Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель данной работы - анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, выявление коллизий между различными нормативными актами, регулирующими процедуру реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
Задачи данной работы:
уточнить понятие юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
определить место юридической ответственности за нарушения норм избирательного права в правовой системе Российской Федерации;
определить возможные виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства;
выявить особенности реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права;
проанализировать условия и основания применения различных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права.
Введение 3
Глава I. Конституционная ответственность субъектов избирательного процесса РФ 5
1.1 Понятие конституционной ответственности 5
1.2 Нарушение конституционных прав и свобод в избирательном процессе 7
Глава II. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 13
2.1 Понятие административной ответственности 13
2.2 Административная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 16
Глава III. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 22
3.1 Понятие уголовной ответственности 22
3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 25
Заключение 33
Список литературы 35
В части 2 ст. 141 УК РФ содержится
шесть квалифицирующих
Подкуп представляет собой передачу или обещание передачи денежных средств, подарков, иных материальных ценностей гражданину за участие
(неучастие) в выборах или референдуме, голосование за или против конкретных кандидатов (вынесенных на референдум вопросов), воспрепятствование работе избирательной комиссии или комиссии референдума. Наиболее распространенный способ подкупа - "покупка" голосов избирателей со стороны кандидатов на выборные должности или членов групп их поддержки, особенно на стадии досрочного голосования. Однако не любое вручение имущественных ценностей избирателям или участникам референдума образует состав преступления. Если оно напрямую не связывается с каким-либо вариантом поведения избирателей, участников референдума, не «требует» от них голосования за или против конкретных кандидатов, то ответственность за такие действия должна наступать согласно ст.40.16 КоАП
Обман - это распространение заведомо ложных сведений, направленных на введение в заблуждение избирателей, участников референдума, кандидатов, наблюдателей, членов избирательных комиссий (комиссий референдума) и других субъектов избирательного или референдумного процесса. Он может выражаться в сообщении ложной информации об отмене (переносе) выборов, об аннулировании регистрации тех или иных кандидатов, о времени и месте голосования, в совершении иных подобных действий.
Насилие как квалифицирующий признак
не конкретизировано применительно
к составу преступления, предусмотренного
ч.2 ст.141 УК РФ. Оно может быть связано
с оказанием физического
Использование служебного положения в воспрепятствовании осуществлению избирательных прав, права на участие в референдуме, работе-комиссии в любой форме также является квалифицирующим признаком данного преступления. Виновный, используя свои полномочия, может изымать у избирательных комиссий (комиссий референдума) помещения для голосования или оргтехнику, уклоняться от выделения бюджетных средств на проведение выборов или референдума, препятствовать организации предвыборных встреч кандидатов с избирателями и т.д.18
Гораздо больший вред по сравнению
с индивидуальными
Статья 142 УК РФ устанавливает ответственность за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, заведомо неправильный подсчет голосов либо заведомо неправильное установление результатов выборов, референдума, нарушение тайны голосования. Если эти действия совершены членом избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии референдума, то они наказываются штрафом в размере от пятисот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Объективная сторона характеризуется
тем, что рассматриваемое
Под фальсификацией избирательных документов необходимо понимать внесение в них заведомо ложных сведений, подделку, подчистку, пометку другим числом или изменение их содержания иным способом, а также изготовление подложных документов. При этом избирательными документами, документами референдума признаются предусмотренные законодательством письменные документы, имеющие определенное юридическое значение в избирательном процессе, процессе референдума: списки избирателей или участников референдума, подписные листы, бюллетени, акты приемки-передачи бюллетеней, удостоверения на право голосования, заявления избирателей или участников референдума, протоколы и решения избирательных комиссий или комиссий референдума.
Заведомо неправильный подсчет
голосов состоит в
Заведомо неправильное установление результатов выборов или референдума выражается в том, что вопреки фактическому волеизъявлению избирателей, участников референдума, в нарушение требований закона состоявшиеся выборы объявляются несостоявшимися, действительные - недействительными, избранный кандидат - неизбранным и наоборот. Но поскольку определение результатов выборов, референдума относится к исключительному ведению избирательных комиссий, комиссий референдума как коллегиальных органов, то привлечение к ответственности за такие действия выглядит весьма проблематичным, а рассматриваемый признак объективной стороны - надуманным и достаточно декларативным.20
Нарушение тайны голосования означает создание таких условий, при которых можно контролировать волеизъявление голосующих: присутствие посторонних лиц при заполнении бюллетеней, выдача пронумерованных или иным образом помеченных бюллетеней, установление в кабинах для голосования специальной видеоаппаратуры, фиксирующей процесс волеизъявления избирателей.
Состав данного преступления - формальный, оно признается оконченным с момента совершения любого из действий, оговоренных в диспозиции ст. 142 УК РФ. Это особенно важно подчеркнуть, так как нередко привлечение к ответственности вопреки требованиям уголовного закона связывается с наступлением неблагоприятных последствий. Так, прокуратура Кировского района Приморского края необоснованно отказала в возбуждении уголовного дела по факту изготовления членами одной из участковых избирательных комиссий поддельного протокола об определении итогов голосования на выборах Президента России, состоявшихся 16 марта 2000 года. При этом «отказная» аргументация сводилась исключительно к тому, что фальсификация избирательных документов не повлекла за собой наступление вредных последствий.
Для рассматриваемого состава характерно наличие специального субъекта преступления. Согласно закону к ответственности за данное деяние могут быть привлечены только члены избирательной комиссии, инициативной группы или комиссии референдума.
В случае фальсификации избирательных документов (в частности, подписных листов) сборщиками подписей, самими кандидатами и иными лицами, не являющимися членами инициативной группы, их действия следует квалифицировать по ч.2 ст. 141 УК РФ. Поэтому вряд ли можно согласиться с мнением, что такие лица вообще не могут подлежать ответственности вследствие пробела действующего уголовного законодательства.
Субъективная сторона
Заключение
Политические события
Важной задачей реализации гражданско-правовой ответственности является доказывание обстоятельств, которыми обосновываются требования потерпевшей стороны. Действующее законодательство не содержит каких-либо исключений из общих правил доказывания по делам о защите избирательных прав граждан. Следовательно, на такие дела распространяются общие правила доказывания.
Скоротечный характер избирательной кампании требует быстрого разрешения судом дел о защите избирательных прав граждан, поэтому Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает жесткие сроки для решения вопроса о возложении ответственности за нарушения законодательства о выборах.
Анализ гражданско-правовой ответственности
за нарушения норм избирательного права
привёл автора к выводу, что это
единственный вид юридической
Значение гражданско-правовой ответственности для защиты избирательных прав граждан будет увеличиваться с развитием избирательного законодательства, с ростом правовой, и в первую очередь электоральной культуры населения.
Основные правоотношения в сфере
выборов - это публично-правовые
отношения между народом и претендентами
на выборные должности. Все
остальные правоотношения производны.
Поэтому и основные виды
ответственности за нарушения избирательного
законодательства являются
публично-правовыми. Но в случае нарушения
частных интересов участников
избирательных правоотношений н
Сейчас вопросы
Таким образом, в действующем российском законодательстве имеется достаточный правовой механизм защиты избирательных прав граждан и материально-правовая база для привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении этих избирательных прав и иных избирательных отношений. Заставить заработать этот механизм в четком режиме - главная задача на период будущих избирательных кампаний.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
3.Закон
РФ "О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального
Собрания Российской Федерации" от
18 мая 2005 года 51-ФЗ
4.Закон РФ «О выборах Президента Российской
Федерации» от
10 января 2003- года N 19-ФЗ.
5. Закон РФ «Об административной ответственности
юридических лиц за
нарушение законодательства Российской
Федерации о выборах и
референдумах» от 6 декабря 1999 г.;
10. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ;
11. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях
(КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.
12.Указ Президента РФ № 951 «О выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления»
13. Федеральный закон РФ № 90-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный конституционный закон от 10.10.95 № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ,
14. Федеральный закон РФ от 26.11.96 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».
Научная литература: