Ответственность в избирательном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ правового регулирования и практического применения юридической ответственности за нарушения норм избирательного права, обнаружение пробелов в отечественном законодательстве о выборах, выявление коллизий между различными нормативными актами, регулирующими процедуру реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения норм избирательного права.
Задачи данной работы:
уточнить понятие юридической ответственности за нарушения норм избирательного права;
определить место юридической ответственности за нарушения норм избирательного права в правовой системе Российской Федерации;
определить возможные виды юридической ответственности за нарушения избирательного законодательства;
выявить особенности реализации конкретных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права;
проанализировать условия и основания применения различных видов юридической ответственности за нарушения избирательного права.

Содержание

Введение 3
Глава I. Конституционная ответственность субъектов избирательного процесса РФ 5
1.1 Понятие конституционной ответственности 5
1.2 Нарушение конституционных прав и свобод в избирательном процессе 7
Глава II. Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 13
2.1 Понятие административной ответственности 13
2.2 Административная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 16

Глава III. Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства РФ 22
3.1 Понятие уголовной ответственности 22
3.2 Уголовная ответственность за нарушение избирательных прав и свобод 25
Заключение 33
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

ГОТОВОЕ.docx

— 66.31 Кб (Скачать)

Федеральный закон не дает четких критериев для признания выборов  недействительными. Суд должен самостоятельно оценить, позволяют или не позволяют  допущенные нарушения избирательного законодательства выявить действительную волю избирателей, и на основе данной оценки отменить либо оставить в силе решение избирательной комиссии об итогах голосования, результатах  выборов.7

Основаниями для отмены судом решения  избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов в соответствии с п. 2 ст. 77 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях...» после определения результатов выборов являются следующие установленные судом обстоятельства:

1) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовал на проведение своей

избирательной кампании помимо средств  собственного избирательного фонда  средства в размере, составляющем более  чем 10 процентов от предельного размера  расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или  более чем на 10 процентов превысили  предельный размер расходования средств  избирательного фонда, установленный  законом;

  1. кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
  2. кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации нарушили правила ее проведения установленные законом;

4) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Конституционно-правовая ответственность  участников избирательного процесса носит  ярко выраженный политический характер, поскольку она отражает участие  субъекта в отношениях, складывающихся в сфере организации, осуществления, принадлежности государственной власти и в сфере взаимоотношений  государства и личности, а также  отражает стремление субъектов к власти, влиянию на определение общей воли государства, руководящей роли в нем.

Общепризнанного понятия юридической  ответственности пока нет, что позволяет  некоторым ученым говорить о невозможности  выработки единого понятия ответственности. В настоящий момент утвердились  два научных подхода к понятию  конституционной ответственности - «широкий» и «узкий». В первом случае речь идет о существовании  особого конституционного производства расследования и привлечения органов государственной власти, их должностных лиц за нарушение как Конституции, так и иных законов. Основанием такой ответственности закономерно являются нормы и конституционного, и уголовного, и финансового законодательства.

Второй, «узкий» подход к конституционной  ответственности базируется на иных задачах - прежде всего на защите Конституции  и конституционного строя. Вполне оправданно, что в такой ситуации нормативным основанием конституционной ответственности являются нормы Конституции и иные нормы конституционного законодательства.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Административная ответственность за нарушения избирательного законодательства РФ

2.1 Понятие административной ответственности

 

Административная ответственность  является одним из самых распространенных и часто применяемых видов  юридической ответственности, а благодаря своим процедурным установлениям - формой немедленного или оперативного реагирования на неправомерные деяния, совершенные как физическими, так и юридическими лицами. В сфере избирательных отношений административная ответственность призвана воздействовать на различные правонарушения со стороны должностных лиц государственных органов, кандидатов, избирательных объединений, граждан и других лиц во время проведения избирательной кампании и, в конечном счете, снижать число правонарушений путем общей и частной превенции.

Административная ответственность  физических лиц за нарушения законодательства о выборах регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП).

За последние годы были приняты: федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 г., «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г., «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г., «Об  административной ответственности  юридических лиц за нарушение  законодательства Российской Федерации  о выборах и референдумах».

Обновление   федерального  законодательства   о   выборах   и  референдумах обусловливает и развитие норм об административной ответственности за нарушение требований и запретов, установленных названными нормативными правовыми актами.

Распространенными нарушениями в  данной сфере являются: злоупотребление  государственными служащими и иными  должностными лицами своим служебным положением для публичной поддержки кого-либо из кандидатов, а также отдельных избирательных объединений и блоков; нарушение правил предвыборной агитации, в том числе через средства массовой информации; подкуп избирателей путем вручения или обещания им денежных средств, подарков или иных материальных благ и т.д. К сожалению, практика применения административной ответственности не столь уж велика, как могла бы быть при реальной численности правонарушений в избирательной сфере. В качестве причины этого можно указывать и в целом на правовой нигилизм в обществе в различных его проявлениях, и на малую эффективность административных взысканий благодаря скромным размерам штрафов (особенно в сравнении с финансовыми возможностями и избирательными фондами участников избирательной кампании), и на отсутствие иных, более жестких альтернативных взысканий, и на попустительство со стороны лиц, обязанных реагировать на административные правонарушения, и на подчас некачественную работу наблюдателей, и на зачастую скрытый, неявный характер правонарушений. Однако нельзя сказать, что административное законодательство, действующее в этой области, является несовершенным, ибо с течением времени и вплоть до настоящего момента нормы об административной ответственности подвергались тщательной ревизии в соответствии с меняющимися политическими и правовыми условиями жизни общества.9

Существенным  принципиальным новшеством в КоАП РФ по сравнению со старым Кодексом является то, что действие нового Кодекса будет распространяться не только на физических, но и на юридических лиц.

Административная ответственность  юридических лиц является относительно новым правовым институтом и актуальной проблемой в административно-правовой науке. В отличие от норм об административной ответственности граждан (в том числе должностных лиц), сведенных воедино в КоАП, нормы административной ответственности юридических лиц были рассредоточены по различным законодательным актам прямого действия, устанавливающим такую ответственность в определенных областях и сферах общественных отношений (в строительстве, в области природопользования, использования атомной энергии, в избирательных отношениях и т.д.). Концепция нового Кодекса предусматривает, что все федеральные нормы об административной   ответственности   должны   включаться   в   Кодекс,   а   это соответствует идее реальной кодификации законодательства об административных правонарушениях. Установление административной ответственности юридических лиц является одним из средств обеспечения исполнения возложенных на них обязательств. Меры административной ответственности должны применяться к юридическим лицам как субъектам административных правонарушений вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Административная ответственность  за нарушение избирательных

прав и свобод

 

В    новом   КоАП   РФ   составы   проступков,    связанных    с    нарушением избирательного законодательства, фиксируют 25 статей. К ним относятся:

1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума.

2. Вмешательство в работу избирательной комиссии, комиссии референдума.

3. Неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума.

4. Нарушение порядка представления сведений об избирателях, участниках референдума.

5. Нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов.

6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации.

7. Отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме.

8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

9. Нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской и иной деятельности.

10. Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом.

11. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом.

12. Изготовление или распространение агитационных материалов с нарушением требований закона.

13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства и деловой репутации.

14. Умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму.

15. Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права на пользование помещениями в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума.

16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в

период  избирательной кампании, кампании референдума  благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах.

17. Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о

поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума.

18. Незаконное использование денежных средств кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума.

19. Использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избира¬тельным блоком, инициативной группой по проведению референдума.

20. Финансирование избирательной кампании, кампании референдума помимо избирательных фондов, фондов референдума и оказание иной, запрещенной законом, материальной поддержки.

21. Несвоевременное перечисление средств избирательным комиссиям,

комиссиям референдума, кандидатам, избирательным  объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума, иным группам участников референдума.

22. Незаконная выдача гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме.

23. Сокрытие остатков тиражей избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.

24. Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов.

25. Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов.

С них начинается Особенная часть  Кодекса и первая из ее глав - глава  5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан». Это лишний раз говорит о значимости избирательных прав граждан и соответствующих общественных отношений, которым причиняется вред правонарушением. Расположение этих статей имеет достаточно упорядоченный характер - в соответствии с логической последовательностью стадий избирательного процесса: от составления списка избирателей до подсчета итогов голосования и опубликования итогов выборов в средствах массовой информации. Аналогичная последовательность свойственна и регламентации данных общественных отношений в законодательных актах РФ о выборах и референдумах.11

Ответственность юридических лиц  за нарушение избирательного законодательства наряду с ответственностью физических лиц установлена КоАП РФ в 13 случаях:

1. За неисполнение решения избирательной комиссии;

Информация о работе Ответственность в избирательном праве