Основные этапы развития науки о политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:33, доклад

Описание работы

Политическая философия зародилась в глубокой древности, в античном мире Европы и Востока, в Древнем Китае как размышление философа о человеке и мире, власти, справедливости, неравных отношениях между людьми и была одновременно и анализом, и наставлением, и нравственной проповедью. Наиболее ранние и самые значительные письменные философские произведения о политике восходят, по меньшей мере к V в. до н.э., и первые крупнейшие представители политическая философии в Европе - Платон и Аристотель.

Содержание

1. Политическая философия античного мира.
2. Политическая мысль эпохи Просвещения.
3. Политическая социология XIX - начала ХХ вв.
4. Политическая наука в ХХ веке: основные достижения.

Работа содержит 1 файл

Тема 2. Основные этапы развития науки о политике.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

     Так, научное исследование демократического процесса включает анализ демократизации и рационализации власти, реорганизации её структур, что, в свою очередь, означает изучение процесса разделения властей, их взаимного согласования и контроля, а также делегирование власти членами общества их представителям в избираемых органах демократического правлений и т.д. Для политической философии весь этот процесс, помимо исследования проблем политических режимов вообще и демократического в особенности, означает анализ передачи власти от одного её субъекта другому и её разделения м.различными субъектами как универсального принципа её функционирования в обществе, трактовки власти как отношения, представляющего собой для политико-философского исследования всеобщую форму существования власти, её дифференциацию на различные уровни и материализованные институциональные и неинституциональные формы, а также процесс её объективирования в нематериальных формах (концепциях, идеях, теориях, эмоциональных состояниях, волевых импульсах и т.д.) и ряд др.проблем. Иначе говоря, там, где наука накапливает и систематизирует факты в рамках относительно ограниченной темы (теория демократической власти, напр.), политическая философия может беспредельно аккумулировать знание, расширяя предметную область исследования в рамках той же темы или за её пределами. Логически возникающая в концепции демократии идея правового государства, т.е. суверенной власти закона, окажется неплодотворной, если она рассматривается как проблема создания безупречной правовой системы и не будет осознана в соответствии с общей концепцией власти как системы политических отношений, в которой есть место и для суверенного государства, и власти закона, прав и свобод, и власти гражданского общества, вне которого не м.б. и демократического правового государства. Далее, в той же сфере конкретной институционной политики политология, исследуя, напр., деятельность участников политического процесса (в чём и состоит специфическая функция этой дисциплианы), может исследовать различные условия её эффективности: логику поведения, использование социальных, духовных, материальных ресурсов и др. Политическая философия, рассматривая те же проблемы, раскрывает общие принципы оправдания и объяснения, легитимации политики, веры и доверия к ней, отношения средств и целей, природу целей и принципы целеполагания и др. Для неё это проблемы сознания - мифы, иллюзии, культура и т.д.

     Концептуальная  структура политической философии  складывается из ряда принципиальных и вечных общеисторических оснований (начал) политики, которые политическая философия исследует в первую очередь. Это пр.всего социальный смысл и функции политики и власти, их принципиальных основ, универсальных свойств, принципиальных начал, механизмов, процедур, без которых невозможны ни власть, ни политика, как и политическая жизнь любого общества, - их легитимация, их функционирование в форме политического процесса, в политическом пространстве и времени, их всеобщности и проникающей способности, проблем рациональности, разума, истины, права в политике и т.д. и совокупности проблем различной степени общности либо осознанных в различной мере конкретными эпохами и исследователями, напр,, специалистами в области философии власти, политических ценностей (права, свободы) и т.п. Целостная проблемная структура политической философии, как правило, не формируется отдельными теоретиками. Однако её можно воссоздать как систему идей и учений, составляющую богатство мировой политико-философской мысли. Разнородное по фактическому материалу, языку, теоретическим и идеологическим ориентациям, это наследие в конечном счёте обнаруживает единые проблемные схемы, начиная с наиболее общих, с изложения идей философской классики и кончая их столь же принципиальными, но частными аспектами (проблемами символики, ритуала, стилистики антивластных реакций искусства и т.п.).

     Центральное место в проблематике политической философии занимают её собственно философские аспекты, исследование политики и власти как основных начал жизни человека и общества и принципов их анализа; общественное бытие политики, в его идеальных и материальных формах, способов и форм объективирования политики и власти, переход от непосредственного восприятия политических явлений к их пониманию и истолкованию в качестве философских проблем, познание необходимых общественных условий функционирование политики и власти договорных процессов, формирования политических целей, идеалов и т.д.; закономерности политического процесса, его пространственные и временные измерения, принципиальная структура политических отношений и отношений власти; взаимосвязь политики с др.организационными и регулятивно-контрольными сферами общества, проблемы веры, доверия, рациональных и иррациональных начал политики; существование и значение превращенных норм политического сознания; функции политической мифологии, возможность политической утопии, отношения естественного, природного, и общественного, долга, ответственности, дисциплины и свободы и др.

     Др.круг проблем, приближённых к практике, сближающий политическую философию с политической наукой, которая также ими занимается, включает проблемы государства, политических и гражданских отношений, типологию власти, отношения власти и общества, политической и неполитической власти, её институциональных и неинститудиональных форм, принцип функционирования власти, отношения м.её субъектами и объектами и типологию средств и целей политики и власти, функции принуждения, применения силы и насилия, процессы концентрации власти, её разделения, передачи; принципы формирования и исследования политической системы, норм, порядка, закона и т.д.

     Третий  уровень знания, сближающий предметные области политическая философия и практической политологии, охватывает проблемы политического участия, т.е, включения человека в политику, демократических и прочих принципов организации власти, функции и специфику политического языка, документа, политической речи, зрелища ("театра"), символики, ритуала, функций и реализации политических ценностей, проблемы политической культуры, психологии, информации и др.

     Совместимо  с социальной философией, философией истории, политической экономией политическая философия исследует ряд общечеловеческих проблем, таких, как проблема общего блага, справедливость, равенство, политические аспекты общефилософской проблемы свободы; вместе с философской антропологией - проблемы человека (особая тема политического человека - активного участника политических отношений). Взаимодействие с антропологией дало в с.XX в. начало новой теоретико-практической дисциплине - политической антропологии, исследующей предгосударственные политические отношения первобытных народов, процесс формирования нецентрализованной институциональной власти.

     Политико-философское  знание обеспечивает формирование политических наук, без взаимодействия которых  с политической философией подлинно глубокое политическое исследование невозможно. Но у политической философии есть не только научная, но и значительная культурная миссия. Общества с развитой политико-философской традицией имеют больше возможностей формировать политические отношения, организовывать работу власти, воспитывать в человеке гражданские чувства. способность к самопознанию, объективному критическому самоотчету: таковы общества большей интеллектуальной и политической зрелости. Развитая политическая философия в обществах с доступными источниками философского знания о политике порождает серьёзную публицистику, способную оказывать плодотворное влияние на политическую жизнь страны. Создать или воссоздать отечественную политическую мысль и воспринять мировой опыт философского осмысления политики - актуальная задача любого развивающегося общества, если оно не сумело своевременно её осуществить.

     2. Политическая мысль  эпохи Просвещения. 

     Итальянское Просвещение. Джамбаттиста Вико и его теория трех стадий (эпох) в развитии общества. Государство как продукт «героической эпохи». Человеческая эпоха в политическом измерении; демократия и «природа человека». Оптимизм и пессимизм политической теории Вико.

     Французское просвещение. Новации политической теории Ш. Монтескье. Географический и социокультурный детерминизм в теории Монтескье. Дальнейшее развитие теории разделения власти. Типология политических режимов и форм правления. Политическая антропология Монтескье.

     Общественно-политическая теория Ж.-Ж. Руссо. Апологетика естественного  состояния как основание руссоистской утопии. Вклад Руссо в развитие теории общественного договора и в просвещенческую теорию воспитания личности.

     Американское  Просвещение. Отношение общества и государства в концепции Т. Пейна. Права человека и политический суверенитет народа.

     Развитие  идеи демократического суверенитета народа в концепции Т. Джефферсона. Республиканский идеал Джефферсона и проблемы соотношения прямой и представительной демократии.

     Федералистские  идеи А. Гамильтона. Антиномия эффективности  и легитимности власти в политической теории А. Гамильтона.  
 

     Крупнейшим достижением политической теории Нового времени можно считать представление о естественных правах человека.35 Эпоха Просвещения, венчающая собою Новое время, была отмечена поиском общественно-правового идеала, связанного с этими правами.  Мыслители этого времени (XVIII в.) пытались применить философские идеи к законодательству и образованию, подготовив Французскую революцию. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития юридических (теория государство и право, гражданское право и др.) и гуманитарных наук (этика, эстетика, педагогика), образуя один из самых значимых для этих наук духовных факторов.36

     Специфику политической мысли эпохи Просвещения  более всего характеризуют два момента. Во-первых, его социальный и нравственный идеал. Во-вторых, план осуществления этого идеала. Деятели Просвещения желали утвердить на земле "царство разума", в котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни. Очень многие из них свои основные надежды на пришествие "царства разума" связывали с вытеснением из массового сознания обскурантистских клерикальных идей, с ликвидацией реакционных феодально-аристократических установлений, нравов, традиций.

     Главная ставка делалась на энергичное распространение  рационального знания, преодоление  темноты и невежества масс, на внедрение  в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.

     В разных формах и пропорциях, отражая  национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с разными идеологическими  факторами, отмеченные выше моменты  присутствовали в Просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польше и др. стран, но более подробно хотелось бы остановиться на вкладе в мировое философско-правовое учение трех французских просветителей - Вольтера, Руссо и Монтескье.

     Вольтера  больше всего волновали вопросы  свободы и естественного права. Свободу он видел не как свободу общества, а как свободу индивида и личности, что уже было новым для той эпохи. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с ней и свобода печати. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами, т.е. свободными.38 Убеждение в неизбежности скорого установления "царства разума", в котором будет устранено социальное зло и созданы все условия для счастливой жизни людей, является оптимистическим финалом вольтеровской "философии истории". Вольтер считал несомненным, что политико-юридические законы могут радикально меняться в течение сравнительно непродолжительного времени. При этом Вольтеру свойственна уверенность, что свобода, социальная справедливость и самая высокая духовная культура могут утвердиться у народов всего мира, живущих в любых географическо-климатических поясах.39

     Как уже было сказано выше одним из компонентов построения общественно-правового  идеала было воспитание граждан. Наибольшее внимание этике воспитание уделено в философии Жан-Жака Руссо, который рассматривал воспитание как важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимых гражданских добродетелей.40 Заявляя, что родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан, Руссо высказывал убеждение, что "у вас будет все, если вы воспитываете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами.41

     Руссо выдвигает новое понимание суверена. Согласно его точке зрения, суверен - олицетворение и проводник общей воли всех членов общества. Он никогда не должен быть столь абсолютен и столь независим, как у Гоббса.42

     Наиболее  полно один из аспектов становления "царства разума" - справедливые законы были разобраны в теории основоположника географического детерминизма Шарля Луи Монтескье, который сыграл прогрессивную роль, ибо он явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и философскому идеалу - как объективному, объясняющему историю предопределением, сверхъественным вмешательством, так и субъективному с его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств. С его точки зрения  существует два рода законов, действующих на общество и в обществе - законы природы и законы человека.43 Концепция географического детерминизма, который является важнейшим природным законом, состояла в том, что характер политической системы, включая законы определяется внешними географическим факторами (песчаная местность, горы и т.д.).44 Монтескье разделял также идущую от Локка теорию разделения властей.45

     В целом XVII в. был ознаменован утверждением рационализма во всех областях жизни. В особенности во Франции рационалистическая мысль, берущая свое начало еще от философа Декарта и выраженная в деятельности просветителей, была связана с утверждением централизованного государства. С другой стороны, абсолютизм и рационализм находятся во взаимосвязи с крупнейшим явлением культуры того времени - установлением стиля классицизм. В культуре 17 столетия ярко запечатлено столкновение сил реакции и прогресса, упорная борьба лучших людей того времени за высокие человеческие идеалы. Экономические потребности, прежде всего расширение мануфактурной промышленности и торговли, содействовали бурному подъёму точных и естественных наук; социальные противоречия, идеологическая борьба нашли своё отражение в развитии общественной мысли. Все сложность экономической и политической жизни со всеми ее противоречиями нашла свое воплощение в событиях Французской буржуазной революции.  

Информация о работе Основные этапы развития науки о политике