Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:28, контрольная работа
Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..3
ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА....5
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА……………………….…….9
КОРНИ, ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………….……10
СТРУКТУРА КОНФЛИКТА……………………………….……...12
СТАДИИ И УРОВНИ КОНФЛИКТА……………………….……13
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА В ОБЩЕСТВЕ……………….……..16
ТИПЫ КОНФЛИКТОВ……………………...………….…………17
УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-.ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ……………………………..20
КОМПРОМИСС И КОНСЕНСУС В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………..…….…….....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………….…..26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….………27
3. Микроуровень. Конфликт происходит внутри замкнутой влиятельной социальной группы -- правящей элиты. Такой конфликт, конечно, не обособлен от первых двух -- борьбы в обществе и господствующем классе. Но результат борьбы здесь, разрешение противоречий внутри элиты во многом определяют перспективы развития общества.
Вторая типология носит более глобальный характер, она не детализирует конфликты, проявляющиеся на других уровнях. Первая берет другой срез общественно-политических отношений, выделяя индивидов, группы, системы, противоречия внутри которых или между ними порождают конфликты. Каждая из них имеет право на существование, предлагает свою трактовку места и роли конфликта в обществе. Все конфликты, естественно, взаимосвязаны, и, конечно, конфликт всегда присутствует в любом политическом явлении.
Социально-политические конфликты в любом обществе имеют
определенные функции:
Наличие в обществе социальных групп, слоев с различными, зачастую противоположными интересами, идеями, подходами способствует движению социальных и политических систем, порождая новые формы институционального сосуществования. Как утверждал Р. Дарендорф, конфликты незаменимы как фактор всеобщего процесса социального изменения. Там, где их нет, или они подавляются, или по видимости разрешаются, изменение замедляется или останавливается.
Следовательно,
как и другие явления, конфликты имеют
не только позитивные аспекты, но из них
вытекают и дисфункциональные следствия,
которые могут проявляться с большей силой,
чем функциональные. В качестве примера
можно привести военный конфликт. Этот
вид конфликта не способствует стабилизации,
интеграции общества, а создает угрозу
достигнутому статус-кво.
Необходимость типологии любого политического явления не вызывает сомнения. Это позволяет дифференцировать его, дать глубокий анализ, понять его сущность, определить роль и место данного явления в политическом процессе. Типологизация социально-политических конфликтов связана прежде всего с необходимостью контроля и урегулирования конфликтов, предвидения их последствий как для общества в целом, так и для определенной общности, группы.
Для типологизации конфликтов используются различные критерии. В частности, в зависимости от сферы проявления конфликта выделяются экономические, социальные, политические, идеологические конфликты, в зависимости от уровня организации общественно-политической жизни -- конфликты между индивидами, социальными группами, социальными слоями, классами, крупными социальными системами.
В политологии известна и типология, по, условно говоря, «игривому» критерию. Существуют конфликты типа «схватка», в которых их участников разделяют антагонистические противоречия, и конфликты могут быть разрешены лишь при условии победы одной стороны и поражения другой; конфликты типа «дебаты», при которых между их участниками разворачиваются дискуссии, споры, полемика, в результате чего между ними может быть достигнуто соглашение.
В качестве примеров этого типа конфликта можно привести конфликт в парламенте какой-либо страны между сторонниками правительства и оппозицией по поводу рассмотрения и принятия бюджета государства. Различные стороны выдвигают свои доводы, аргументы, контрпредложения, и в результате согласования разных точек зрения парламент принимает бюджет.
Другим примером может служить процесс принятия Конституции Российской Федерации. Была создана комиссия по выработке проекта конституции, среди представителей которой достаточно бурно обсуждались многие статьи закона, шли дебаты, затрагивающие противоречивые интересы и позиции различных сторон. В результате дискуссий, споров участники разрабатываемого проекта добивались согласования конфликтующих интересов, выработки общих подходов.
Следующий в данной типологии -- конфликт типа «игра», когда участники конфликта действуют в рамках одних и тех же правил. Такие конфликты никогда не завершаются и не могут завершиться разрушением всей структуры отношений. Иллюстрацией могут служить конфликты между политическими партиями, борющимися между собой за голоса избирателей на выборах в парламент. Победившая партия получает возможность сформировать правительство и прийти к власти. Партия, потерпевшая поражение, не получившая достаточной поддержки электората, добровольно, спокойно, без каких-либо эксцессов уступает власть. Все партии стремятся не нарушать принятые правила политической игры.
Представляет интерес еще одна типология -- М. Дойча. Здесь выделяются такие типы:
а) подлинный конфликт, при котором столкновение интересов существует объективно, осознается участниками конфликта и не зависит от легко изменяемого фактора;
б) случайный конфликт, который зависит от случайных, легкоподдающихся изменению обстоятельств, что не осознается его участниками. Конфликт прекращается, когда участники осознают реально имеющиеся альтернативы;
в) смещенный конфликт, когда воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с объективными причинами, лежащими в его основе;
г) неверно приписанный конфликт, который приписывается нетем сторонам, между которыми разыгрывается действительный конфликт. Это делается или непреднамеренно, или сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника, тем самым ослабляя или затушевывая конфликт между его действительными участниками;
д) скрытым конфликт, который объективно имеет место, но по разным причинам не актуализируется;
е) ложный
конфликт, который не имеет объективной
основы и
возникает в результате ложных представлений
или недоразумений.
Выделяют и такие типы социально-политических конфликтов: а) не затрагивающие консенсуса по базовым ценностям общества и б) предполагающие целостное преобразование общества для разрешения существующих конфликтов. В первом случае конфликты развиваются на основе соглашения между противоборствующими сторонами, во втором случае конфликты разделяют общество на непримиримые группы, борющиеся за уничтожение антагонистической стороны. Основным методом борьбы здесь выступает насилие со стороны обоих участников конфликта.
При таком типе конфликтов правящая элита должна искать наиболее эффективные методы их разрешения. Дело в том, что общества с антагонистическими противоречиями между основными группами могут сохраниться лишь при условии, что правящие элиты способны найти соответствующие механизмы своевременного урегулирования конфликтов. Например, в результате развертывания классовой борьбы капитализму предрекали неизбежный крах. Однако, как показала практика, правящие круги капиталистических стран смогли различными методами преодолеть охвативший общество кризис, хотя социальные конфликты и не были окончательно разрешены.
Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Существуют ли какие-то возможности конструктивного и успешного решения конфликта? Ключ решения этой проблемы состоит в том, чтобы взглянуть на конфликт, как на задачу, которая должна быть решена: в первую очередь определить причину конфликта, а затем - применить соответствующую технику решения конфликтных проблем.
В различных политических конфликтах можно проследить два подхода в восприятии конфликта.
Речь идет о восприятии конфликта как нормы, признания официального существования политической оппозиции, различных интересов и мнений как нормального явления политической жизни. Следовательно, задача
политиков состоит не только в том, чтобы скрывать, затушевывать конфликты, избегать их, а в том, чтобы не довести конфликт до социального взрыва, по возможности обеспечить регулирование конфликтов. Допуская наличие конфликта, поощряя его, не дать ему подорвать сложившееся равновесие, стабильность.
Поэтому основным условием сознательного разрешения конфликта является его вскрытие. Конфликт появляется, локализуется, переводится в плоскость контроля за его развитием с целью не допустить изменения достигнутого равновесия сил, интересов. Если конфликты затушевываются, остаются скрытыми, они влияют на политику латентным (скрытым) образом. В таком случае их дисфункциональные следствия могут значительно усилиться. Так, если конфликт пытаются решить келейно, за закрытыми дверями, в отсутствии гласности, то это может привести к политическим скандалам, отставке правительства или отдельных его членов.
Наиболее приемлемым для общества является рассмотрение конфликта в открытом обсуждении, например, через средства массовой информации, через парламент. Это необходимо для того, чтобы те стороны, которые затрагивает данный конфликт, получили возможность высказать и сопоставить свои позиции, отражающие их интересы и ценности.
В этой связи небезынтересно мнение Козера о том, что для разных обществ роль конфликта оценивается по-разному. В закрытых обществах конфликты разделяют общество на две враждебные группы (класса) и подрывают возможность прихода к коллективному согласию. Результатом может быть разрушение социальных связей и самой общественной системы посредством революционного насилия. В открытых обществах конфликтам дается выход, политические же институты обеспечивают общественное согласие.
В разрешении конфликтов используется два основных метода -насильственный (война, революция, различного рода перевороты, погромы, терракты и т. д.) и ненасильственный (переговоры, посредничество, арбитраж и другое). Для закрытых обществ в большей степени характерен первый, когда противоречие между противоположными интересами, ценностями разрешается путем уничтожения, в том числе и физического, противоположной стороны. Из истории нашей страны известны факты ликвидации представителей бывшего господствующего класса, других партий и т. п.
Тем не менее методы с применением насилия (в первую очередь, войны) продолжают оставаться на вооружении участников конфликта. С позиции сегодняшнего дня классификация войн на справедливые и несправедливые явно недостаточна. Любая война выступает как результат неразрешенных конфликтов.
У этого политического феномена есть ряд отличительных признаков:
В современной политической науке существует достаточно
разнообразная типология войн.
Выделяют также две формы терроризма: государственный террор и оппозиционный терроризм, основным средством которого выступают террористические акты. Причем в зависимости от целей терроризм можно классифицировать на несколько видов: идеологический, ориентированный на достижение социальных, политических или экономических изменений внутри государства; этнический терроризм, целью которого чаще всего является стремление к суверенитету, отделению определенных территорий; религиозный терроризм и т. д.
Информация о работе Место и роль социально – политического конфликта в общественном развитии