Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных направлений политической модернизации и в России в частности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности;
- рассмотреть понятие теории модернизации;
-проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России;
- рассмотреть особенности Российской модернизации
Введение…………………………………………………………………………3
1.Политическая модернизация…………………………………………………5
1.1 Основные этапы развития теорий политической модернизации………...5
1.2 Понятие и сущность модернизации……………………………………….12
1.3 Современный этап социально-политического развития России………..19
2. Политическая модернизация в России…………………………………......21
2.1 История модернизации в России…………………………………………..21
2.2 Особенности Российской модернизации………………………………....28
2.3 Политическая модернизация РФ: проблемы и перспективы…………....34
Заключение…………………………………………………………………...…48
Список использованной литературы……………………………………...…..50
6)
Разрушение промышленного и
1.3 Современный этап социально-политического развития России.
В последние годы объектом исследования
как зарубежных, так и отечественных теоретиков
становятся социально-политические процессы
стран Восточной Европы и бывшего СССР.
Отечественная политическая мысль стремиться
дать ответ на вопросы, поставленные российской
реальностью. Процесс модернизации в России
рассматривается как способ возвращения
страны в русло естественноисторического
развития. Поскольку модернизация, выводя
общество на новый уровень, призвана включить
Россию в общецивилизационный процесс,
то закономерно возникают вопросы: «В
каком качестве страна интегрирует в общую
модель развития? Будем ли мы вписываться
в современный мир на равных условиях
или выполнять по отношению к Западу зависимую
роль?» Ответ на эти вопросы будет определяться
результатом модернизационных изменений
в обществе. Их содержание зависит, во-первых,
от выбора мобилизационной модели развития,
во-вторых, от соответствия этой модели
культурным, историческим факторам развития
российского общества.
Своеобразие и сложность
ситуации в России определяется тем, что:
происходит не только смена режимов, но
и смена общественного строя,
политическая демократизация началась
до того, как сложились элементы современного
рынка, реализация ключевых задач модернизации
проходит при одновременном решении двух
проблем: изменении старой политической
системы и проведении экономической реформы,
призванной обеспечить переход к рыночной
экономике, отсутствие экономических коней
у демократических институтов затрудняет
процесс формирования стабильной политической
системы, выбран путь быстрой, радикальной
модернизации,
правящая элита ориентируется на либерально-американский
тип рынка, не вписывающийся в социальную
реальность и традиции России.
Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и политической сфере. «В целом современная Россия предстает внутренне расколотой страной. Острая политическая борьба развертывается вокруг принципиальных вопросов общественного устройства: конституционного процесса, приватизации, соотношения интересов центра и регионов, места и роли России в современном мире». Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общенационального масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе.
Известно, что природа переломных моментов
двойственна, противоречива. Наряду с
проявляющимися чертами демократизации
на современном этапе России имеются все
признаки авторитарной власти. Ситуация
осложняется тем, что нет мощных противовесов
этой углубляющейся тенденции, которые
гарантировали бы постепенный характер
перехода к социально ориентированной
рыночной экономике, демократический
тип политической системы. А поскольку
в России не сложился ни один тип из «трех
консенсусов», обеспечивающих гражданский
мир, то весьма проблематичным является
достижение социального компромисса.
России
предстоит еще длительный этап экономических
и политических преобразований. Их проведение
определяется расстановкой политических
сил, состоянием политической элиты, характером
власти. И так, в осмыслении содержания
современного этапа в жизни России необходимо
учитывать всю совокупность факторов,
определяющих отсутствие прочного гражданского
мира и последовательность демократических
преобразований.
2. Политическая модернизация в России
2.1 История модернизации в России
Начиная с середины 1980х годов в России наряду с радикальными изменениями в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации происходят глубинные изменения в социальной структуре. Сторонники перемен признают их объективную обусловленность, а противники доказывают их искусственный характер.
Теория
модернизации – одна из наиболее популярных
объяснительных моделей анализа
происходящих в России перемен. В
мировом обществознании под модернизацией
чаще всего понимается восприятие и
освоение тем или иными странами
и регионами рыночных механизмов
и демократических политических
моделей. В свете теории модернизации
наступление современной
Замысел реформ, составивших первый этап модернизации, был изложен Горбачевым на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 года. «Предкризисное состояние» советской экономики Горбачев объяснял исключительно хозяйственными причинами.
«Ускорение»,
«перестройка» и «гласность»
стали ключевыми понятиями
Курс, провозглашенный в 1985, был подкреплен и развит в 1986 на XXVII съезде КПСС. Традиционные методы модернизации обрамлялись в искусную риторику, имевшую успех не в последнюю очередь благодаря присущей Горбачеву харизме. Пропаганду же модернизации обеспечивала статистика, данные об экономическом и промышленном росте завышались иногда втрое.
После
крушения в 1991 году горбачевской перестройки
в российском обществе развернулись
острые дебаты по вопросу о возможности
и желательности использования
китайской модели модернизации, но
Китай стереотипно продолжал
рассматриваться как
Но
процесс политической демократизации
оказался разрушительным для СССР и
социализма. Политическая демократизация
создала совершенно новый режим
существования и поддержания
власти для партийно-государственной
элиты и самого Горбачева: в условиях
быстро народившегося политического
плюрализма, альтернативных выборов
и свободного волеизъявления электората,
они могли сохранить
В
области экономической
Провалы экономических реформ, углубляющееся катастрофическое состояние товарного и денежного рынка стали важным реальным фактором, повернувшим политическую демократизацию против Горбачева и КПСС. В условиях политической демократизации, когда появилась реальность возможность выдвижения альтернативных идеологий и программ, они не замедлили появиться. Выделилось два потока радикализма: национальный радикализм, ориентированный на расширение прав республик и реформы советской федерации и политический радикализм, выступавший за решительное углубление и расширение экономических и других реформ. Некоторые рассчитывали на национальную идею именно как на средство модернизации России, считая, что национализм в переходном обществе способствует: 1) консолидации общества для целей модернизации, 2)мобилизации его на цели, с нею связанные, 3)компенсации страдания, вызванных, отчасти, предшествующей отсталостью, отчасти - самой модернизацией. Изначально радикалы еще в целом следовали модели демократического социализма, но летом 1990-ого года произошел окончательный разрыв радикалов и социалистическими идеалами и переход их к американской модели капитализма. Резкая смена социально – политических ориентиров радикалов объяснялась логикой и особенностями общественных процессов в России. Фактический провал двух реформаторских моделей Горбачева, обе из которых обозначались как социалистические, явился причиной глубокого и массового разочарования в социализме различных социальных слоев. В обществе все шире распространялось убеждение. Что модернизация на социалистической основе вообще невозможна, и что за ее основу должны быть взяты те классические образцы экономического и политического развития западных стран, которые обеспечили их ведущую позицию в мировой экономике в конце XX века. Страна хотела совершать модернизацию по западной либеральной, а не по китайской модели, и радикалы вняли ее гласу.
В
августе 1991 года состоялся окончательный
переход власти в России к радикалам:
в руках российского
Новая модель российской модернизации в идеологическом плане не отличалась от доктрин, использовавшихся радикальным движением в период борьбы за власть; главным было предположение и убеждение, что частная собственность и свободный рынок быстро превратит Россию в общество среднего класса.
Программа Гайдара после взятия власти радикалами была по сути единственным цельным пакетом конкретных реформ. Она и стала путем российской модернизации на третьем этапе 1992-1993 гг. К концу 1992 года наметился перелом в развитии рыночных отношений. Предпринимательский менталитет стал неотъемлемой частью рыночного сознания.
Правительство Черномырдина в своих политических приоритетах по преимуществу повторило гайдаровские подходы: укрепление рубля, финансовая стабилизация, борьба с инфляцией. Вопреки ожиданиям, в 1993 году начался быстрый неуклонный спад промышленного и сельскохозяйственного производства, что повлекло за собой размывание среднего класса, поляризацию бедных и богатых, разрушение структур общественного потребления. Углублявшееся в течение двух лет недовольство большинства россиян по отношению к реформам вылилось на выборах 1993 года, где в качестве альтернативы либеральной модели модернизации выступила националистическая программа В.В. Жириновского.