Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 18:18, статья
С тех пор как в 1951 г. вышла в свет работа К.Эрроу "Социальный выбор и индивидуальные ценности", в политической науке имел место бум научных исследований, развивающих концепцию рационального выбора. В 50-х — начале 60-х Годов теория рационального выбора была лишь своего рода надомным промыслом в политической науке, в которой господствовал бихевиоральный и институциональный анализ в разнообразных формах. Ныне же эта теория решительно продвинулась далеко за пределы первоначальных эзотерических изданий и аудиторий.
Использование
сравнительной статики для
IV. ОТВЕТ НА
ВОЗМОЖНУЮ КРИТИКУ
(...) Критическим
возражением на нашу критику
может быть, в частности, упрек в том,
что наша позиция "антитеоретична",
ибо, могут спросить, — какова же альтернатива
теории рационального выбора? Как рассуждает
Элстер (см. 8), "нельзя побить что—то,
не имея чем побить". У нас, мол, по крайней
мере, теория, а что предлагаете вы? (...)
Со своей стороны, Лакатос (17, с. 116, 119) подчеркивает,
что ни неудача решающей эмпирической
проверки, ни даже складывание таких неудач
в тенденцию не опровергает теорию, ее
вытесняет только другая теория. Данный
тезис тоже подразумевает, что именно
на скептиков, подвергающих сомнению модели
рационального выбора, должно быть возложено
"бремя доказывания" — обязанность
предложить что-либо лучшее.
Теоретики рационального
выбора порой пытаются объявить установленным,
что их подход является единственно
научным в силу его дедуктивно-аналитического
характера (...). Когда эти теоретики настаивают
на том, что демонстрация существования
эмпирической регулярности вовсе не служит
доказательством верности того или иного
объяснения, они правы (...) Объяснение налицо
только если объясняющий в состоянии точно
охарактеризовать каузальный (причинно-следственный)
механизм, приводящий к соответствующей
регулярности; теоретики рационального
выбора этого не отрицают. Они, однако,
слишком часто упускают из вида, что все
подобные предполагаемые характеризования
представляют собой догадки; никогда невозможно
доказать, что они правильны. Теоремы могут
быть доказаны, теории — нет. Все, что мы
можем знать о той или иной теории, — это
то, что она [пока] не опровергнута в попперовском
смысле или что она не вытеснена в том
смысле, в каком об этом говорит Лакатос.
Чтобы признать объяснение правильным
на данный момент, его выведение из теоремы
не является ни необходимым, ни достаточным.
Одно предварительное
замечание. Дело в том, что теории рационального
выбора порой формулируются столь широко,
что вмещают всякую мыслимую альтернативную
гипотезу. Такой подход напоминает позицию
Иеремии Бентама, настаивавшего на том,
чтобы учение утилитаризма в его версии
считали аксиоматичным, на том основании,
что переосмыслению и описанию заново
в его категориях поддается любой возможный
альтернативный источник человеческой
мотивации. Если эмпирическая теория,
каково бы ни было ее конкретное содержание,
формулируется с такой растяжимостью,
ее поборник не вправе бросать скептику
упрек в том, что тот не предлагает альтернативы.
По ходу рассмотрения
разнообразной литературы на темы рационального
выбора мы упоминали ряд альтернативных
гипотез, касающихся конкретных политических
явлений: нормативную, культурную, психологическую
и институциональную. Критика по поводу
того, что мы не предлагаем никакой альтернативной
теории, должна, следовательно, пониматься
в том смысле, что мы не предлагаем никакой
альтернативной теории сравнимого уровня
всеобщности или степени широты. В связи
с этим возникает вопрос, разумно ли рассчитывать,
что удастся разработать одну общую теорию
для объяснения тех разнохарактерных
явлений, которые теоретики рационального
выбора считают политическими. Когда,
в особенности, политика понимается столь
широко и, согласно такому пониманию, охватывает,
например, и коллективные действия, и формирование
коалиций в законодательных органах, и
деятельность заинтересованных групп,
и ведение политических кампаний, — то
чтобы предположить, что все эти столь
различные явления объяснит единая дедуктивная
теория, к какой устремляют свои помыслы
Маккелви и Ризман (19, с. 951), требуется незаурядная
отвага, внушенная непоколебимой верой.
Поиски общей теории политики, возможно,
сродни поискам общей теории [черных] дыр;
может статься, никакая такая теория не
поджидает своего открывателя.
В данном пункте
мы рискуем быть в двух отношениях
превратно истолкованы. Во-первых, мы
не утверждаем, что политическое поведение
не подчиняется тем или иным законам;
утверждать это — значило бы, по существу,
отказаться от цели научного исследования
политики.
Может, конечно,
оказаться, что политическое поведение,
будь то полностью, или в какой-то
части (частях) не подчиняется каким
бы то ни было законам; в таком случае
всякие теории дотерпят провал. В этом
политика не отличается от других исследуемых
учеными феноменов. Мы исходим из посылки,
что действуют единообразные каузальные
процессы; мы, конечно, можем в этом ошибаться.
Но, как бы то
ни было, одно дело — полагать, что политическому
поведению свойствен закономерный характер,
и совсем другое — что оно целиком подчиняется
одним и тем же законам. Некоторые виды
политического поведения могут быть несводимо
инструментальны, другие — несводимо
экспрессивны [определяясь целями самовыражения],
рутинизированы или как-то по-другому,
какими-то иными факторами направляемы.
Если так, то, пожалуй, нечего и рассчитывать,
что различные виды политики управляются
одними и теми же каузальными механизмами.
Ремер (см. 29), по сути, это и признает, когда
настойчиво убеждает теоретиков рационального
выбора оставить поиски инструментальных
объяснений таких коллективных действий,
как манифестации или мятежи, которые
зачастую могут быть выражением скопившегося
гнева и не выполнять никакой инструментальной
задачи. Признавать это — не значит становиться
на ту точку зрения, что такие феномены
не могут исследоваться научно, а означает
лишь, что ими могут управлять каузальные
механизмы, качественно отличные от тех,
что управляют инструментальным поведением.
Во-вторых, мы не
отрицаем того, что при прочих равных
условиях всеобщность (теории ] желательна.
Вопрос в том, схватывается ли такой
всеобщностью действующий в наблюдаемой
нами политике каузальный процесс, или
же платой за нее оказывается достоверность.
Занимаясь поисками целостной совокупности
законов, объясняющих широкий круг политических
явлений, не следует закрывать глаза на
возможность того, что [лишь ] о некоторых,
а не обо всех, измерениях политики способны
давать [достоверный] отчет законоподобные
генерализации, о которых вдет речь [когда
мы говорим о желательности всеобщности
]. Мы подчеркиваем, что эмпирические исследования
должны строиться таким образом, чтобы
[с самого начала ] настраивать нас на бдительную
готовность к такой возможности. Если
законы высокого уровня общности окажутся
не в ладу с данными, это может произойти
и вовсе не из-за скудости теории, а из-за
неподатливой сложности мира политики.
Короче говоря,
обвинение в том, что наша позиция
— антитеоретическая, т.к. указанные
нами альтернативные эмпирические гипотезы
не дедуцированы из законов, опирающихся
на теоремы рационального выбора, при
ближайшем рассмотрении оказывается скорее
риторической фигурой, а не обвинением
по существу. Даже если бы теоретики рационального
выбора поступали согласно с собственной
методологической риторикой, их теории
были бы не более, чем эмпирическими догадками»,
испытывающими зависимость от того, насколько
генерируемые конкретные гипотезы согласуются
с имеющимися под рукой данными. Прослеживая
же их эмпирико-теоретическую деятельность,
как она развертывается фактически, мы
фактически же и обнаруживаем, что при
изготовлении гипотез характерным образом
проделывается немалая работа по выдвижению
догадок ad hoc (здесь: в связи с такими данными.
— Ред.). С позиций инструментализма в
духе Фридмана это, как мы отмечали во
II разделе, не имеет существенного значения,
но тогда столь же неосновательно и обвинение
в антитеоретизме по нашему адресу. Если
же речь идет о моделях, демонстрирующих
также и законы, которым подчиняются объясняемые
в них явления, то в чем бы теоретики рационального
выбора ни могли по справедливости обвинить
других, их собственные манипуляции, с
помощью которых они пытаются создавать
работающие эмпирические гипотезы, как
мы показали, внушают не больше доверия.
Между обоими полюсами:
разработкой теории, устанавливающей
законы, которым подчиняются
Наконец, одно из
возможных возражений в ответ
на нашу критику могло бы состоять
в том, что мы прибегаем к нереалистично
высоким критериям — не в том [попперовском
] смысле, какой вкладывается в подобного
рода возражения, когда говорят о "наивном
опровергательстве", а хотя бы в том
прагматическом смысле, что никакая из
альтернативных теорий, существующих
в политической науке, не могла бы им соответствовать.
Если теории рационального выбора терпят
провал при проверках, которых не выдерживает
и всякая другая теория политики, то что
же тогда дает демонстрация их провала?
Мы готовы с
этим возражением отчасти согласиться.
Верно, разумеется, что теории, по своей
масштабности и широте сравнимые с теорией
рационального выбора, редко когда процветали
в общественных науках, а в политической
науке — вообще никогда. Вне всякого сомнения,
такие теории, как марксизм, теория элит,
теория систем и структурно-функциональный
анализ, оказались бы столь же уязвимы,
если бы их подвергнуть такому же пристальному
рассмотрению. Но это само по себе еще
не говорит о том, что критерии слишком
высоки. Ведь с не меньшим основанием можно
сказать, что это как раз теории нереалистично
претенциозны по масштабности. Если теории,
построенные для исчерпывающего объяснения
всякого политического поведения и всех
и всяческих институтов, одна за другой
проваливаются, то отнюдь не сами определения
успеха и провала, но скорее разумность
выдвижения таких теорий — вот что имеет
смысл поставить под вопрос. Именно такова
наша рекомендация, и это вряд ли неожиданность
после всего сказанного нами выше о разнохарактерности
политических феноменов.
Когда научное
исследование политики не мыслится в
столь всеохватных категориях системосозидания,
когда в таком исследовании больший
упор делается на умелом проведении эмпирической
работы, то и в изысканиях, выполненных
в традиции теории рационального выбора,
достигаются успехи. Можно указать в этой
связи на хорошо проверяемые прогнозы
Флорины (11) относительно политического
эффекта от "профессионализации"
законодательных собраний штатов, или
на исследование Олдричем (1980) динамики
стратегий кандидатов на первичных президентских
выборах. Результаты, получаемые в таких
исследованиях, продвигают вперед продуцирование
знания о политике, даже если они не оправдывают
тех более грандиозных претензий, какие
используются порой при рекламировании
теории рационального выбора. Существование
подобного рода изысканий, заслуживающих
всяческой похвалы, доказывает, что мы
не пытаемся привнести в политологическую
дисциплину новые и нереализуемо высокие
критерии. Кстати, ни за одним из этих эмпирических
изысканий не стоят теоремы; примененные
в них гипотезы не дедуцируются явным
образом из охватывающих исследуемые
явления законов, и в них не содержится
никаких утверждений о том, генерализуемы
ли они применительно к другим политическим
и стратегическим контекстам. Они, короче
говоря, по роду своему подобны обычным
формам исследования в общественной науке.
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главное, что
мы доказывали в этой статье, — то,
что эмпирические приложения теории
рационального выбора в политической
науке с 1960-х годов были отмечены
синдромом методологических изъянов.
В отличие от ошибок обыденного свойства,
какими часто сопровождаются эмпирические
исследования в сфере общественных наук,
дефекты, о которых идет речь, — иного
характера; они коренятся в претензиях
выйти на уровень универсальной теории
политики и в убеждении, что без этого
нет подлинной науки. Мы остаемся скептиками,
сомневающимися в том, чтобы некая универсальная
теория политики могла выдержать тщательную
систематическую эмпирическую проверку.
Может быть, в будущем окажется, что наш
скептицизм был неуместен; об этом можно
рассуждать разве что чисто умозрительно.
Как бы то ни было, мы утверждаем, что сторонниками
концепции рационального выбора до сих
пор не разработана эмпирически достоверная
универсальная теория. Нас не удивляет,
что нередко те из теоретиков рационального
выбора, кто всерьез занимался эмпирическими
приложениями, отказывались от чисто универсалистских
заявок в пользу более тонких и более сдержанных
формулировок. Как мы, кроме того, подчеркивали,
нет оснований считать, что, становясь
на этот путь, теоретики рационального
выбора непременно рискуют нанести непоправимый
ущерб своим научным помыслам; напротив,
для того чтобы тот или иной вариант теории
рационального выбора продвинул вперед
наше понимание политики, такой путь необходим.
В заключение, возможно, будет небесполезным
напомнить вкратце о некоторых из тех
перемен, какие требуются, чтобы в ходе
будущих исследований справиться с проблемами,
сдерживавшими поступательное развитие
данного направления политической науки.
Во-первых, теоретикам
рационального выбора надо преодолевать
те охранительные по отношению к
теории импульсы, под действием которых
исследование постоянно идет от метода.
Вместо того, чтобы спрашивать: "Как
могла бы какая-либо теория, исходящая
из концепции рационального выбора, объяснить
X?" — плодотворнее задаться вопросом,
идущим от проблемы: "Чем объясняется
X?" Это, естественно, повлечет за собой
выяснение сравнительной существенности
множества возможных объясняющих переменных.
Несомненно, стратегический расчет будет
одной из них, но будет, как правило, и много
других — от традиций поведения, норм
и культур до различий в человеческих
способностях и случайных деталей исторической
обстановки. Желание бежать от этой сложности
вместо того, чтобы строить объясняющие
модели, учитывающие ее, должно быть преодолено,
даже если это сужает сферу приложения.
Наша рекомендация состоит не в том, чтобы
эмпирическая работа подменила теорию,
а в том, чтобы теоретики плотнее держались
данных и, таким образом, теоретическая
работа велась эмпирически более значимо.