Основные этапы развития науки о политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 20:33, доклад

Описание работы

Политическая философия зародилась в глубокой древности, в античном мире Европы и Востока, в Древнем Китае как размышление философа о человеке и мире, власти, справедливости, неравных отношениях между людьми и была одновременно и анализом, и наставлением, и нравственной проповедью. Наиболее ранние и самые значительные письменные философские произведения о политике восходят, по меньшей мере к V в. до н.э., и первые крупнейшие представители политическая философии в Европе - Платон и Аристотель.

Содержание

1. Политическая философия античного мира.
2. Политическая мысль эпохи Просвещения.
3. Политическая социология XIX - начала ХХ вв.
4. Политическая наука в ХХ веке: основные достижения.

Работа содержит 1 файл

Тема 2. Основные этапы развития науки о политике.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

План

1. Политическая  философия античного мира.

2. Политическая  мысль эпохи Просвещения.

3. Политическая  социология XIX - начала ХХ вв.

4. Политическая  наука в ХХ веке: основные достижения. 
 

     1. Политическая философия  античного мира.

     Политическая  философия зародилась в глубокой древности, в античном мире Европы и Востока, в Древнем Китае как размышление философа о человеке и мире, власти, справедливости, неравных отношениях между людьми и была одновременно и анализом, и наставлением, и нравственной проповедью. Наиболее ранние и самые значительные письменные философские произведения о политике восходят, по меньшей мере к V в. до н.э., и первые крупнейшие представители политическая философии в Европе - Платон и Аристотель. Во все времена, включая и XX в., наиболее значительные мыслители в той или иной мере занимались исследованием феноменов политики, и нередко их политические труды оказывались наиболее известными и значительными их произведениями. Историю политической философии украшают имена Фомы Аквинского, Данте Алигьери, Марсилия Падуанского, Оккама У., Макиавелли Н., Гоббса Т., Лейбница Г., Спинозы Б., Локка Дж., Монтескье Ш., Юма Д., Руссо Ж.Ж., Бентама И., Канта И., Гегеля Г., И. Фихте, Гумбольдта В., Милля Дж., Маркса К., Энгельса Ф., Герцена А.И., Бакунина М.А., целой плеяды значительных современных философов и др.известных мыслителей. В XX в. политическая философия превратилась в академическую философскую науку, которая заняла место в университетских курсах Западной Европы и Америки: Современная политико-философская литература исключительно обширна и продолжает быстро разрастаться.

     Политическая  философия складывалась как особая область философского знания в едином процессе дифференциации философии  на специализированные дисциплины - моральную, социальную философию, философию права, истории, науки, а затем и техники, искусства и др.и в процессе выделения из самой политической философии политической науки и превращения этой науки в самостоятельную область политических исследований. Оба процесса совершались одновременно и растянулись на всю многовековую историю политического знания. Окончательное признание политической философии и оформление политической науки - достижение уже XX в., когда полностью определилась структура политического знания и сложились её отношения со смежными областями социального и гуманитарного исследования. Место этой структуры в общей системе философского и научного познания человека и общества можно представить следующим образом: философия истории, права, культуры, морали, науки, религии, экономических и идеологических отношений, философская антропология, философия политики - политические науки - исторические, юридические, социологические, психологические, экономические, экологические науки, исследования идеологии, науки как социального института, теории организации и управления, исследования методологии научного познания и др.

     Несмотря  на задержавшееся самоопределение  политическую философию, её историю  нельзя представлять как развитие от ранних примитивных форм к более  сложным и совершенным. Она берёт начало от развитого философского мышления античной Греции, и первые же её открытия и концепции (свободы, справедливости, истины, правления и др.) послужили основанием политико-философскою исследования последующих эпох и сохранил свое значение до наших дней. В античном мире греческими философами и римскими юристами были разработаны идеи демократии, правового государства, принципы легитимации, учения о гражданских отношениях - целая система воззрений, к которым много позже вновь обратилась европейская политико-философская мысль. В античной философской традиции сложилась сама концепция политической философии: принцип выяснения сущности, наиболее глубокого смысла политических явлений, обнаружения их причин и конечных следствий и основные парадигмы политико-философских изысканий, сконцентрированная в исследованиях общества, власти (государства), человека и политических ценностей (разума, истины, свободы, права и т.п.). Дальнейшее развитие политической философии дало рад новых значительных открытий. Расцвет политической философии начался в эпоху Гуманизма и Нового времени, когда возникли концепции политического конфликта и революции, суверенитета, гражданского общества и гражданина, теория прав человека и правового государства, сложилась философская теория власти, государства и его конституции, политической идеологии (её первых основных направлений - либерализма н консерватизма), были разработаны новые теории естественного и общественного, сложились просветительские и прогностические функции политической философии и она выступила в авангарде европейских и североамериканских революционных движений раннебуржуазной эпохи XVII-XVIII вв., а затем послужила основой освободительных концепций утопического и научного социализма, анархизма, марксизма XIX-XX вв. История политической философии - это история прогрессивных идей и освободительной политической борьбы, история гуманизма и общественных преобразований. Влияние политико-философской мысли на социальные и политические процессы было неизменным и плодотворным. Каждой крупной эпохе политических изменений предшествовала эпоха активного философского просвещения. Буржуазные революции XVIII - XIX вв. философия подготовила концепциями рационального творения истории, борьбы с деспотией абсолютистской власти, новой концепцией человека, его прав, учениями о свободе, о суверенитете народа, права, о границах централизованной власти государства, о демократии и о её трёх устоях - свободе, равенстве и братстве (т.е. единстве общества), о конституциональных основах взаимных гарантий власти и общества и т.д.

     В политической философии существовали и существуют и антипрогрессистские, консервативные и реакционные течения, весьма влиятельные в отдельные эпохи, особенно в послереволюционные: английская философия консерватизма XVIII в., представленная Берком Э., школа реакционного монархизма н.XIX в. (Деместр Ж., Росмини А. и пр.) и др. Заметную роль в формировании идеологии и политики фашизма также играли политические идеи достаточно видных философов и исследователей политики, таких, как Джентиле Дж., Шмитт К. Однако традиционалистские, религиозно-мистические, консервативные и просто реакционные (Моррос Ш., напр.) мыслители никогда не определяли развитие политической философии. Из подобных направлений не случайно не вышло ни одной сколько-нибудь значительной политической концепции. Консерватизм, единственное влиятельное политическое течение, дошедшее до наших дней, скорее ближе к идеологии, чем к подлинной политической философии, хотя и имеет свою "философию" в виде системы определённых установок.

     Современная политическая философия, наследовавшая  классическую традицию, ввела в политический анализ новые проблемы: политического языка (языка власти), политики как речевого процесса, углубила понимание политических отношений до трактовки межиндивидуального общения как отношений власти (в концепции власти Фуко М.). В XX в. разработаны многие традиционные и новые проблемы социально-политического развития, философских основ, прогностической теории и др. Именно в XX в. философы приступили к систематизации политико-философского знания и определению его отношения к др.уровням, нефилософским.

     Основными истоками политической философии служат, кроме философского размышления  о феноменах политики, философские  концепции и учения, исследующие  общество и человека, историю, экономику, культуру, право. Поэтому политическая философия формируется совместно с др.философскими направлениями - философией истории, культуры, науки, политической экономией, философским исследованием общественного и индивидуального сознания, с теориями общественного развития. По той же причине в истории политической философии столь видное место заняли представители ведущих направлений общественной мысли, не только философы, но и историки, учёные, писатели: Данте А., Вольтер, Монтень М., Бальзак О., Достоевский Ф., Толстой Л.Н., Ключевский В., С. и В.Соловьёвы и др. формировали политическое знание наравне с виднейшими представителями философской мысли. Не случайно уже в XX в. учёный Рассел Б. и писатель Канетти Э. создали значительные труды о власти ("Власть", 1938 и "Масса и власть", 1983). Политическое знание как фактор культуры тесно связано и с др.её творческими формами. Ближайшим образом политическая философия связана с теоретической социологией, философией истории, права, др.продолжающими формироваться дисциплинами. Однако основой политической философии остаётся эмпирическое знание, от которого она переходит к обобщениям, чтобы вернуться к политической практике. В этом пункте возвращения политическая философия взаимодействует с политической наукой и эмпирическими дисциплинами, исследующими политические явления, - политической социологией, психологией и др.

     В последние десятилетия получило более полное и глубокое истолкование соединение философии и политики, образующее политическую философию, то сочетание политики и исследующего её разума, которое, как говорил французский философ Рюсер П., порождает новую энергию и новое знание ("логократию разума", обращённого к политике). Цель и результат их соединения - обнаружение сущности политики, её смысла, открытие её истин ("рациональность истины" политики). Это истины общественной сущности политики и её феноменов и этического смысла той их части, которая поддаётся этическим и нравственным оценкам, когда уместны суждения о качестве политических явлений и особенно об их моральном качестве, о долге, ответственности, ценностях свободы и права и т.п. нравственных, чувственных и эмоциональных началах политики. Вся предметная область политической философии разделяется поэтому на ту её часть, относительно которой ценностные суждения невозможны и которая поддаётся лишь сущностному анализу (напр., политическое пространство и политическое время со всеми их свойствами, политический процесс и процедура целеполагания, способность политики сочетаться с др. общественными сущностями - экономикой, правом, культурой и т.д.), и др., допускающую не только исследование сущностей, но и требующую ответа на вопросы о моральных оценках соответствующих политических фактов, событий и действий, таких, как выбор целей, средств, методов, легитимность политики, политическое сознание и поведение человека, действия власти и образы её носителей и т.д. Т.о., складываются две основные познавательные к аналитические функции политической философии: познание наиболее глубоких оснований политики и её феноменов и их моральный и этический анализ.

     С этими двумя функциями связана  и методологическая функция политической философии, которая состоит в  разработке понятийного аппарата политико-философского и политико-научного исследования и  пр.всего в определении собственных исследовательских принципов политической философии.

     Существует  мнение о выполнении политической философией ещё одной, нормативной функции - нормировании политических процессов, политической жизни, деятельности, её форм и др.явлений (распространённое гл.обр. в Германии и в США). Но как всякая философия, политическая философия может исследовать и обозначать лишь универсальные, абстрактные, идеальные принципы, в соответствии с которыми функционирует политика, но не нормы, т.е. точные количественные и качественные указания, регламентирующие политическую жизнь, всеобщие и обязательные (как, напр., нормы представительства, избирательного права, работы политических учреждений и т.д.). Такие нормы устанавливаются самими политическими учреждениями, научные же изыскания служат лишь основой политико-нормативной деятельности.

     Собственно  философский ряд функций политической философии связан с её общественными  функциями: 1) критической, оценивающей  действительность; 2) просветительской - обучающей и воспитывающей; 3) прогностической, проективной (или, как иногда говорят, проспективной, создающей проект будущего), поскольку политическая философия разрабатывает концепции политического и общественного процессов и их обновления.

     Одна  из важных и всегда актуальных задач политической философии - взаимодействие её с политической наукой и одновременно умение разграничивать сферы их исследований, методы и цели. Политическая философия, как и наука о политике, всегда органично связана с эмпирическим опытом, из него она исходит и к нему возвращается, в выводах, которые использует политическое знание др.уровней. В самой политической философии можно выделить собственно философскую проблематику (методологическую, анализ непосредственно не наблюдаемых явлений, превращенных форм и т.д.), политико-теоретический анализ (обобщенный до познания универсальных принципов политической жизни общества) и исследование конкретных событий и фактов плитики на уровне их философского осмысления. Решающим критерием, позволяющим различать эти уровни, а также политическая философия от политической науки и эмпирической политологии, будет применённое в исследовании философское знание, его глубина и умение оперировать специфическими методологическими приёмами философского анализа.

     В этой методологии совершенно непродуктивны попытки построить политико-философское знание простым приложением к анализу привычных категориальных формул (единичное и всеобщее, абстрактное и конкретное, субъективное и объективное и т.п.). Методология политической философии определяется совокупностью специфических исследовательских принципов, в которую входят: 1) движение от непосредственно данного, эмпирического к абстрактнообщему, универсальному, историческому и логическому (путь, названный современными политическими философами, следовавшими Канту, - Штрауссом Л., Фегелином Э. и др. "трансценденцией", выходом за пределы, восхождением на принципиально иной, высший уровень); 2) восхождение теории конкретного опыта к теоретическому опыту предшественников и мировому философскому опыту; 3) исследование непосредственно не наблюдаемых, скрытых явлений посредством анализа их превращенных форм и косвенных проявлений (напр., постижение отношений власти, исходя из анализа её языка, семантики и синтаксиса политической речи, языковых структур, метафор, символических форм и т.п.). Философский анализ состоит пр.всего в умении увидеть проблемность политических явлений и связи, которые их опосредуют, и построить их философскую теорию, обобщённую до опыта эпохи или универсального опыта истории, в отличие от научной теории, для которой важно установить связи м. политическими явлениями политики конкретного времени, объяснить их как реальный факт, определить его причины и вероятные следствия.

Информация о работе Основные этапы развития науки о политике