Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа
Цель данной работы - анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, выявление коллизий между различными нормативными актами, регулирующими процедуру реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
Задачи данной работы:
уточнить понятие юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
определить место юридической ответственности за нарушения норм избирательного права в правовой системе Российской Федерации;
определить возможные виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства;
выявить особенности реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права;
проанализировать условия и основания применения различных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права.
Введение 3
Глава I. Конституционная ответственность субъектов избирательного процесса РФ 5
1.1 Понятие конституционной ответственности 5
1.2 Нарушение конституционных прав и свобод в избирательном процессе 7
Глава II. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 13
2.1 Понятие административной ответственности 13
2.2 Административная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 16
Глава III. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 22
3.1 Понятие уголовной ответственности 22
3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 25
Заключение 33
Список литературы 35
Содержание
Введение 3
Глава I. Конституционная ответственность субъектов избирательного процесса РФ 5
1.1 Понятие конституционной
1.2 Нарушение конституционных прав и свобод в избирательном процессе 7
Глава II. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 13
2.1 Понятие административной ответственности 13
2.2 Административная ответственность за нарушение избирательных
прав и свобод 16
Глава III. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 22
3.1Понятие уголовной ответственности 22
3.2Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и
свобод 25
Заключение 33
Список литературы 35
Введение
Юридическая ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах1 является публично-правовым средством обеспечения общественного интереса в правопорядке при реализации гражданами избирательных прав и права на участие в референдуме. Юридическая ответственность посредством карательного воздействия на правонарушителя выполняет правовосстановительную функцию, т.е. служит восстановлению нарушенных прав личности или государства.
Актуальность данной работы заключается
в том, что юридическая
Под избирательными отношениями следует понимать те общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления2. Особая ценность и важность этих отношений состоит в том, что они связаны с реализацией конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации.
Цель данной работы - анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, выявление коллизий между различными нормативными актами, регулирующими процедуру реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
Задачи данной работы:
Под юридической ответственностью в публично-правовой сфере понимается установленная законом обязанность правонарушителя ответить за совершенное им правонарушение перед государством и претерпеть действие санкций в виде определенных правоограничительных мер, которые применяются к нему соответствующими юрисдикционными органами.
За нарушения законодательства
о выборах и референдумах федеральными
законами предусмотрены различные
виды юридической ответственности.
В ст. 79 Федерального закона РФ «Об
основных гарантиях...» указаны
Глава I. Конституционная ответственность субъектов избирательного
процесса.
Конституционно-правовая ответственность
может носить как индивидуальный
(отказ кандидату в
Основанием конституционно-
1)умаление избирательных прав граждан;
2)злоупотребление субъекта своими избирательными правами;
3)неисполнение
или ненадлежащее исполнение субъектом
своих
юридических обязанностей.
Особенностью конституционно-
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 апреля 2000г. № 7-П указал: меры юридической ответственности должны быть соразмерны деянию, с которым закон связывает их применение, и не могут приводить к неправомерному ограничению прав и свобод граждан. В связи с этим отказ в регистрации федерального списка кандидатов или ее отмена в случае выбытия одного или более кандидатов, занимавших первые три места в общефедеральной части этого списка, признаны недопустимыми в правовом государстве и противоречащими Конституции Российской Федерации.
1.2 Нарушение конституционных прав и свобод в избирательном процессе
Анализ норм законодательства, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов и референдумов, позволяет выделить следующие основные меры конституционной ответственности, применяемые к участникам избирательного процесса:
4)отказ в регистрации инициативной
группы и ее уполномоченных
представителей, уполномоченных представителей
избирательного объединения
(блока),
выдвинувших кандидата на должность Президента
Российской
Федерации;
9) отмена решения избирательной комиссии,
в том числе об итогах
голосования, результатах выборов;
10) признание незаконными решений или действий
(бездействия) органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, общественного
объединения или должностного лица, нарушившего
избирательное
законодательство;
11) отзыв депутатов (членов) законодательного
(представительного)
органа государственной
власти и выборных
должностных лиц субъектов
Российской Федерации.
Основанием данного вида ответственности
является нарушение избирательной
комиссией (комиссией референдума)
избирательных прав граждан либо
права граждан на участие в
референдуме, повлекшее признание
Центральной избирательной
Дела о расформировании
С заявлением в суд о расформировании
Центральной избирательной
С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации вправе обратиться группа членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации численностью не менее одной трети от их общего числа либо группа депутатов законодательного (представительного) органа данного субъекта Российской Федерации численностью не менее одной трети от их общего числа. В случае когда законодательный орган субъекта Российской Федерации состоит из двух палат, в суд вправе обратиться группа депутатов любой из избираемых палат этого органа численностью не менее одной трети депутатов этой палаты. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может обратиться и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.6
С заявлением в суд о расформировании окружной, территориальной, участковой избирательной комиссии вправе также обратиться: группа избирателей численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации либо группа депутатов любой из избираемых палат указанного органа численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этой палаты; группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Суды рассматривают
дела о расформировании
В случае расформирования избирательных комиссий формируются временные комиссии не позднее чем через три дня после вступления в силу решения суда о расформировании комиссии. Вне периода избирательной кампании новая комиссия должна быть сформирована не позднее чем через один месяц со дня вступления в силу решения суда о расформировании комиссии.
Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней.
Отказ в регистрации инициативной группы и ее уполномоченных представителей, уполномоченных представителей избирательного объединения (блока), выдвинувших кандидата на должность Президента Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом РФ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 г. основаниями для отказа в регистрации инициативной группы являются:
1. Необращение кандидата, выдвинувшего свою кандидатуру, в течение 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.
2.Отсутствие нотариально удостоверенного протокола о регистрации членов группы избирателей вместе с ходатайством при проведении собрания в поддержку самовыдвижения кандидата.
3. Отсутствие пассивного избирательного права у членов инициативной группы.
Наиболее серьезной конституционно-правовой санкцией, применяемой за нарушения избирательного законодательства является отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах выборов.