Основные этапы развития науки о политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:33, доклад

Описание работы

Политическая философия зародилась в глубокой древности, в античном мире Европы и Востока, в Древнем Китае как размышление философа о человеке и мире, власти, справедливости, неравных отношениях между людьми и была одновременно и анализом, и наставлением, и нравственной проповедью. Наиболее ранние и самые значительные письменные философские произведения о политике восходят, по меньшей мере к V в. до н.э., и первые крупнейшие представители политическая философии в Европе - Платон и Аристотель.

Содержание

1. Политическая философия античного мира.
2. Политическая мысль эпохи Просвещения.
3. Политическая социология XIX - начала ХХ вв.
4. Политическая наука в ХХ веке: основные достижения.

Работа содержит 1 файл

Тема 2. Основные этапы развития науки о политике.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Вопреки своей схеме, Вебер считал, что  и российская бюрократия по тем же причинам препятствует развитию капитализма.

     Другое  отклонение от схемы рациональной бюрократии, отмеченное Вебером, это политизация администрации. На конкретном материале он показывает, что во Франции, например, префекты являются политическими чиновниками, а в Германии, начиная с эпохи Бисмарка, произошло слияние ролей чиновника и политика. Но он считал, что те чиновники, которые с достоинством относятся к своей профессии, будут плохими политиками.

     С учетом этих противоречий между схемой и эмпирическим материалом можно  сказать, что рациональная бюрократия - это, скорее, идеальный тип рациональной власти, чем всеобщая практика.

     Вебер был крупным исследователем в области социологии религии. Преобладание определенных конфессий в той или иной стране или группе стран Вебер связывал с родом занятий большинства населения. Так, православие он считал крестьянской религией, поскольку оно возлагает надежды человека на силу божественного провидения, от человека не зависящего. А это соответствовало положению крестьян, результаты трудов которых зависели в значительной степени от погодных условий, не зависящих от человека. Православная этика - это этика смирения перед внешней силой, перед силой обстоятельств.

     Протестантская  этика, по мнению Вебера, напротив, это  этика свободного, деятельного человека, судьба которого - в его собственных  руках.

     Вебер считал, что именно протестантская этика сыграла решающую роль в становлении капитализма. Эти его выводы подвергались критике именно за явное преувеличение роли протестантской этики в процессе становления капитализма.

     Сам капитализм Вебер также рассматривал не как единое, монолитное явление. Он различал дикий капитализм ХVIII - первой половины ХIХ века и просвещенный капитализм ХХ века.

     Взгляды Вебера оказали большое влияние  на всю западную политологию и  социологию.

     Антонио Грамши (1891-1937)

     Основатель  Коммунистической партии Италии и ее руководитель с 1924-го по 1926 год. В 1926 году был арестован и осужден к длительно му сроку лишения свободы. Был освобожден через одиннадцать лет и через неделю после освобождения 27 апреля 1937 года умер.

     Его основная теоретическая работа развернулась в период тюремного заключения. Он работал, несмотря на тяжелый тюремный режим и преследовавшие его болезни. Результатом его размышлений стал труд, насчитывающий около 3000 страниц убористого текста. Эти материалы после его смерти были переправлены в Москву, а в 1947 году Итальянская компартия издала их в четырех томах под общим названием Тюремные тетради... Публикация Тюремных тетрадей произвела сенсацию в широких кругах западной интеллигенции. Книга переводится на все основные европейские языки. Ее идеи становятся как источником авторитетного мнения, так и предметом дискуссии. На русском языке трехтомник сочинений Грамши появился лишь в 1957-1958 годах. Тюремным тетрадям был посвящен только один том, то есть сравнительно небольшая часть труда. Почему? Об этом поговорим позже.

     Круг  исследований и размышлений Грамши необычайно широк: от истории политических отношений в Италии в период борьбы за создание единого итальянского государства  до анализа фордизма и тейлоризма. Но основное внимание он уделил развитию и новому прочтению идей Маркса. Грамши считал себя марксистом-ленин цем. Это, однако, не помешало ему войти в противоречие с классиками, которых он боготворил (Грамши считал, что отношения Маркс - Ленин можно сравнить с отношениями Христос - Павел: теоретик религии и основатель церкви).  
Речь идет прежде всего о концепции гегемонии: рабочий класс должен достичь морального и интеллектуального превосходства еще до взятия власти. Если оставить в стороне утопический характер этой задачи, то очевидно, что сама постановка вопроса таким образом противоречит ленинской идее о том, что сперва можно взять власть, а потом произвести культурную революцию. Но это еще не все. Понятно, что достижение морального и интеллектуального превосходства обнаруживается не к определенной дате, а постепенно. Постепенно, следовательно, меняется соотношение политических сил, и пролетариат завоевывает руководящие позиции в системе власти. Грамши приходит к выводу, что революция в форме штурма или маневрен ной войны осталась в ХVIII и ХIХ веках. Теперь стратегия революции может быть направлена только на позиционную войну или осаду. Поэтому Грамши так тщательно изучает процесс изменений в форме осады и формулирует его как капиллярное проникновение новых элит в госаппарат. В то время как большевики придавали приоритет разрыву с прошлым, Грамши подчеркивал преемственность исторического развития. Он полагал, что для становления новой цивилизации, то есть коммунизма, потребуется 300-500 лет. Именно эти идеи Грамши стали теоретической основой программы Итальянской коммунистической партии, в которой был признан только один путь социальных изменений - мирный постепенный процесс реформ в рамках конституции с расширением демократии. Ясно, что теории, из которых произрастают подобные практические выводы, не могли понравиться советским идеологическим наставникам.

     Кроме того, советские руководители не забыли письмо Грамши в ЦК ВКП (б), посланное  им за несколько дней до ареста. В  этом письме он выступил против преследований  оппозиционно го меньшинства, за свободу  внутрипартийной дискуссии.

     Грамши  широко исследовал историю партий в  Западной Европе, прежде всего в  Италии и Франции. Он классифицировал  партии на органические и традиционные. Каждый класс, по его мнению, имел одну органическую партию, которая разделена  на ряд традиционных, то есть возникших при тех или иных обстоятельствах в той или иной стране. Эти партии борются между собой, но когда возникает угроза основным интересам класса, они объединяются на одной политической платформе.

     Грамши  впервые сформулировал понятие тоталитарной партии. Это партия, которая формально не правит, но все знают, что именно она осуществляет власть. Он считал, что такая партия (а это, нетрудно догадаться, ВКП(б)) играет ту же роль, что и монарх: роль арбитра, символа единства и ни за что не отвечает.

     В связи с размышлениями о партии Грамши обращается к Государю Макиавелли. Он считал это произведение мифом, в  котором в конкретно-чувственной  форме изображен образ вождя - объединителя Италии. По аналогии он называет коммунистическую партию Новым Государем, то есть вождем социальной революции.

     Грамши  внес значительный вклад в исследование механизмов возникновения и распространения  идеологий. Он разработал понятие моральной  и интеллектуальной реформы, под  которой понимал основные вехи в  коренном изменении мировоззрения целой эпохи. Это были: появление христианства, церковная реформация, Возрождение, Просвещение, либерализм, марксизм.

     В его трудах много места уделено  анализу различных концепций  политической науки. В частности, он считал, что идея прав человека есть политическая наука буржуазного общества, что, идя к власти, буржуазия хотела всех сделать буржуа, собственниками. Это была очередная утопия.

     Конечно, Грамши, как и любой другой теоретик и идеолог, был ограничен рамками  своего времени, он был коммунистом, убежденным в особой роли коммунистической партии и пролетарского государства, с приоритетом коллективности над отдельным индивидом. Но он постоянно пытался искать ответы на новые вопросы, которые ставила жизнь.  

     Литература

     1. Библер В.С. О Марксе - всерьез размышления в конце ХХ века. ПОЛИС, 1996, № 1.

     2. Золина М.Б. Проблема тоталитаризма  в политологии И.А. Ильина. Социально-политический журнал, 1996, № 5.

     3. Макиавелли Н. Государь. М., 1990. 

     4. Минаев Ю.А. Сократ как последний философ-гражданин. ПОЛИС, 1998, М 5.

     5. Моска Г. Элементы политической  науки. Социс, 1995, №№ 4,5,8.

     6. Овсянников В.И. Историческая  судьба марксизма. Социально-политический  журнал, 1997, № 5.

     7. Парето В. О применении социологических  теорий. Социс, 1995, № 10.

     8. США: современная внешнеполитическая  мысль. Анализ концепций американской  политологии 80-х годов. Одесса, 1992.

     9. Хованов Е.И. Современность как  вечное свойство научной классики: Макс Вебер. Полис, 1995, № 4.

Информация о работе Основные этапы развития науки о политике