Место и роль социально – политического конфликта в общественном развитии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 21:28, контрольная работа

Описание работы

Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..3

ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА....5
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА……………………….…….9

КОРНИ, ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………….……10

СТРУКТУРА КОНФЛИКТА……………………………….……...12

СТАДИИ И УРОВНИ КОНФЛИКТА……………………….……13

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА В ОБЩЕСТВЕ……………….……..16

ТИПЫ КОНФЛИКТОВ……………………...………….…………17

УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-.ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ……………………………..20

КОМПРОМИСС И КОНСЕНСУС В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………..…….…….....24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………….…..26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….………27

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по политологии +.doc

— 331.18 Кб (Скачать)

Оглавление: 
 

    ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…..3

    ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА....5

    ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА……………………….…….9

    КОРНИ, ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ……………………….……10

    СТРУКТУРА КОНФЛИКТА……………………………….……...12

    СТАДИИ И УРОВНИ КОНФЛИКТА……………………….……13

    ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА  В ОБЩЕСТВЕ……………….……..16

    ТИПЫ КОНФЛИКТОВ……………………...………….…………17

    УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-.ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ……………………………..20

     КОМПРОМИСС И КОНСЕНСУС В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ…………………………………………..…….…….....24

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….……………………….…..26

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….….………27

 

1.ВВЕДЕНИЕ

 

     Что такое конфликт, как он разворачивается, через какие фазы проходит и как разрешается. В этом смысл изучения конфликтов. Наиболее важные конфликты между людьми и социальными группами концентрируются в сфере политики.

     Политика есть не что иное, как сфера деятельности по разрешению и воспроизводству конфликтов. Не случайно долгое время в истории любого человеческого сообщества наблюдается соединение в одном лице функций правителя и судьи. Князь в древнерусском государстве не только военный защитник и сборщик дани, но и судья. Он определяет, кто прав и кто виноват в конфликтах, возникающих между заимодавцем и должником, продавцом и покупателем, претендентами на наследство, выросшими детьми, желающими отделиться от своих родителей вопреки их воле, и в массе других повседневных ситуаций.

     Вместе с тем политика не только область примирения конфликтующих сторон. Очень часто она оказывается средством провоцирования конфликтов. Политика сопряжена с властью. К власти стремятся не все, но очень многие, в особенности социально активные люди. Но число властных позиций в обществе ограничено. Если эти властные позиции не определяются нормами наследования, как это имеет место при монархическом политическом устройстве, то обязательно возникает конфликт между теми, кто имеет некоторые шансы и возможности занимать те или иные властные позиции. Борьба за такого рода позиции весьма распространена во всяком обществе. Характер ее зависит от политического режима, который существует в данном обществе в данный момент. Собственно, суть любого политического режима заключается именно в том, что он определяет формы политического конфликта s борьбе за властные полномочия. Он определяет те способы, пользуясь которыми участники политической борьбы или конкуренции добиваются своих целей, главная из которых - победа над своим противником, оппонентом, соперником.

     Изучать конфликты нужно для того, чтобы научиться понимать политическую жизнь общества, чтобы не оказаться пешкой в политических играх, чтобы разбираться в хаосе политических действий и направлений и участвовать в политической жизни, даже если это участие ограничивается выборами в Государственную думу - вполне сознательно, отдавая себе отчет в том, что идеальных правителей быть не может, что все избираемые или назначаемые на государственные посты люди - обычные смертные. Их качества и политические, и человеческие во многом определяются тем, как они ведут себя в политических конфликтах, какие стороны их личности раскрываются в конфликтных ситуациях.

     Следовательно, задачи изучения конфликтов многогранны. Политический деятель и юрист получают сведения о прецедентах, имеющих для, представителей этих родов деятельности особое значение. Они получают здесь и теоретические знания, поскольку конфликты в обществе развиваются не только на бытовом уровне, они пронизывают отношения как внутри государства, так и между государствами. 
 
 
 

 

2.   ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО

КОНФЛИКТА

 

    Конфликты всегда сопровождали жизнь людей, а ее усложнение в ходе исторического прогресса, перехода от традиционного общества к постиндустриальному увеличивали масштаб и силу социально-политических конфликтов. Особенно показательны в этом отношении последние десятилетия, когда многие страны мира осуществляли быструю модернизацию своих экономических и политических структур.

    Так что же такое конфликт?

    Происходящие на этой основе изменения в социальной структуре общества способствует, во-первых, усилению взаимного несоответствия различных элементов сложившейся социальной организации и возникновению на этой базе противоречий в их статусе, престиже, благосостоянии; во-вторых, возрастает несоответствие существующих социальных слоев и институтов новым функциям, которые им приходится теперь выполнять и, в третьих, меняются роль и ориентации различных групп в обществе, поскольку им приходится искать более прочные позиции в новой социальной иерархии. На этой основе возникает масса противоречий и развиваются социальные, политические конфликты. Интерес к месту и роли конфликтов в жизни общества возник давно. Ранняя социология, политическая наука, рассматривали его под влиянием дарвиновской теории естественного отбора. Так, Спенсер считал его неизбежным явлением в человеческой цивилизации и важным стимулом социального прогресса. Подобным образом оценивали его М. Вебер и другие.

    Как естественный элемент социального прогресса, как социальная норма, неизбежное следствие столкновения интересов групп и индивидов рассматривается социально-политический конфликт американскими политологами. Причем Р. Парк, Э. Берджес, С. Липсет воспринимают конфликт не только как необходимое, но и желательное явление. Конфликт как элемент перехода от соревнования к приспособлению и как способ выявления существующих в обществе интересов и достижения консенсуса. А по определению К. Болдинга, конфликт есть такая ситуация, в которой стороны доводят до сведения не согласия своих потенциальных позиций или состояний и стремятся занять позицию, которая исключает устремления другого. Конфликт есть деятельность, в которой люди или группы людей, исходя из своих собственных интересов, стремятся оттеснить или уничтожить друг друга.

    Конфликт рассматривается как нормальное явление общества. Причем, его нельзя рассматривать только с негативной точки зрения. Последствия конфликта приобретают функциональное значение для общества в целом и его отдельных структур. Наиболее четко конфликт как нормальное явление был рассмотрен Л. Козером, который прямо наделяет его стабилизирующей и интегративной функцией. Он определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т. п. Конфликт рассматривается им как важнейший элемент социального взаимодействия, который способствует разрушению или укреплению социальных связей.

    Интерес к месту и роли конфликтов в жизни общества возник давно. На рассмотрение конфликта представителями ранней социологии, политической науки, наложила отпечаток дарвиновская теория естественного отбора. Так, Спенсер считал конфликт неизбежным явлением в человеческой цивилизации и важным стимулом социального прогресса. Подобным образом оценивали его М. Вебер и другие исследователи.

    Широкую известность получили подходы К. Боулдинга и Р. Дарендор-фа к данной проблеме. Сущностной чертой общей теории конфликта американского социолога К. Боулдинга является социал-дарвинистский подход. Основу и причину конфликта в обществе он видит в борьбе за сосуществование, которая развертывается в любом обществе. Конфликты, с его точки зрения, представляют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. к новому.

    . Конфликт -- это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости своих потенциальных позиций и стремятся завладеть позицией, исключая намерения другой стороны.

     Немецкий социолог и политолог Р. Дарендорф считал наличие конфликта в социальных процессах естественным и не обязательно угрожающим системе при ее сохранении и изменении. Конфликт им рассматривался как результат сопротивления существующим в обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта способствует его обострению, а рациональное регулирование конфликта ведет к контролируемой эволюции. Его теория конфликта противостоит как марксистской теории классового конфликта, так и теориям социального согласия.

    Развитие теории конфликта фактически шло в двух направлениях. Первое идет от Маркса, где конфликт в обществе рассматривается как конфронтация больших социальных групп, классов. Для его последователей характерен макросоциологический подход, касающийся фундаментальных противоречий и совпадения интересов определенных сил. С этим связана их заинтересованность в изменении существующей системы. Представители второго направления сосредоточены на разработке концепций индивидуализации и распыленности конфликта. Противоречия здесь восходят к ориентациям и установкам субъектов, поэтому соотношение и разрешение интересов необходимо находить именно в субъектах.

    Таким образом, в отличие от марксистского подхода иные понимания сущности конфликта отражают переход от классовой борьбы XIX в., угрожающей социальной системе, к институционализированному и регулируемому конфликту XX в. Хотя противоположные, конфликтообразные интересы признаются, но необходимость их снятия революционным путем не ставится.

          Исследователи, занимающиеся изучением конфликтов, разворачивающихся ныне в политическом пространстве России и СНГ, выделяют в первую очередь три наиболее значимых типа конфликтов: политические {конфликты по поводу власти, ее приобретения и распределения), социальные (конфликты, связанные с обладанием радистрибуцией средств жизнеобеспечения) и национально-этнические (конфликты интересов этнических общностей). Следует уточнить: такое деление в значительной степени условно: во-первых, потому, что все они в реальности носят взаимопроникающий характер; во-вторых, существует устойчивая тенденция политизации конфликтов разного типа, поскольку именно обладание властными позициями осознается конфликтующими сторонами как приоритетная задача.

Специфика этнического конфликта рассматривается в отечественной политологии как разновидность политического противоречия. Сложность определения «этнический конфликт» заключается в многообразии самих этнических систем, которые существовли в союзных границах. Американский исследователь Д. Горовиц выделил две такие системы: «централизованную» и «дисперсную». В первой некоторые из этнических групп, составляющих население государства, так велики, что проблемы их взаимоотношений пребывают в центре общественно-политической жизни. Именно в этих системах заключен наибольший потенциал конфликта, так как доминирующие группы чаще всего выдвигают претензии на контроль или даже подчинение общегосударственных институтов. В результате население поляризуется по расовому, религиозному или этническому признаку (ЮАР, Югославия, Шри-Ланка). К «дисперсным» относятся государства с населением, состоящим из большого числа этнических групп, каждая из которых слишком слаба и малочисленна, чтобы доминировать над центром (Швейцария).

    Еще один важный аспект социально-политической конфликтологии представляет собой проблема соотношения противоречий и конфликтов. Существует две точки зрения на это соотношение: первая фактически отождествляет эти понятия, вторая - разводит их. В отечественной литературе длительное время господствовала первая точка зрения, берущая свое начало в марксистской теории, В современной западной социальной и политической науке получила распространение другая точка зрения: в отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Противоречия указывают на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в то/м числе и между классами. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для их превращения в конфликт необходимо осознание противоположных интересов. Пока они не осознаны, конфликт еще не наступает.

    Таким образом следует отметить: конфликт никогда не бывает статичным - меняются его участники и предмет, он постоянно развивается по всем параметрам. Сам факт изменения, развития конфликта открывает возможности для его разрешения.

    Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее определение конфликта: под конфликтом понимается такой способ взаимодействия людей, социальных общностей, социальных институтов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой стороны, мешают осуществлению ее целей или интересов

 

4.ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА.

  В качестве предмета конфликта выступает объективно существующая или воображаемая проблема, которая является основной причиной разногласий между сторонами. И та и другая сторона, естественно, заинтересованы в разрешении проблемы в свою пользу. Предметом конфликта, по сути, выступает то основное противоречие, ради устранения которого стороны вступают в противоборство друг с другом. Эти противоречия -- результат стремления к власти, ориентации на различные ценности, неравенства индивидов, слоев, групп и т. п.

  Поэтому выявление предмета конфликта имеет важное значение на пути урегулирования конфликта. Однако задача эта не проста, поскольку корни конфликта часто сокрыты, а наружу выступают второстепенные причины. Поэтому для урегулирования конфликта противоборствующие стороны, а также привлеченные к этому процессу арбитры, посредники должны обязательно найти предмет конфликта. И предмет конфликта неизбежно становится ведущей темой повестки дня переговорного процесса сторон.

Информация о работе Место и роль социально – политического конфликта в общественном развитии