Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния политической культуры российского общества постсоветского периода.
Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
•Рассмотрение основных теоретических концепций политической культуры (классических и современных);
•Выделение основных типов политических культур в современных обществах;
•Изучение и анализ особенностей политических культур западного и восточного типов;
•Определение предпосылок формирования российской политической культуры;
•Анализ политической культуры в современном российском обществе.
«В этноцентристской политической культуре главной мотивирующей ценностью явилась не развитость, а этническая «самостийность». Наиболее вдохновительные мотивы связаны не с проектом будущего, ожидающего всех, а с культурной памятью, в которой находит свой «дом бытия» данный конкретный этнос, пуще всего боящийся обезличенности и растворения в более масштабной общности суперэтнического типа» 13
Социоцентризм
означает владение таким механизмом,
в который, вместо того, чтобы разрывать
экономику, культуру и мораль, позволяет
осознавать их взаимозависимость в
рамках нерасторжимого целого, называемого
социальностью. Представители данного
типа культуры связывают социальную
защиту не с деятельностью государства,
а с гражданской
Для изучения типов политических культур важное значение имело выделение понятия субкультуры.
Оказалось, что одни национальные культуры были внутренне монолитными, а другие, получившие название фрагментарных, состояли из весьма разнородных частей. Эти «вкрапления» и были названы субкультурами. В политологии принято, говоря о национальной политической культуре, понимать под этим термином не политическую культуру того или иного этноса, а государственное образование. В небольших и мононациональных странах, например, в Армении, эти понятия могут совпадать. В многонациональных же государствах (например, в Индии, США, России и других) каждая национальная культура имеет и ряд этнических субкультур. Так, в современной России политические субкультуры кавказских народов сильно отличаются от татарской, якутской или центрально-российской субкультур.
Помимо этнических оснований для выделения субкультур, используют и региональный принцип. В современной политической жизни все большее значение приобретают региональные особенности, в том числе и культурные.
Третий тип субкультур, на который обратили внимание исследователи, был назван субкультурами протеста или «враждебными» субкультурами (термин Д. Белла). Движения протеста, возникшие в 80-е годы, обратили на себя внимание тем, что в них концентрировались новые политические ценности, не совпадавшие с официальными.
Четвертой субкультурой, на которую обратили внимание еще в 60-е годы, стала молодежная субкультура. Она не однородна ни по своей политической направленности, ни по ценностям иного порядка. Но объединяющим ее моментом является демографический фактор — возрастная группа, ставшая ее социальной базой — молодежь.
Традиция исследования политической культуры, существующая в политической науке, показывает, что эта категория становится особенно полезной в то время, когда политическая система переживает кризис и традиционные институты перестают быть надежным инструментом анализа и прогноза. Тогда субъективные компоненты системы, к числу которых относится и политическая культура, становятся более надежным источником для понимания происходящего. Российской политической науке предстоит еще использовать те возможности, которые дает учет собственных исторических традиций в становлении новой политической системы.14
Анализ
динамики особенностей национальных субкультур
за три десятилетия (конец 50-х —
начало 60-х гг. — начало 90-х гг.)
позволил сделать следующие выводы.
«Гражданская» культура, для которой
характерны относительно высокий уровень
доверия населения к
В западных
странах появилась и
§2.1 Особенности политических культур западного и восточного типов.
В содержательном отношении существуют и более общие критерии типологизации политической культуры, заданные, в частности, спецификой цивилизационного устройства особых полумиров — Востока и Запада, Юга и Севера, ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех существующих в мире типов политической культуры.
Идеалы
политической культуры западного типа
восходят к полисной (городской) организации
власти в Древней Греции, предполагавшей
обязательность участия граждан
в решении общих вопросов, а
также к римскому праву, утвердившему
гражданский суверенитет
Экономическим
фундаментом западного образа жизни,
в лоне которого формировались основные
идеи, институты и отношения
В силу
такого типа цивилизационного развития
основные ценности и ориентиры политической
культуры Запада прежде всего отражали
понимание самодостаточности
Такая ценностная мотивация политических действий элитарных и неэлитарных слоев обусловила развитие демократической формы организации власти, закрепилась в разделении властей, создании системы сдержек и противовесов, направленных на систематический контроль общественности за правящими кругами. В настоящее время устойчивые демократические традиции позволяют западным странам гибко адаптироваться ко многим изменениям в мире, решать конфликты в духе целостности и интеграции своих сообществ.
Специфика
же восточных норм и традиций политической
культуры коренится в особенностях
жизнедеятельности общинных структур
аграрного азиатского общества, складывавшихся
под воздействием ценностей арабо-мусульманской,
конфуцианской и индо-
Разрешение конфликтов в таких условиях предусматривало не поощрение юридических норм, а апелляцию к моральному авторитету старших начальников. Поэтому этической максимой политической культуры восточного типа стал не закон, а обычай, не конституция, а мнение руководства. В целом длительное господство патриархально-клановой структуры общества привело к крайней слабости индивида перед лицом общины и особенно государства. Статус человека определялся его полезностью для конкретной общности, а потому власть, политика всегда воспринимались как сфера деятельности героев и выдающихся лиц.
Такого
рода условия способствовали укоренению
в качестве базовой ценности этого
типа политической культуры убеждения
в необходимости обязательного
посредника между рядовым человеком
и властью (гуру, учителя, старшего).
Человек рассматривал политическую
власть как область божественного
правления. Состязательность, плюрализм,
свобода исключались из атрибутов
этой области жизни, а признание
главенствующей роли элит дополнялось
отсутствием потребности в
Противоположность
базовых ориентиров западного и
восточного типов имеет крайне устойчивый
характер, который не могут поколебать
даже серьезные политические реформы.
К примеру, в Индии, где в наследство
от колониального владычества
Правда,
в некоторых государствах все-таки
сформировался некий синтез ценностей
западного и восточного типов. Так,
например, технологический рывок
Японии в клуб ведущих индустриальных
держав, а также политические последствия
послевоенной оккупации этой страны
позволили усилить в ее политической
культуре значительный заряд либерально-
Глава 2
§1. Предпосылки формирования российской политической культуры.
Географическое расположение России между Европой и Азией оказало серьезное влияние на российское общество. Страна оказалась на месте пересечения двух социокультурных типов: европейского или личностно-центрического, ставящего в центр внимания личность, ее свободу, естественные права, и азиатского, или социоцентрического, ориентирующегося на общество, коллектив, государство. При этом взаимодействие этих двух социокультурных типов в российском обществе весьма своеобразно: оно предполагает не просто переплетение, взаимообогащение содержанием обоих типов, но и непрерывную борьбу между ними. Возникающие на этой основе дуализм, двойственность, противоречивость и конфликтность политической культуры наиболее рельефно находит свое отражение и по сегодняшний день в противоборстве «западников» и «почвенников», западной модели развития и модели самобытного пути России.
Интерес
к российской политической культуре
в западной науке возник за несколько
лет до открытия концепции "гражданская
культура". Этот интерес во многом
объяснялась ситуацией
Исследователи пытаются описать политическую культуру России с точки зрения актуальных в настоящее время теорий модернизации, транзитологии, демократизации, рассматривая способность России перейти к подлинно демократическому режиму. Попытки эти осуществляются в нескольких направлениях: поиски демократической субкультуры в рамках национальной, подлинно демократических институтов (или их зачатков) в современном российском обществе, демократических традиций в национальном сознании (например, традиции самоуправления в крестьянских общинах, успешный опыт предпринимательства промышленников-старообрядцев и т.п.).
В целом можно выделить два основных подхода к анализу российской политической культуры: первый опирается на исследование особенностей российского национального характера и причин, их обуславливающих. При таком подходе анализ начинается с рассмотрения культурных традиций, исторической специфики России, ее геополитического положения и прочих "примордиалистских" факторов.
Информация о работе Политическая культура российского общества постсоветского периода