Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных направлений политической модернизации и в России в частности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности;
- рассмотреть понятие теории модернизации;
-проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России;
- рассмотреть особенности Российской модернизации
Введение…………………………………………………………………………3
1.Политическая модернизация…………………………………………………5
1.1 Основные этапы развития теорий политической модернизации………...5
1.2 Понятие и сущность модернизации……………………………………….12
1.3 Современный этап социально-политического развития России………..19
2. Политическая модернизация в России…………………………………......21
2.1 История модернизации в России…………………………………………..21
2.2 Особенности Российской модернизации………………………………....28
2.3 Политическая модернизация РФ: проблемы и перспективы…………....34
Заключение…………………………………………………………………...…48
Список использованной литературы……………………………………...…..50
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Политическая
модернизация………………………………………………
1.1 Основные этапы развития теорий политической модернизации………...5
1.2 Понятие и сущность модернизации……………………………………….12
1.3 Современный этап социально-политического развития России………..19
2. Политическая модернизация в России…………………………………......21
2.1 История модернизации в России…………………………………………..21
2.2 Особенности
Российской модернизации…………………
2.3 Политическая
модернизация РФ: проблемы и перспективы…………....
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………...…..
Введение
В современном мире многие страны решают проблему перехода общества от политически простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. В политической науке переход от одного типа политической системы к другому обозначаются терминами " политическое развитие" или "политическая модернизация".
Под политической модернизацией в настоящее время понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новым образцам социальных целей и создавать новые виды институтов, обеспечивающих развитие социальной системы. Этот процесс обусловлен как объективными (социально-экономическими и культурными), так и субъективными (способность политического руководства осуществить более или менее эффективное изменение политической системы) факторами.
Современный этап исторического развития характеризуется тем, что в различных регионах мира происходит крах тоталитаризма и авторитарных режимов. Накоплен многообразный опыт перехода к демократии, совершенного в Испании, Португалии, Греции; трансформация тоталитарных режимов осуществляется в странах Восточной Европы, России.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена стремлением к новому уровню развития страны.
С точки зрения теории модернизации целью политического развития является формирование нового типа взаимодействия власти и общества, создание социальных и политических механизмов, позволяющих большей части населения влиять на принятие основных решений.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных направлений политической модернизации и в России в частности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
-
раскрыть сущность процесса
- рассмотреть понятие теории модернизации;
-проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России;
-
рассмотреть особенности
Осмысление теории и накопленного опыта
модернизации позволяет соотнести проблемы
нашей страны с общим направлением цивилизационного
процесса, найти стержневой момент в анализе
и прогнозировании процесса демократизации
общества, в работе были использованы
издания российских и зарубежных авторов,
содержащие описание понятия модернизации,
цели и признаки.
Современный этап исторического развития
характеризуется тем, что в различных
регионах мира происходит крах тоталитаризма
и авторитарных режимов. Накоплен многообразный
опыт перехода к демократии, совершенного
в Испании, Португалии, Греции; трансформация
тоталитарных режимов осуществляется
в странах Восточной Европы, России.
С точки зрения
теории модернизации целью политического
развития является формирование нового
типа взаимодействия власти и общества,
создание социальных и политических механизмов,
позволяющих большей части населения
влиять на принятие основных решений.
Цель заключается
в том, чтобы опираясь на теоретическую
базу западных политологических школ,
исследования представителей отечественной
политической мысли, а) раскрыть сущность
процесса политической модернизации,
выявить его закономерности и особенности,
б) проанализировать содержание современного
этапа социально-политического развития
России.
Осмысление теории и накопленного опыта
модернизации позволяет соотнести проблемы
нашей страны с общим направлением цивилизационного
процесса, найти стержневой момент в анализе
и прогнозировании процесса демократизации
общества.
Понятие «модернизация»
используется в западной социологии для
характеристики как социально-экономического,
так и в целом общественного развития.
Необходимо учитывать, что термин модернизация
собирательный: он отражает, во-первых,
различные ступени развития современного
индустриального общества, начиная с эпохи
первой промышленной революции; во-вторых,
процесс превращения развивающихся стран
из традиционных (или аграрных) в промышленно
развитые. Возникновение концепций политической
модернизации относится к 50-м годам, когда
встала проблема разработки политики
Запада по отношению к развивающимся странам.
Ее основой послужила теория модернизации,
которая определила: а) направление развития:
от традиционного общества к рациональному;
б) пути реализации этого направления:
научно-технический прогресс, социально-структурные
изменения, преобразования нормативных
и ценностных систем. Была создана общая
модель глобального процесса цивилизации.
Наиболее известными представителями
теорий политической модернизации являются
Г.Алмонд, С.Верба, Л.Пай, С.Хантингтон,
Д.Дарендорф, Р.Даль.
Выделяя стержневое
направление в рамках общей модели глобального
процесса, теория модернизации учитывает
специфику его проявления в различных
социально-политических условиях. Эта
дифференциация нашла отражение в обосновании
двух типов модернизации: оригинальная
модернизация – она присуща странам, которые
совершают переход к рациональным общественным
структурам в результате постепенного
развития внутренних процессов; вторичная
(отраженная) – она свойственна странам,
которые отстали в своем развитии и совершают
«осовременивание» вдогонку.
Следует
учитывать, что не существует единой теории
модернизации, но при всем разнообразии
подходов характерно то, что мера отсталости
страны, региона определяются отклонением
от «нормы развития». Причем, в качестве
этой нормы принимаются черты общественной
жизни, отражающие западные ценности.
Закономерно встает вопрос, как традиционному
обществу достичь современного уровня
развития.
Первоначально
модернизация по существу сводилась к
идее заимствования отсталыми странами
Азии, Африки, Латинской Америки передовой
технологии и способов и способов социальной
организации у более развитых стран. Условием
«осовременивания» выступало непосредственное
влияние контактов с уже существующими
центрами индустриально-рыночной культуры.
Каковы границы этого влияния? Был распространен
подход к модернизации как к всемирному
процессу вытеснения традиционных форм
универсальными формами современности,
что, по существу, означало отождествление
модернизации с «американизацией», «европеизацией».
Процесс демократизации практически приравнивался
к привнесению в жизнь общества уже сложившихся
и функционирующих в развитых странах
политических институтов и ценностей.
Однако
реальность оказалась значительно сложнее
тех подходов, которые были сформулированы
в 50-е годы. Учитывая многообразие уровней
социально-экономического развития, специфику
внутриполитических факторов, в конце
60-х годов, а затем и в последующие годы
исследователи, во-первых, расширили географию
изучения объектов модернизации (в последнее
время в центре внимания находятся политические
процессы постсоциалистического мира),
во-вторых, сместили акцент на изучение
проблем объективной обусловленности
кризисов политических изменений, путей
и форм их преодоления, в-третьих, политические
процессы стали исследоваться с учетом
их национального, культурного контекста.
Опыт некоторых стран показал, что модернизация
возможна не при ослаблении, а даже при
усилении традиционной модели культуры.
Отсутствие опоры на национальные традиции
стало признаваться тормозом экономического
развития. И, наконец, осмысление реальной
противоречивости, а порою и непоследовательности
преобразований, факторов, влияющих на
столкновение традиционных и модернизированных
норм, выдвинули проблему роли господствующей
в обществе политической элиты.
В наши дни
теория модернизации служит обоснованием
характера и направлений политических
изменений в посттоталитарном мире. Центральной
проблемой теории политической модернизации
является анализ политических систем
переходного периода. Обращение к теории
политической модернизации в нашей стране
вызвано потребностью осмыслить всю совокупность
факторов, определяющих специфику переходного
состояния современной России.
Итак, в
работе над первым вопросом необходимо
обратить внимание на то, что теорию модернизации
следует рассматривать в контексте социально-экономического,
политического развития мирового сообщества.
В разработке теории важную роль играет
отказ от восприятия модернизации как
механического заимствования универсальных
стандартов без учета традиционной модели
культуры. В определениях политической
модернизации, как правило, акцент делается
на следующем:
речь идет о способности политической
системы отвечать потребностям изменяющихся
общественных условий, эти условия и социальные
цели связаны с необходимостью нового
качества взаимодействия власти и общества:
эффективного диалога, реальность диалога
обеспечивается созданием новых видов
институтов, дифференциацией политических
структур, верховенством закона. Среди
закономерностей переходного периода
отмечается прежде всего в качестве исходного
уровня – вызревание внутреннего кризиса
авторитаризма, который охватывает государственные
институты и порядок их функционирования,
а также политическую элиту. Происходит
снижение легитимности режима не только
на уровне масс, но и на уровне элиты. Часть
элиты считает неизбежным приспособление
режима к меняющейся реальности. Переходный
период развивается тогда, когда в элите
берут верх сторонники данной позиции,
которые и начинают либерализацию.
Стержневой
проблемой данного периода, решение которой
обеспечивает переход к демократии, выступает
формирование гражданского мира. «Это
понятие означает… отсутствие вооруженной
конфронтации и других острых форм социального
конфликта, способных дезорганизовать
общественную жизнь, поддержание стабильности
и согласия на уровне, приемлемом для становления
и консолидации демократии» (Свободная
мысль. 1994. № 12-18. С.106). Он достигается, если
все социальные группы, политические силы
способны реализовать требования «трех
консенсусов»: обеспечить согласие относительно
прошлого, все политические силы определяют
«правила игры» в новой политической ситуации,
модель общественного переустройства,
программа ее достижения должна быть принята
большинством общества.
Опыт показал, что своеобразие процессов модернизации определяется совокупностью социально-экономических, политических факторов. Необходимо учитывать: исходную модель экономических отношений; одновременно или поочередно решаются задачи экономического и политического реформирования; каков тип предшествующего недемократического режима (тоталитарный или авторитарный); способ перехода от диктаторского режима к демократии; происходит становление или возрождение демократии; содержание национальных традиций, состояние общественного сознания.
Политическая модернизация проходит в
условиях конфликта между национальными
политическими культурами и общецивилизационными
ценностями. Неизбежно в каждой стране
возникает проблема:
- идти ли путем копирования каких-либо
моделей развития и акцент делать на перенесение
в данную социально-политическую ситуацию
уже имеющихся образцов,
- создавать
оптимальный вариант
И теория политической модернизации, и
практика дают на этот вопрос неоднозначные
ответы. Наряду с противоречием, связанным
с конфронтацией универсальных стандартов
и традиционных ценностей, в процессе
модернизации проявляется противоречие
между многообразием социально-политических
интересов, сформировавшихся в обществе,
и возможностями политической системы
принимать эффективные решения.
Эти противоречия
пронизывают все сферы общественной жизни,
влияют на формирование политических
интересов и способы их взаимодействия.
Знание противоречий модернизации позволяет
выработать оптимальный вариант политической
позиции, ослабляющей проявление типичных
для переходного состояния кризисов. Чтобы
осмыслить содержание и взаимосвязь кризисов
политического развития, целесообразно
поставить такие вопросы: «Как правящая
элита реагирует на возросшую политическую
активность различных социальных групп?
Достигнуто ли в стране согласие относительно
методов политической власти? Способно
ли государственное управление эффективно
воздействовать на общество?»
Необходимо
учитывать, что в период модернизации
приходят в движение различные социальные
группы, стремящиеся оформить свои политические
интересы и получить доступ к принятию
решений. Правящая элита может избрать
один из вариантов действия: подавление
путем насилия, юридическое признание
оппозиции, не только формальное признание
оппозиции, но и сотрудничество с ней.
Кризис участия возникает в той ситуации,
когда правящая элита препятствует политической
активности групп, стремящихся получить
доступ к власти.
Одним из ключевых показателей эффективности и результативности политической системы является легитимность. Напомним, что это понятие означает признание обществом правомерности официальной власти. Поскольку в ходе модернизации создается угроза статусу основных традиционных институтов, а динамизм изменения социальной структуры порождает такую ситуацию, что не все группы получают доступ к сфере принятия решений, то взаимодействие общества и власти может принять конфликтную форму, выливающуюся в кризис легитимности. Он означает отсутствие признания обществом данной политической системы, методов деятельности политической власти.
Мозаичная картина модернизируемого общества
отражается во взаимосвязи следующих
процессов: разрыв между экономическими
отношениями и становлением политической
системы; разрыв между системой ценностей,
на которых основывалась легитимность
власти, и изменениями, приводящими общественные
отношения в противоречия с этими ценностями;
растущая неудовлетворенность, вызванная
несоответствием между ожидаемыми благами
и реальными последствиями правительственных
решений. В контексте этих процессов естественно
возникает вопрос, насколько действенно
государственное управление. Для обозначения
ослабления способности государства проводить
свою политику используется понятие кризис
регулирования конфликтов, или кризис
проникновения.
Наличие
противоречий, проявляющихся в развитии
современного российского общества, широкая
сфера распространения социальных конфликтов
являются основой для проявления типичных
для модернизации кризисов. Особую актуальность
приобретает в наши дни изучение факторов,
способствующих или нейтрализующих возможность
социального взрыва. Теория политической
модернизации, разработка конфликтологии
переходного периода должна стать теоретической
базой для формирующейся политической
элиты России в проведении конструктивной
политики.
Итак, политическая
модернизация – это сложный, длительный
процесс демократизации общества, формирования
нового типа взаимодействия общества
и власти. В ходе его проявляются кризисы,
порожденные динамизмом общественной
жизни, противоречиями модернизации политической
системы, всем комплексом социально-экономических
факторов.
1.2 Понятие и сущность модернизации
По самому общему определению, модернизация представляет собой процесс перехода от традиционного общества (аграрного, с патриархальной культурой и жестко закрепленной социальной иерархией) к индустриальному, основанному на крупном машинном производстве и рациональном управлении общественными процессами с опорой на законы. В теории под модернизацией понимается совокупность процессов индустриализации, секуляризации, урбанизации, становления системы всеобщего образования, представительной политической власти, усиление пространственной и социальной мобильности… и др., ведущие к формированию «современного открытого общества» в противовес «традиционному закрытому».