Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния политической культуры российского общества постсоветского периода.
Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
•Рассмотрение основных теоретических концепций политической культуры (классических и современных);
•Выделение основных типов политических культур в современных обществах;
•Изучение и анализ особенностей политических культур западного и восточного типов;
•Определение предпосылок формирования российской политической культуры;
•Анализ политической культуры в современном российском обществе.
Г. Алмонду
принадлежит функционально
В целом можно сформулировать следующее определение политической культуры:
Политическая культура – система ориентаций и установок относительно политической системы и ее составляющих, а также относительно образцов политического поведения.5
Теория
политической культуры позволила преодолеть
ограниченность институционального анализа
в политических исследованиях, не способного
объяснить, почему, например, одинаковые
по форме институты
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие политической культуры расценивается некоторыми из них не более чем “новый термин для старой идеи”, обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений. Классическое определение политической культуры, данное Алмондом и Вербой, сводит ее к определенному образу ориентации, системе ценностей, символам, верованиям, установкам на политическое действие.
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт), совокупность типичных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической деятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее
последовательно такой подход выражается
в понимании политической культуры
как явления, базирующегося на ценностных,
т.е. глубинных представлениях человека
о политической власти, которые воплощаются
в самых типичных для него способах
взаимодействия с государством, формах
практической деятельности. Характеризуя
таким образом неразрывную
Американские
политологи Дж. Оллмонд и Дж. Лоувелл
определяют политическую культуру общества
как «совокупность
В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной стороне, игнорируется объективность политической культуры.
Польский
политолог Б. Вятр считает, что политическая
культура - это «совокупность установок,
ценностей, поведенческих актов, касающихся
взаимных отношений между властью
и гражданами»8.
В российской политологии утверждается мнение, что политическая культура - это разновидность общей человеческой культуры, атрибут всех субъектов политических отношений, выражающий диалектическое единство культуры и политики.
Русский
ученый начала XX а. И.А. Ильин считал
политику инструментом, обеспечивающим
наилучшие возможности для
Политическая культура - это «совокупность политических знаний, ценностных ориентации, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую деятельность»10
При всех
плюсах и минусах этих определений
общее в них все же обнаруживается:
это та или иная степень цивилизованности
общества и личности, их способность
принять некие правила
§2. Типология политических культур. Типы политических культур в современных обществах.
При изучении политической культуры становится очевидно, что ее довольно-таки трудно выделить среди множества политических феноменов, и традиционные методы исследования политологии не всегда уместны. Это связано с тем, что большая часть ее проявлений имеет не материальный характер. Одним из нематериальных составляющих политической культуры является харизма вождей. Это понятие, введенное в политологию М. Вебером, особенно важно для определенных политических культур, где фигура вождя не просто символизирует национальное величие или иные политические ценности, но реально служит элементом, скрепляющим политическое единство системы.
В современном
мире наблюдается большое
Исходя из этих посылок, Г. Алмонд и С. Верба выделили три основных модели («идеальных типа») политической культуры:
- «Парохиальная» (parochial culture) политическая культура (иногда ее называют приходской, традиционной, патриархальной). Этот тип политической культуры характеризуется полным отрывом населения от политической системы, полным отсутствием знаний о ней. В таких обществах отсутствуют специализированные политические роли, основные акторы (вожди, шаманы и др.) реализуют одновременно и политические, и экономические, и религиозные функции. Кроме того, не дифференцируются политические, экономические и религиозные ориентации населения. Преобладает территориальная и социально-культурная идентификация: человек идентифицирует себя, в первую очередь, как часть локального сообщества (рода, деревни и т.п.). Этот тип культуры встречается у отсталых племен, но его проявления продолжают влиять и на вполне современные общества. Современная китайская политическая культура, например, содержит немало элементов патриархального типа.
- «Подданическая»
политическая культура (subject culture). Этому
типу политической культуры
- «Партисипаторная»
политическая культура (participant culture)
или культура участия (
В реальности в «чистом» виде типы не встречаются. В частности, в демократических странах невозможно в чистом виде найти партисипаторный тип политической культуры. Их различные сочетания дают смешанные типы: патриархально-подданнический, подданнически-активистский и т.д. Один из этих смешанных типов, получивший название «гражданской культуры» и представляющий смесь подданнических и активистских элементов, по мнению Алмонда и Вербы, характерен для английской и американской культур.
Предложенная американскими политологами классификация трех основных и нескольких смешанных типов политических культур сейчас признается классической.
Большой интерес представляют идеи Г. Алмонда о выделении различных видов политической культуры.
Данная классификация основывается на различии взглядов представителей разных слоев общества и выделяет следующие виды политической культуры:
1) Гомогенный
(в США и Великобритании) - большинство
населения разделяет принципы
устройства данной
2) Фрагментированный
(в континентальной Европе) - согласие
по основным политическим
3) Доиндустриальный
(в модернизирующихся
4) Тоталитарный
(в коммунистических и
Причем из вышеназванных видов наиболее устойчив первый, а четвертый устойчив по видимости. В двух остальных гомогенность отсутствует, что делает их нестабильными, особенно третий, при котором очень большие различия между компонентами системы.
Существует и множество других классификаций видов политической культуры. Например, разделение - на либерально - индивидуалистический и консервативно - коллективистский виды. В первом случае субъекты выступают против вмешательства государства в дела граждан, при котором имеет место повышенное ожидание заботы от государства, обожествление его лидера.
Исходя из того, что «установки политического поведения связаны не столько с фатализмом культурно - исторической наследственности, с давлением «среды», сколько с самоопределением в отношении будущего и своего места в нем» Панарин А.С.. Панарин предложил свою классификацию политической культуры:
- экономико-центристский тип;
- этноцентристский тип;
- социоцентристский тип. 12
Человек, который является экономико-ориентированным всегда руководствуется ценностями, которые он получает в результате своей деятельности, а все остальное признает второстепенным. Его успехи в основном носят материальный характер: зарплата, дивиденды и т.п. Его неудачи - это недостаток материальных благ. Политик тоже может быть экономико - ориентированным, при условии, что он рассматривает политическую борьбу и свой успех в ней как способ увеличить свое материальное благосостояние.
Информация о работе Политическая культура российского общества постсоветского периода