Механизм лоббизма в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение практики лоббистской деятельности российских компаний.
Объектом исследования является система взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной власти и профессиональных посредников в процессе выработки, принятия и реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих интересы субъектов предпринимательской

Содержание

Введение
Глава I. Лоббизм в России….……………………………………………………..
§ 1.1 Сущность лоббизма………………………………………………
§ 1.2 Влияние лоббизма на политический процесс…………………….
§ 1.3 Лоббистские структуры……………………………………………
Глава II. Формы лоббизма……………………………………………………..
§ 2.1 Классификации форм лоббистской деятельности……………….
Глава III. Механизмы оценки лоббистской деятельности…………………..
§ 3.1 Оценка и её необходимость в лоббистской деятельности……
§3.2 Оценка лоббистской деятельности по результатам деятельности…
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

не дай бог кто удалит мой реферат!.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

     На  основе множества встречающихся  в научной литературе трактовок  категории «лоббизм» можно вывести  следующее общее определение: лоббизм  – это совокупность целенаправленных усилий по оказанию влияния на процесс  принятия государственных решений  в целях отстаивания групповых  или индивидуальных интересов.

     Субъектами  лоббизма являются ключевые, организационно сформировавшиеся факторы, оказывающие давление на власть с целью принятия нужных для себя решений. Такими субъектами могут выступать отраслевые союзы и ассоциации, крупные бизнес организации, отдельные предприниматели или влиятельные в отрасли индивиды, государственные структуры.

     Можно выделить следующие  виды лоббизма:

  • Политический лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются политические факторы: министерства, ведомства, комитеты Государственной думы, отдельные политики или государственные служащие.
  • Гражданский лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются граждане РФ, а предметом лоббизмом являются гражданские права.
  • Профессиональный лоббизм – лоббизм, субъектами которого являются профессиональные посредники.
 

         На основе этого же критерия А.Малько выделяет:

  • лоббирование со стороны различных социальных структур: общественных организации, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
  • ведомственное лоббирование - это лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливании» тех или иных интересов;
  • региональное лоббирование - это воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов, отстаивающее определенные льготы и преимущества для регионов;
  • иностранное лоббирование, означающее влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью принятия ими определенных решений.
 

     Объект  лоббирования – это те политические институты, на которых осуществляется воздействие лоббистов или те институты, от которых зависит принятие решений в пользу лоббиста. На основе данного критерия выделяют лоббизм в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти.

     Предмет лоббизма – это то, ради чего осуществляется лоббистское давление, проводится лоббистская кампания и пр. Согласно самой распространенной классификации существуют следующие предметы лоббирования:

  • ресурс - в этом случае субъекты лоббирования пытаются получить финансовые ресурсы, распределение которых осуществляется государственными органами;
  • проблема – в этом случае субъекты лоббирования пытаются с помощью вовлечения государственных органов или отдельных политиков решить конкретные проблемы;
  • позиция – в этом случае субъекты лоббирования предпринимают определенные действия для того, чтобы получить определенный статус, позицию (например, позицию монопольного игрока на определенном сегменте рынка)

§ 1.2. Влияние лоббизма на политический процесс.

     Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно вывести закономерность: его больше там, где власть более  реальна; это своего рода признак  власти. Поэтому, считать, что лоббизм  – давление на власть, на людей, принимающих  решения, со стороны разного рода группировок или так называемых групп давления, – значит, не понимать механизма и самой сути властвования. Наиболее мощные «группы давления»  и есть фактическая власть не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений. В этом отличие от власти формальной – политических институтов в их традиционном понимании –  как лиц, принимающих решения, лишь представляющих и озвучивающих (в  лучшем случае - олицетворяющих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже  принятых решений, обеспечения юридического закрепления, легитимации решений  фактической власти.

     Даже  президенты, формально зависящие  от избирателей, а не от кланов, нередко  мало что могут предпринять без  согласования своих намерений с  лидерами группировок, ставленниками  которых они, по сути являются. Лишь в «переходных» обществах, где традиционные группы давления уничтожены или ослаблены, а новые еще не сложились, относительно независима роль отдельной «самодостаточной»  личности: (вождя, диктатора), и ощутимо  влияние его харизмы.

     Лоббизм, таким образом, не просто артикуляция (представление) интересов тех или  иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответствие с властью  фактической.

     Конечно, лоббированием своих интересов  занято и множество мелких либо маловлиятельных  групп. Однако давление разного рода общественных организаций и объединенных граждан на власть, – к сожалению  – «периферия» лоббизма, а стержнем же его является обеспечение принятия решений в интересах ведущих  групп давления как структур реальной власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпораций.

     Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже существуют два  необходимых условия:

  1. Возникает большое многообразие интересов в обществе вследствие его социальной дифференциации;
  2. Расширяется доступ к власти на основе политического плюрализма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одновременно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очередности, приоритета их осуществления. Отсюда следует закономерность стремления различных групп и слоев общества воздействовать на поведение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для них управленческие решения.

     Для того чтобы процесс лоббирования пошел активно, необходимо знать  и умело использовать наиболее применяемые  в мировой практике средства и  методы достижения целей. Например, в  США, где он широко используется, выделяют следующие формы лоббистской  деятельности:

  1. Выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон;
  2. Составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение Парламента;
  3. Организация пропагандистских компаний в пользу или против готовящегося решения и кампании «давления с мест» (потоки писем, телеграмм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влиятельных местных избирателей к своим депутатам).

     В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных  специалистов, способных собрать  необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения  в пользу той группы, интересы которой  они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в  разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и  членами правительства, тем самым  оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны. Таким  образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.

     Практика  лоббирования, т.е. оказания влияния  на процесс принятия государственных  решений в целях отстаивания  групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени присуща  любой политической системе. Однако характер её политического и институционального оформления зависит от характеристик  этой политической системы – сложившейся  политической культуры, развитости правовой системы, политических традиций, правил взаимоотношений государства и  бизнеса, степени демократизации политического  процесса. 
 
 
 
 
 

                                  § 1.3  Лоббистские структуры.

         Но не только работа через ассоциации является неотъемлемым элементом квалифицированной лоббистской деятельности. Не менее перспективно использование лоббистских структур.

     В настоящее время в России ситуация такова, что компании готовы тратить  деньги на лоббирование своих интересов, и есть профессионалы в этой области, готовые работать в данной сфере. Неизбежно, такая ситуация приводит к формированию рынка лоббистских  услуг, к появлению фирм, которые  осуществляют лоббизм по заказу компаний. Этот рынок развивается очень  динамично.

     К использованию лоббистских структур прибегает множество компаний. Услуги таких фирм используются как для  осуществления крупных лоббистских  проектов, так и для менее значимых задач. Аккумулируя знания механизмов работы власти, специалистов в сфере  лоббизма, такие фирмы позволяют  добиться желаемых результатов без  значительных издержек, связанных с  содержанием собственного GR-департамента в компании. Фактически речь идет о некоем субподряде в сфере лоббизма. К тому же, такого рода фирмы позволяют компаниям оставаться в тени и не афишировать свои интересы.

     Несмотря  на свои преимущества, такие формы  работы имеют и ряд серьезных  недостатков. Деятельность лоббистских  фирм часто непрозрачна. Они могут  прибегать к коррупционным схемам работы, что неприемлемо для компаний, в которых было принято принципиальное решение не использовать подобные методы работы. К тому же, возникает риск утечки конфиденциальной информации в  третьи руки, что может также негативно  сказаться на бизнес-проектах компании.

 

     

Глава III. Формы лоббизма. 

1. Парламентский  лоббизм (осуществляется депутатами  с привлечением заинтересованной  общественности или правительственными  чиновниками).

2. Политические  торги, которые представляют собой  форму реализации интересов через  разрешение политических противоречий  в форме компромисса.

3. Теневые  неформальные соглашения, получившие  в России невиданное развитие. Теневые механизмы давления чрезвычайно  эффективны в условиях политической  нестабильности.

4. Кампании  по обработке общественного мнения  через СМИ с мобилизацией общественности (общественные кампании, инициативные  массовые мероприятия). Если речь  идет о давлении, то цель таких  кампаний состоит в обеспечении  массовой поддержки того или  иного требования, а также в  оказании психологического воздействия  на адресатов или посредников  [3]. 
 

К формам лоббистской деятельности в палатах  парламента следует также отнести:

− внесение проектов законов РФ о поправках  к Конституции РФ, проектов федеральных  конституционных законов и федеральных  законов и способствование их принятию;

− внесение законопроектов о внесении изменений  и дополнений в действующие законы РФ и способствование их принятию;

− внесение поправок к законопроектам в форме  замечаний и предложений, проектов постановлений, обращений и заявлений  Государственной Думы и Совета Федерации;

− проведение парламентских слушаний, совещаний, «круглых столов», семинаров, конференций  и других мероприятий, связанных  с законодательной деятельностью;

− работа в депутатских объединениях (фракции  и депутатские группы);

− доклады  и содоклады по конкретным вопросам. 

     § 2.1 Классификации форм лоббистской деятельности.

1. Формы  лоббистской деятельности можно  классифицировать по органам  государственной власти, на которые  данные формы лоббистской деятельности  направлены. Исходя из такой классификации,  можно различать формы лоббистской  деятельности в палатах парламента, в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ.

Информация о работе Механизм лоббизма в политике