Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 16:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. определить общие условия выборов Президента российской Федерации;
2. охарактеризовать основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации;
Введение 3
Глава 1 Порядок выборов Президента Российской Федерации 5
1.1 Общие условия выборов Президента Российской Федерации 5
1.2 Основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации 7
Глава 2 Итоги выборов Президента Российской Федерации
2012 года 26
Заключение 30
Список использованных источников 31
Содержание
Введение
Глава 1 Порядок выборов Президента Российской Федерации 5
1.1 Общие условия выборов Президента Российской Федерации 5
1.2 Основные стадии процесса
выборов Президента Российской Федерации
Глава 2 Итоги выборов Президента Российской Федерации
2012 года
Заключение
Список использованных источников
Введение
Демократические преобразования,
проводимые в Российской Федерации
в начале 90-х годов, привели к
необходимости поиска новой модели
организации государственной
Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления прав граждан избирать и быть избранными, касающиеся порядка выборов Президента Российской Федерации.
Предмет работы – общественные отношения, нормы права и теоретические положения, раскрывающие порядок выборов Президента Российской Федерации.
Цель курсовой работы – комплексное правовое исследование института президентства в Российской Федерации и порядка его избрания на должность.
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. определить общие условия выборов Президента российской Федерации;
2. охарактеризовать основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации;
3. проанализировать итоги выборов Президента российской Федерации 4 марта 2012 года.
Тема курсовой работы, ее теоретическая часть, широко изучена ведущими юристами современности, такими как: А.Л. Алехин, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Л.Л. Попов, Э.Н. Ренов.
Методологической основой
работы является применение совокупности
методов научного исследования, которые
разработаны в теории права и
государства: исторического, логического,
системного, сравнительно-правового, формально-юридического,
Правовой основой исследования явились: Конституция Российской Федерации 1993 года; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Порядок выборов Президента Российской Федерации
1.1 Общие условия выборов Президента Российской Федерации
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» 2003 года и других федеральных законов.
В соответствии с Конституцией
выборы главы государства
Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты (ст. 35)1. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.
Конституция Российской Федерации исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран СНГ, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран СНГ2.
Конституция 1993 года, в отличие от ранее действовавшей, сняла указание на предельно допустимый верхний возрастной ценз.
Новой нормой в Конституции 1993 года явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели. Однако это не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве.
Скупые конституционные требования к Президенту — признак демократического подхода к выборам главы государства, они способствуют расширению круга лиц, из которого может быть избран Президент.
Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Изначально (в 1991 году) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента Российской Федерации был сокращён до 4 лет. Согласно поправкам, внесенным в Конституцию Российской Федерации 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ3 срок полномочий Президента Российской Федерации продлен до 6 лет.
Президент РФ может быть переизбран на второй срок, но избрание одного лица более чем на два срока подряд не допускается. Следовательно, избрание на третий и четвертый сроки возможно, но только после перерыва. Конституционный Суд РФ в определении от 5 ноября 1998 г. указал, что избрание первого Президента РФ в 1991 г. (т. е. до принятия Конституции РФ в 1993 г.) на срок до 1996 г. должно рассматриваться как первый срок президентства и по новой Конституции4.
Право избирать Президента предоставляется гражданам, достигшим на день выборов 18 лет. Участие граждан в выборах является добровольным, каждый избиратель имеет только один голос.
Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Избирательные комиссии создаются и действуют в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»5.
1.2 Основные стадии процесса выборов Президента Российской Федерации
Назначение выборов Президента Российской Федерации
Выборы Президента Российской
Федерации назначает
- Совет Федерации Федерального Собрания. Согласно с п. «д» ч.1 ст. 102 Конституции Российской Федерации назначение выборов Президента Российской федерации относится к компетенции Совета Федерации Федерального Собрания.
- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Решение о назначении выборов должно быть принято Советом Федерации не позднее, чем за 90 дней и не ранее 100 дней до дня голосования, которое проводится в том же месяце, что и предыдущие выборы, проходившие четыре года назад. При этом выборы должны проводиться во второе воскресенье указанного месяца.
Днем голосования при этом является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий Президентом Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия назначает выборы Президента Российской Федерации только в случаях:
- Если Совет Федерации
в установленные законом сроки
не назначил выборы Президента
Российской Федерации. В этом
случае выборы проводятся в
третье или четвертое
- Если Совет Федерации
не назначил досрочные выборы
Президента Российской
Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия в случае назначения выборов или досрочных выборов Советом Федерации Федерального Собрания.
Выдвижение и регистрация кандидатов на должность Президента Российской Федерации.
Законодательством предусмотрено два способа выдвижения кандидата на должность Президента – политическими партиями и самовыдвижение6.
В соответствии с ФЗ «О политических
партиях» политическая партия является
единственным видом общественного
объединения, которое обладает правом
выдвигать кандидатов (списки кандидатов)
в депутаты и на иные выборные должности
в органах государственной
Политическая партия, а
в случаях, предусмотренных уставом
политической партии, ее региональные
отделения и иные структурные
подразделения вправе принимать
участие в выборах, официальное
опубликование решения о
Решение о выдвижении кандидата от политической партии принимается тайным голосованием. При этом назначаются представители, уполномоченные представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с ее участием в выборах Президента Российской Федерации.
Уполномоченные представители политической партии не позднее чем через 25 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации решение съезда политической партии о выдвижении кандидата.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должность Президента Российской Федерации. Однако этого права не имеет гражданин Российской Федерации, не имеющий права быть избранным Президентом Российской Федерации.
Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом, при этом избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.
Далее кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей.
Ходатайство о регистрации группы избирателей и прилагаемые к нему документы принимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, которая регистрирует данную группу либо отказывает в регистрации.
Затем кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч. Однако упомянем, что данная норма закона будет изменена в связи с принятием Федерального закона от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ, вносящего изменения в пункт 2 статьи 36 Федерального закона «О выборах Президента РФ, вступающие в силу с 1 января 2013 г.