразований
насчитывает около двух веков. Длительность
движения других незападных обществ
от традиционного к современному
состоянию еще меньше. Понятно, что
особенная временная
Следующая
особенность осовременивания
Роль государства в России во многих отношениях отличается как от роли государства на Западе, так и от функций традиционной деспотической власти на Востоке. С одной стороны, российское государство есть сила, инициирующая эволюционные изменения, а с другой - представляет собой инертную структуру, мало соответствующую природе глубинных социальных преобразований как таковых и блокирующую естественное разрешение назревших противоречий. Не раз в российской истории реформы подводили страну к политическим и социальным потрясениям, к периодам "смуты". Кроме того, монополия государства на осуществление модернизационного процесса оборачивается еще одним обстоятельством весьма негативного свойства. Модернизация посредством "революции сверху" не учитывает социокультурную специфику страны, рассматривая некоторые ее характеристики как подлежащий упразднению анахронизм, а внедряемые насильственно "западные" элементы современности деформируют либо даже разрушают системную целостность сложившейся цивилизации. В модернизационных усилиях государства общество, хозяйственный строй, культура и т.п. всякий раз выступают лишь в качестве объекта преобразования, но никогда - в качестве его опоры или стимула к изменениям. Их активный потенциал оказывается невостребованным. Накопленные за предшествующий период культурные и экономические силы общества отрицаются как ненужные, отжившие, негодные для дела обновления. Со значительной долей уверенности можно утверждать, что государство само удерживает общество в своеобразном переходном состоянии от традиции к современности.
Следующая,
связанная с предыдущей, особенность
модернизационного процесса в России
состоит в периодически выражающейся
разнонаправленности процессов
модернизации государства и модернизации
общества. Из-за неразвитости гражданского
общества и исключительной роли государства
в России, широкие общественные преобразования
постоянно подменяются
Еще
одна общая особенность движения
России к современности в
2.3 Политическая модернизация РФ: проблемы и перспективы
Масштабность и глубина перемен, начавшихся в России во второй половине 80-х годов, породила в научной и политической сферах естественный интерес прежде всего к вопросу о направлении этого процесса, о возможных вариантах перемещений России в социально – историческом пространстве, о специфике российской модернизации. И, соответственно, об ожидаемых или, скорее, вероятных его результатов. Предложенная нами попытка рассмотрения посткоммунистического развития России в свете теории политической модернизации, посредством допускающихся и предусматривающихся, данной концепцией переходного развития – процессов преобразований – не случайно. Распространение теории модернизации на российскую историю имеет характер долговременной исторической тенденции, влияющей на прогрессивное изменение российского общества.
Итак, процесс модернизации предстает как одна из главных сквозных линий российской действительности нового времени. “Вполне доказуем «догоняющий» характер этой модернизации по отношению к западной цивилизации: вряд ли можно представить все эти реформаторские эпохи, саму их возможность при отсутствии у России потребности успешно взаимодействовать и конкурировать со странами Запада. И вполне естественно, со стороны российских реформаторов, было обратиться к принципам, механизмам и институтам, которые и обеспечивали опережающее развитие западной цивилизации”. Особая амбивалентность
отношений СССР к западной цивилизации заключала в себе историческую альтернативу: или Советский Союз полностью изолируется от взаимоотношений с Западом, исходя из самодостаточности социалистической «цивилизации», или будет взаимодействовать, и конкурировать с ним, заимствуя те или иные его образцы. Кульминация и развязка подобного отношения пришлась на 80-е годы, когда в ходе горбачевских реформ выяснилось,