Ответственность в избирательном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, выявление коллизий между различными нормативными актами, регулирующими процедуру реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
Задачи данной работы:
уточнить понятие юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
определить место юридической ответственности за нарушения норм избирательного права в правовой системе Российской Федерации;
определить возможные виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства;
выявить особенности реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права;
проанализировать условия и основания применения различных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права.

Содержание

Введение 3
Глава I. Конституционная ответственность субъектов избирательного процесса РФ 5
1.1 Понятие конституционной ответственности 5
1.2 Нарушение конституционных прав и свобод в избирательном процессе 7
Глава II. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 13
2.1 Понятие административной ответственности 13
2.2 Административная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 16

Глава III. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 22
3.1 Понятие уголовной ответственности 22
3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 25
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

2. За нарушение установленного порядка опубликования документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

3. За нарушение условий проведения предвыборной агитации через средства

массовой информации;

4. За нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности;

5. За проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом;

6. За проведение предвыборной агитации лицами, которым запрещено законом участие в ее проведении;

7. За изготовление или распространение анонимных агитационных материалов;

8. За непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата;

9. За вручение избирателям денежных средств, подарков, бесплатное или льготное оказание услуг;

10. За финансирование избирательной кампании помимо избирательных фондов и оказание иной запрещенной законом материальной поддержки;

11. За изготовление неучтенных тиражей бюллетеней для голосования либо сокрытие остатков бюллетеней и др.

В некоторых случаях прямо установлено, что субъектом ответственности  может быть само избирательное объединение  или в равных долях избирательные  объединения, входящие (входившие) в  избирательный блок, -за незаконное использование им (ими) денежных средств; за принятие и использование незаконной материальной поддержки.

Основным видом административного  взыскания для юридических лиц  по-прежнему является штраф. КоАП РФ в  рассматриваемых статьях устанавливает  штрафы для юридических лиц в  пределах от 100 до 500 минимальных размеров оплаты труда. В двух случаях наряду со штрафом применяется также  конфискация непосредственного  объекта административного правонарушения.

Таким образом, в настоящее время  значительное внимание в законодательстве уделяется административной ответственности, как простого гражданина, так и должностных лиц и юридических лиц.

Совершение тех или иных правонарушений в сфере избирательных отношений  может повлечь за собой изменение  или прекращение правоотношений.

Так, например, нарушение правил выдвижения и регистрации кандидатов, нарушение  условий проведения предвыборной агитации и финансирования избирательной  кампании, вручение избирателям денежных средств и подарков (фактически их подкуп) и другие подобные действия могут повлечь за собой отмену (аннулирование) регистрации кандидатов. Если судом будет установлено, что  данные нарушения избранных кандидатов имели место и не позволяют  с достоверностью выявить истинное волеизъявление избирателей, . он может  отменить решение избирательной  комиссии о результатах голосования, об итогах выборов. Отмена судом решения  о результатах голосования и  об итогах выборов может быть связана  также и с другими нарушениями  принципа законности, допущенными при  составлении списков избирателей, проведении голосования, наблюдении за голосованием, подсчете голосов и  т.д.12

Несмотря на возможность привлечения  виновных в совершении административных правонарушений к ответственности, граждане должны помнить, что свои нарушенные избирательные права они могут  защитить сами, не дожидаясь применения мер административно-правового принуждения  к нарушающим принцип законности лицам. В соответствии со ст. 1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и ст.63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. В соответствии с альтернативным порядком обжалования, установленным действующим российским законодательством, решения и действия (бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы как в суд, так и в вышестоящую избирательную комиссию, либо одновременно в обе эти инстанции. В последнем случае решение суда является приоритетным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Уголовная ответственность за нарушения избирательного

законодательства  РФ

3.1 Понятие уголовной ответственности

 

Принимая во внимание политическую значимость избирательных прав и  права граждан на участие в  референдуме, уголовное законодательство предусматривает ответственность  за совершение общественно опасных  нарушений, причиняющих значительный вред охраняемым правовыми нормами  общественным отношениям в сфере  организации и проведения выборов  и референдумов. Разумеется, она  не является единственным и универсальным публично-правовым средством защиты избирательных и референдумных правоотношений. Целый ряд санкций за нарушение законодательства о выборах и референдумах содержится в избирательном (референдумном) законодательстве и законодательстве об административных правонарушениях.

Уголовную ответственность необходимо рассматривать как крайнюю меру борьбы с правонарушениями в этой сфере, рассчитанную на наиболее вредоносные  посягательства на общественные отношения, опосредующие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Поэтому, несмотря на распространенный характер нарушений законодательства о выборах и референдумах, уголовно-правовые санкции на практике имеют достаточно ограниченный масштаб применения. В подавляющем большинстве случаев нарушений в организации и проведении выборов и референдумов с юридической точки зрения вполне достаточным бывает использование мер ответственности, закрепленных в избирательном (референдумном) и административном законодательстве.13

Действующее уголовное законодательство содержит две статьи, посвященные  регулированию ответственности  за нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 141 и ст. 142 УК РФ).

В соответствии с ч.1 ст. 141 УК РФ уголовно наказуемо воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий или комиссий по его проведению. Данное преступление наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до era восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.14

Совершение деяний, предусмотренных  ч.1 ст.141 УК РФ, с квалифицирующими признаками, то есть соединенных с подкупом, обманом, применением насилия либо с угрозой его применения; совершенных лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, наказывается согласно ч.2 ст.141 УК РФ штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Объектом преступления, предусмотренного ст.141 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию избирательных  прав граждан и их права участвовать  в референдуме, а также отношения, опосредующие работу избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума. Они регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а в некоторых случаях, специально оговоренных федеральным и региональным законодательством, - уставами муниципальных образований. Особое место среди законодательных актов занимает Федеральный закон от 19 сентября 1997 года (в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Содержащиеся в нем нормы имеют приоритет над положениями иных законодательных актов и рассчитаны на проведение выборов и референдумов любого вида и уровня. Другие законы (федеральные и региональные) должны соответствовать требованиям этого федерального закона. Вместе с тем в них могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, которые дополняют гарантии, предусмотренные основополагающим федеральным законом о выборах и референдумах.

Объективную сторону состава данного  преступления образуют общественно  опасные действия (бездействие). Они  выражаются, во-первых, в воспрепятствовании осуществлению гражданином своих  избирательных прав; во-вторых, в  воспрепятствовании осуществлению  гражданином права участвовать  в референдуме; в-третьих, в воспрепятствовании работе избирательной комиссии или  комиссии референдума как коллегиального органа, отвечающего за организацию  и проведение выборов или референдума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод

 

Совершенно очевидно, что данная характеристика объема избирательных  прав граждан не может претендовать на исчерпывающую полноту. К ним  необходимо отнести, с нашей точки  зрения, также право участвовать  в формировании избирательных комиссий, знакомиться со списком избирателей, направлять наблюдателей для осуществления контроля за голосованием и установлением его итогов, вносить добровольные пожертвования в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений (блоков) и осуществлять иные действия, предусмотренные избирательным законодательством.

Следует также учитывать, что нередко законодательство о  выборах связывает избирательные  права не напрямую с гражданами, а с особыми субъектами избирательных правоотношений: избирателями, кандидатами, зарегистрированными кандидатами, наблюдателями, членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса, уполномоченными представителями        кандидатов       (зарегистрированных       кандидатов)        и избирательных объединений (блоков). Например, согласно действующему законодательству только кандидаты и избирательные объединения (блоки) имеют право (и одновременно обязанность) создавать специальные избирательные фонды для финансирования собственных избирательных кампаний. Воспрепятствование осуществлению закрепленных за специфическими субъектами избирательных правоотношений прав также необходимо квалифицировать как посягательство на избирательные права российских граждан.15

Согласно ч.1 ст. 141 УК РФ воспрепятствование реализации гражданином  избирательных прав может выражаться в активной (действия) и пассивной (бездействие) форме. Оно может быть сопряжено с закрытием избирательных участков в день голосования, отказом в выдаче избирательных бюллетеней или удостоверений на право голосования, уничтожением избирательных документов, принуждением к участию в выборах или голосованию за (против) конкретных кандидатов и другими действиями (бездействием). По существу, данный состав сконструирован с использованием явно выраженных оценочных категорий, вследствие чего вряд ли возможно очертить все уголовно наказуемые способы совершения рассматриваемого преступления. Однако это вовсе не означает, что воспрепятствование осуществлению избирательных прав может быть совершено любым способом.

Важно подчеркнуть, что  воспрепятствование осуществлению избирательных прав является уголовно-противоправным, если оно создает преграды для законной реализации права граждан избирать и быть избранными в   органы   государственной   власти   и   местного   самоуправления.   Поэтому согласно ч.1 ст. 141 УК РФ не могут влечь наступление ответственности действия, направленные на: пресечение сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов лицами, не достигшими 18-летнего возраста; удаление из помещения для голосования наблюдателей, препятствующих работе избирательных комиссий; прекращение иных незаконных избирательных действий.16

Воспрепятствование осуществлению  гражданином права на участие  в референдуме также может проявляться как в форме действия, так и в форме бездействия. В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право на участие в референдуме представляет собой конституционное право российских граждан участвовать в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного и местного значения.

Право граждан на участие  в референдуме регулируется Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и законами субъектов Российской Федерации. Любые формы воспрепятствования осуществлению предусмотренных этими законами прав граждан образуют состав преступления, содержащийся в ч.1 ст. 141 УК РФ, если за них прямо не установлена административная ответственность, аналогичная по своему содержанию административной ответственности за нарушение избирательных прав граждан.

Воспрепятствование   работе   избирательных   комиссий   или   комиссий   по проведению референдума ставит под угрозу процесс организации выборов и референдума, поскольку они несут на себе основное бремя ответственности по обеспечению условий для реализации соответствующих прав российских граждан. Действующее законодательство предусматривает возможность создания следующих избирательных комиссий: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; окружные, территориальные (городские, районные и другие), участковые избирательные комиссии. В зависимости от уровня референдума комиссии по его проведению в соответствии со ст.21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут состоять из вышестоящей, территориальных, участковых комиссий. Уголовно наказуемым признается воспрепятствование работе любой из этих комиссий, независимо от ее статуса (уровня).17

Информация о работе Ответственность в избирательном праве