Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:12, курсовая работа
Целью данной работы является анализ состояния политической культуры российского общества постсоветского периода.
Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
•Рассмотрение основных теоретических концепций политической культуры (классических и современных);
•Выделение основных типов политических культур в современных обществах;
•Изучение и анализ особенностей политических культур западного и восточного типов;
•Определение предпосылок формирования российской политической культуры;
•Анализ политической культуры в современном российском обществе.
Введение.
Политическая культура не является изначально заданным, неизменным феноменом. В периоды серьезных общественных трансформаций происходят сдвиги в устойчивых характеристиках политической культуры, и, прежде всего, в массовых политических ориентациях и ценностных основаниях политики, которые, в свою очередь, являются результатом развития конкретных политических, социально-экономических и культурных процессов. В подобных условиях понимание механизмов изменений политических ориентации и типа политической культуры в целом позволяет более эффективно прогнозировать направленность, цели и результаты тех или иных политических акций.
В данной работе будет раскрыто понятие политической культуры и рассмотрены характерные черты политической культуры современной России.
Актуальность проблемы связана с наблюдающимся в последние годы ростом интереса обществоведов, политиков, журналистов и широкой общественности к проблемам политической культуры. Это объясняется, во-первых, определенными переменами в менталитете населения России в сторону разрушения авторитарных традиций и, во-вторых, необходимостью осмысления результатов социально-политических преобразований, произошедших после падения коммунистического режима и перехода от «холодной войны» к «холодному миру».
Степень разработанности проблемы.
Исследование строится преимущественно на современных разработках проблемы, как отечественных, так и зарубежных.
Отдавая
должное вкладу «первооткрывателей»
самой категории «политическая
культура» Г. Алмонду и С. Вербе,
а также мыслителям и идеям
«классиков» политической теории А.де
Торквилля, М. Вебера, Г. Зиммеля. Огромный
вклад в разработку данной проблемы
внесли такие зарубеждые ученые как З.Бауман,
З.Бжезинский, Ф.Бродель, П.Бурдье, И.Валлерстайн,
С.Велч, Э.Гидденс, Г.Киссинджер, Д. Рашкофф,
У.Розенбаум, Э.Тоффлер, М.Фуко, Ф.Фукуяма,
С.Хангтингтон и др. Из отечественных авторов
стоит отметить Э.Я.Баталова, К.С.Гаджиева,
Е.Т.Гайдара, О.Елизарову, А.А.Зиновьева,
В.Л.Иноземцева.
Целью данной работы является анализ состояния политической культуры российского общества постсоветского периода.
Достижение данной цели включает в себя решение следующих задач:
Объектом исследования является политическая культура как социальный феномен современности.
Предметом исследования являются специфические особенности политической культуры России.
Работа
состоит из введения, двух глав и
заключения.
Глава 1
§1.
Основные теоретические
концепции политической
культуры (классические
и современные)
Еще в древности политические мыслители обратили свое внимание на то, что на политическую жизнь оказывает влияние образ мыслей людей, их ценности и настроения. Политическая культура - один из основных элементов, составляющих духовный потенциал общества. Понятно, почему эта проблема столь широко исследуется политологами. В ее трактовке существует самый широкий спектр мнений и определений.
Вопросы
политической культуры исследовали
выдающиеся мыслители прошлого: Аристотель,
Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер,
Вебер и др. А начало этой традиции
положил Платон. Интерес в этом
плане представляет его диалог "Протагор",
в котором вопрос формулируется
остро, дискуссионно: можно ли освоить
государственные, гражданские добродетели,
овладеть искусством государственного
управления? Платон устами Сократа
высказывает предположение, что
ничему такому научиться нельзя. Афиняне,
говорит он, в каждом конкретном
деле (строительстве дома, корабля
и др.) призывают мастеров этого
дела и спрашивают их совета. Когда
же вопрос касается политики, то всякий
подает совет, будь то плотник, медник,
сапожник, богатый, бедный, благородный,
безродный; и никто его не укоряет,
что, не получив знаний, не имея учителя,
такой человек решается все же
выступать со своим советом. В
противоположность Сократу
Позднее идеи политической культуры и гражданской добродетели нашли свое отражение в трудах итальянского мыслителя Н. Макиавелли. В работе "Государь" он высказывает мысль о том, что первой гражданской добродетелью является деятельная любовь общего блага. Но она может развиться лишь в свободном государстве, где общее благо - не требование немногих избранных умов, а реальная цель, которой служат все граждане, живущие сознательной общественной жизнью. Любить государство и служить государству может заставить граждан лишь личный интерес. Государство должно вознаграждать услуги граждан и обставлять их общественную деятельность такими условиями, которые заставили бы их искать общественной службы в своих личных интересах.
Вопросы
гражданской культуры личности и
общества являются органичной частью
работ французских
В XIX в., когда в обществе значительно возрастает интерес к политическим наукам, изучаемая нами проблема приобретает особое значение. Г. Спенсер, исследуя сложнейшие причинные связи между социальными явлениями, неоднократно подчеркивал, что политикам, вмешивающимся в социальные процессы, надо тщательно изучать их. Он отмечал роль знания как основы политической культуры и считал, что если овладение любым ремеслом требует обучения ему, то тем более это касается искусства политики.
Сам термин «политическая культура »появился впервые в XVIII в. в трудах немецкого философа-просветителя И. Гердера. Теория же, описывающая эту группу политических явлений, сформировалась только в конце 50 — начале 60-х гг. XXв. в русле западной политологической традиции.
Зарождение теории политической культуры в 50-60-х гг. XX века было связано с состоянием политической науки, а также с теми политическими процессами, которые происходили в первой половине и середине столетия. Большой вклад в ее разработку внесли многие политические мыслители и ученые различных исторических эпох. Среди них такие как Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо, американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай, У. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р. Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и другие.
Как мы уже отметили, интерес к политической культуре обусловлен не только теоретическими поисками. Одной из причин резко усилившегося интереса к политической культуре стали собственно политические проблемы, возникавшие на протяжении всего XX в.
Можно выделить 3 периода наибольшего интереса к политической культуре: 20 — 30 гг., когда ведущей была тема достижения социальной стабильности; 60-е гг., поставившие в повестку дня реформу политической системы в соответствии с произошедшей социальной перестройкой; конец 80-х гг. — начало 90-х — распад СССР и «бархатные революции» в Восточной и Центральной Европе.
Первый
этап развития концепции политической
культуры связан с поиском путей
предотвращения социальных катаклизмов
и стабильного и
Вторая волна интереса к политической культуре была вызвана процессами деколониализации и ростом демократических настроений в странах третьего мира в 50 — 60-е годы нашего столетия. Вопрос тогда стоял примерно так же, как сейчас в отношении проблемы демократизации в России и других посткоммунистических странах: что необходимо сделать, чтобы закрепить процессы модернизации и создать почву для устойчивых политических процессов? Политическая культура оказалась в числе наиболее популярных инструментов анализа.
Наконец, начиная с середины-конца 80-х пристальное внимание ученых было сосредоточено на процессах демократизации в странах Восточной Европы, и в особенности в странах бывшего Советского Союза. Пересмотр реформ, многие из которых были скопированы с развитых стран Запада, позволяет предположить, что одни и те же политические институты дают разные результаты в условиях иных культур с их уникальными наборами ценностей и установок. 1
«Классическая»
политическая наука, в рамках которой
в первой половине столетия господствовали
нормативный, институциональный и
бихевиоральный подходы, оказалась
неспособной объяснить
«Классическая» политология оказалась не в состоянии объяснить не только события, связанные с установлением тоталитарных режимов, но и политические изменения в странах «третьего мира».
Важным вкладом в появление теории политической культуры явилось методологическое наследие М.Вебера, одного из представителей «неклассического типа научности», писавшего о необходимости «отнесения» гуманитарного знания «к ценностям» и исследовавшего влияние культурных норм и образцов на поведение и далее на социальную структуру. Вебер специально исследовал вопрос политической этики как составной части политической культуры и выделил два типа ее: "этику идеи" и "этику ответственности". Первая подразумевает бескомпромиссную нацеленность на реализацию определенного политического идеала, невзирая на какие-либо побочные последствия. Вторая заключается в строгом учете всех последствий любого политического шага и в готовности отказаться от идеи, если ее реализация слишком тяжело сказывается на обществе. Сам Вебер был сторонником скорее "этики ответственности", чем "этики идеи".
Основной вклад в развитие этого подхода применительно к теории политической культуры внес Г. Алмонд. В своих работах 1950-1960-х гг. он проанализировал взаимосвязи политической культуры с различными типами политических систем, охарактеризовал сущность и структуру политической культуры и предпринял попытку сформулировать концепцию этого явления.
Первая работа Г.Алмонда, посвященная этим сюжетам, - небольшая статья под названием «Сравнительные политические системы»2. Дальнейшую разработку эта концепция получила в книге Г. Алмонда и С. Вербы «Гражданская культура», а также в работе «Политическая культура и политическое развитие».
В настоящее время существует более ста определений политической культуры и множество подходов к ее изучению.
Вместе с тем, многие попытки определения этого явления, предпринятые «в развитии» теории, способствуют размыванию смысловой нагрузки этого понятия: политическая культура часто трактуется расширенно и утрачивает функциональное значение, заданное «классиками». «Одни авторы усматривали проявления политической культуры практически в каждом явлении политической жизни, другие использовали это понятие по «остаточному принципу» для объяснения того, что не поддавалось анализу иными средствами…Надо также отдавать себе отчет, что наше понимание элементов политической культуры и отношений между ними не намного продвинулось по сравнению с «Гражданской культурой», опубликованной Алмондом и Вербой в 1963г.»3
Основным мотивом, который способствовал занятиям Г. Алмонда политической культурой, был следующий. Г. Алмонд считал, что традиционные подходы в политической науке, например институциональный, не в состоянии объяснить, почему одинаковые по форме политические организации действуют по-разному в разных странах. Для объяснения этого он предложил соединить изучение формальных и неформальных компонентов политических систем с анализом национальной политической культуры.
Информация о работе Политическая культура российского общества постсоветского периода