Политическая модернизация в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении основных направлений политической модернизации и в России в частности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность процесса политической модернизации, выявить его закономерности и особенности;

- рассмотреть понятие теории модернизации;

-проанализировать содержание современного этапа социально-политического развития России;

- рассмотреть особенности Российской модернизации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Политическая модернизация…………………………………………………5

1.1 Основные этапы развития теорий политической модернизации………...5

1.2 Понятие и сущность модернизации……………………………………….12

1.3 Современный этап социально-политического развития России………..19

2. Политическая модернизация в России…………………………………......21

2.1 История модернизации в России…………………………………………..21

2.2 Особенности Российской модернизации………………………………....28

2.3 Политическая модернизация РФ: проблемы и перспективы…………....34

Заключение…………………………………………………………………...…48

Список использованной литературы……………………………………...…..50

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 89.65 Кб (Скачать)

  6) Разрушение промышленного и образовательного  потенциала ("утечка мозгов" и  др.) - вместо цивилизованных рыночных  отношений в России утверждается "дикий капитализм", архаические  формы бизнеса и товарно - денежных отношений. 
 
 
 
 
 

1.3 Современный этап социально-политического развития России.

        В последние годы объектом исследования как зарубежных, так и отечественных теоретиков становятся социально-политические процессы стран Восточной Европы и бывшего СССР. Отечественная политическая мысль стремиться дать ответ на вопросы, поставленные российской реальностью. Процесс модернизации в России рассматривается как способ возвращения страны в русло естественноисторического развития. Поскольку модернизация, выводя общество на новый уровень, призвана включить Россию в общецивилизационный процесс, то закономерно возникают вопросы: «В каком качестве страна интегрирует в общую модель развития? Будем ли мы вписываться в современный мир на равных условиях или выполнять по отношению к Западу зависимую роль?» Ответ на эти вопросы будет определяться результатом модернизационных изменений в обществе. Их содержание зависит, во-первых, от выбора мобилизационной модели развития, во-вторых, от соответствия этой модели культурным, историческим факторам развития российского общества.  
       Своеобразие и сложность ситуации в России определяется тем, что:  
происходит не только смена режимов, но и смена общественного строя,  
политическая демократизация началась до того, как сложились элементы современного рынка, реализация ключевых задач модернизации проходит при одновременном решении двух проблем: изменении старой политической системы и проведении экономической реформы, призванной обеспечить переход к рыночной экономике, отсутствие экономических коней у демократических институтов затрудняет процесс формирования стабильной политической системы, выбран путь быстрой, радикальной модернизации,  
правящая элита ориентируется на либерально-американский тип рынка, не вписывающийся в социальную реальность и традиции России. 

         Оценка социально-политических последствий проводимых преобразований вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Резкая дифференциация прослеживается как в социально-экономической, так и политической сфере. «В целом современная Россия предстает внутренне расколотой страной. Острая политическая борьба развертывается вокруг принципиальных вопросов общественного устройства: конституционного процесса, приватизации, соотношения интересов центра и регионов, места и роли России в современном мире». Трудности в осуществлении преобразований усиливаются отсутствием мощной политической силы общенационального масштаба, способной обеспечить стабильность и согласие в обществе. 

         Известно, что природа переломных моментов двойственна, противоречива. Наряду с проявляющимися чертами демократизации на современном этапе России имеются все признаки авторитарной власти. Ситуация осложняется тем, что нет мощных противовесов этой углубляющейся тенденции, которые гарантировали бы постепенный характер перехода к социально ориентированной рыночной экономике, демократический тип политической системы. А поскольку в России не сложился ни один тип из «трех консенсусов», обеспечивающих гражданский мир, то весьма проблематичным является достижение социального компромисса.  
          России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.
 
 
 
 

2. Политическая модернизация  в России

  2.1 История модернизации в России

  Начиная с середины 1980х годов в России наряду с радикальными изменениями  в идеологии, общественном сознании, политической и государственной  организации происходят глубинные  изменения в социальной структуре. Сторонники перемен признают их объективную  обусловленность, а противники доказывают их искусственный характер.

  Теория  модернизации – одна из наиболее популярных объяснительных моделей анализа  происходящих в России перемен. В  мировом обществознании под модернизацией  чаще всего понимается восприятие и  освоение тем или иными странами и регионами рыночных механизмов и демократических политических моделей. В свете теории модернизации наступление современной исторической эпохи в России может быть объяснено  в первую очередь как следствие  предшествующего длительного соперничества  двух мировых общественных систем - либерального капитализма (США) и реального  социализма (СССР). Превосходство Запада определил обращение советского руководства во главе с Горбачевым в середине 1980х годов к экономическим  и социально-политическим реформам.

  Замысел реформ, составивших первый этап модернизации, был изложен Горбачевым на пленуме  ЦК КПСС в апреле 1985 года. «Предкризисное состояние» советской экономики  Горбачев объяснял исключительно хозяйственными причинами.

  «Ускорение», «перестройка» и «гласность»  стали ключевыми понятиями первого  этапа модернизации. Особенностью первого  этапа модернизации было то, что  достичь экономического уровня Запада предполагалось на социалистической основе, без какого-либо заимствования экономических  и политических моделей западной цивилизации.

  Курс, провозглашенный в 1985, был подкреплен и развит в 1986 на XXVII съезде КПСС. Традиционные методы модернизации обрамлялись в  искусную риторику, имевшую успех не в последнюю очередь благодаря присущей Горбачеву харизме. Пропаганду же модернизации обеспечивала статистика, данные об экономическом и промышленном росте завышались иногда втрое.

  После крушения в 1991 году горбачевской перестройки  в российском обществе развернулись острые дебаты по вопросу о возможности  и желательности использования  китайской модели модернизации, но Китай стереотипно продолжал  рассматриваться как экономически отсталая и политически ущербная страна. Горбачев отдал предпочтение новой идеологической конструкции, схожей с моделью «социализм с  человеческим лицом», выдвигавшейся  некогда в Чехословакии, но никогда  не испытанной на практике. Политический выбор Горбачева в 1987 году имел ключевое значение для последующего развития модернизации. Новая идеология и  стратегия реформ были впервые изложены в 1987 на январском пленуме ЦК КПСС. Началось создание модели социализма, ключом к пониманию которой стало  слово «демократизация»: именно всеохватывающая  демократизация объявлялась сущностным выражением образцовой социалистической системы. Новая стратегия Горбачева  проводила вестернизацию процесса российской модернизации, то есть внедрение  в него моделей и механизмов, получивших классическое воплощение в западной цивилизации. Идеология и стратегия  Горбачева предполагали либерально-демократическую  ревизию марксизма-ленинизма и  попытку включения в советскую  социалистическую идеологию таких  принципов и идеалов как: гражданское  общество, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, естественные права  человека и т.д. В июне- июле 1988 года все эти ценности были признаны XIX Всесоюзной конференцией КПСС. Также  были предложены конкретные меры по демократизации советской политической системы. Стратегический замысел Горбачева состоял в  том, что решения партконференции  помогут отстранить от власти консерваторов, разрушить командно- административную систему, парализовавшую экономическую  модернизацию.

  Но  процесс политической демократизации оказался разрушительным для СССР и  социализма. Политическая демократизация создала совершенно новый режим  существования и поддержания  власти для партийно-государственной  элиты и самого Горбачева: в условиях быстро народившегося политического  плюрализма, альтернативных выборов  и свободного волеизъявления электората, они могли сохранить политическое лидерство, демонстрируя реальную способность  осуществлять экономические реформы, модернизацию, улучшать положение народа и страны.

  В области экономической модернизации на новом этапе главной целью стала замена старого « административного» новым « рыночным социализмом»: самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление всех предприятий. НА место соц - соревнований заступила конкуренция. Экономическая реформа воплотилась в законе « О государственном предприятии», одобренном в июне 1987 года и вступившем в силу с 1.01.1988г. Закон перераспределял прерогативы между министерствами и предприятиями, наделяя последние большой экономической самостоятельностью и создавая тем самым конкурентную среду. Но уже в 1988 году закон забуксовал, а в 1989- потерпел фиаско так как: - предприятия столкнулись с полным отсутствием инфраструктуры, которая бы позволила им более-менее пуститься в свободное плавание. В стране не было посреднических организаций, товарно-сырьевых бирж; - рыночные отношения не заладились в силу патерналистско-социалистических стереотипов сознания, характерных и для администрации, и для государства, и для рабочих; - одной из причин краха реформы был все более явственный «коллективный эгоизм» трудовых коллективов и предприятий.

  Провалы экономических реформ, углубляющееся  катастрофическое состояние товарного  и денежного рынка стали важным реальным фактором, повернувшим политическую демократизацию против Горбачева и  КПСС. В условиях политической демократизации, когда появилась реальность возможность выдвижения альтернативных идеологий и программ, они не замедлили появиться. Выделилось два потока радикализма: национальный радикализм, ориентированный на расширение прав республик и реформы советской федерации и политический радикализм, выступавший за решительное углубление и расширение экономических и других реформ. Некоторые рассчитывали на национальную идею именно как на средство модернизации России, считая, что национализм в переходном обществе способствует: 1) консолидации общества для целей модернизации, 2)мобилизации его на цели, с нею связанные, 3)компенсации страдания, вызванных, отчасти, предшествующей отсталостью, отчасти - самой модернизацией. Изначально радикалы еще в целом следовали модели демократического социализма, но летом 1990-ого года произошел окончательный разрыв радикалов и социалистическими идеалами и переход их к американской модели капитализма. Резкая смена социально – политических ориентиров радикалов объяснялась логикой и особенностями общественных процессов в России. Фактический провал двух реформаторских моделей Горбачева, обе из которых обозначались как социалистические, явился причиной глубокого и массового разочарования в социализме различных социальных слоев. В обществе все шире распространялось убеждение. Что модернизация на социалистической основе вообще невозможна, и что за ее основу должны быть взяты те классические образцы экономического и политического развития западных стран, которые обеспечили их ведущую позицию в мировой экономике в конце XX века. Страна хотела совершать модернизацию по западной либеральной, а не по китайской модели, и радикалы вняли ее гласу.

  В августе 1991 года состоялся окончательный  переход власти в России к радикалам: в руках российского президента, правительства и законодателей  оказались все рычаги, как политического, так и экономического управления. Во весь рост стал вопрос о радикальных экономических реформах. Осенью 1991 года была принята программа вице- премьера по экономике Е. Гайдара: концепция «шокотерапии», использованная в процессе модернизации как в странах третьего мира, так и в Восточной Европе. Главным в шокотерапии был одномоментный переход к рыночной экономике и радикальные методы борьбы с инфляцией и бюджетным дефицитом, направленные на стабилизацию экономического развития. Программ шокотерапии Гайдара включала три главные реформы:

  1. разовое введение свободных цен с января 1992 года должно было определить рыночную стоимость товаров, ликвидировать товарный дефицит, « запустить» механизм конкуренции между всеми отраслями и предприятиями и заставить людей «зарабатывать деньги».
  2. либерализация торговли должна была ускорить товарооборот, создать инфраструктуру по сбыту максимально возможных объемов отечественной и импортной продукции.
  3. широкая и быстрая приватизация жилья и госпредприятий должна была превратить массы населения в собственников и создать трудовой, накопительский и другие экономические стимулы деятельности.

  Новая модель российской модернизации в идеологическом плане не отличалась от доктрин, использовавшихся радикальным движением в период борьбы за власть; главным было предположение  и убеждение, что частная собственность  и свободный рынок быстро превратит  Россию в общество среднего класса.

  Программа Гайдара после взятия власти радикалами была по сути единственным цельным  пакетом конкретных реформ. Она и  стала путем российской модернизации на третьем этапе 1992-1993 гг. К концу 1992 года наметился перелом в развитии рыночных отношений. Предпринимательский  менталитет стал неотъемлемой частью рыночного сознания.

  Правительство Черномырдина в своих политических приоритетах по преимуществу повторило гайдаровские подходы: укрепление рубля, финансовая стабилизация, борьба с инфляцией. Вопреки ожиданиям, в 1993 году начался быстрый неуклонный спад промышленного и сельскохозяйственного производства, что повлекло за собой размывание среднего класса, поляризацию бедных и богатых, разрушение структур общественного потребления. Углублявшееся в течение двух лет недовольство большинства россиян по отношению к реформам вылилось на выборах 1993 года, где в качестве альтернативы либеральной модели модернизации выступила националистическая программа В.В. Жириновского.

Информация о работе Политическая модернизация в России