Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:27, реферат
Целью исследования является изучение практики лоббистской деятельности российских компаний.
Объектом исследования является система взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной власти и профессиональных посредников в процессе выработки, принятия и реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих интересы субъектов предпринимательской
Введение
Глава I. Лоббизм в России….……………………………………………………..
§ 1.1 Сущность лоббизма………………………………………………
§ 1.2 Влияние лоббизма на политический процесс…………………….
§ 1.3 Лоббистские структуры……………………………………………
Глава II. Формы лоббизма……………………………………………………..
§ 2.1 Классификации форм лоббистской деятельности……………….
Глава III. Механизмы оценки лоббистской деятельности…………………..
§ 3.1 Оценка и её необходимость в лоббистской деятельности……
§3.2 Оценка лоббистской деятельности по результатам деятельности…
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………..
Содержание
Введение……………………………………………
§ 1.1 Сущность лоббизма…………………………………………………
§ 1.2 Влияние лоббизма на политический процесс…………………….
§ 1.3 Лоббистские структуры……………………………………………
Глава
II. Формы лоббизма……………………………………………………..
§ 2.1 Классификации форм лоббистской деятельности……………….
Глава III. Механизмы оценки лоббистской деятельности…………………..
§ 3.1 Оценка и её необходимость в лоббистской деятельности……
§3.2 Оценка лоббистской деятельности по результатам деятельности…
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Объект и цель исследования.
Целью исследования является изучение практики лоббистской деятельности российских компаний.
Объектом исследования является система взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной власти и профессиональных посредников в процессе выработки, принятия и реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Методы исследования.
В данном исследовании используются две группы методов, наиболее часто применяемые в политическом познании: общенаучные и социально-гуманитарные.
Общенаучные методы. В данной группе используются такие методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, диагноз и прогноз, определение и классификация, сравнение и аналогия.
Социально-гумманитарные методы. В данной группе используются 1) метод анализа документов и источников: законы и регламенты, материалы деловой прессы, данные специальных исследований, статистика государственных органов и ассоциаций, НИИ и ведущих специалистов; 2) опросный метод: экспертные опросы, анкетирование, интервью, телефонные опросы и пр.; институциональный и сравнительно (компаративно) - институциональный метод.
Тема исследования.
Характер
лоббизма в России за последнее десятилетие
претерпел радикальные
Между
тем, исследованию предпринимательского
лоббизма современной российской наукой
уделяется недостаточное внимание.
Лоббизм как правило
Своевременность
поднимаемых в данной работе вопросов
повышается в условиях развития профессионального
сообщества менеджеров – специалистов
по связям с государственными органами.
В настоящее время в России
регулярно проводятся форумы по данной
тематике, а также есть несколько
ассоциаций, объединяющих профессиональных
лоббистов. Практика лоббирования, т.е.
оказания влияния на процесс принятия
государственных решений в
Глава I. Лоббизм в России.
Разумеется, то каким лоббизм представляется согласно данному нами определению, то есть каким он должен быть по своим функциям и политическому смыслу, не всегда соответствует реальностям его существования в конкретных политических и национальных контекстах, это происходит, прежде всего, потому, что лоббизм, как, впрочем, и другие политические институты, не конструируется на пустом месте политическими "технологами", а вырастает из реальных межчеловеческих и межгрупповых отношений под влиянием господствующей политической традиции и особенностей исторического момента. Поэтому в разных странах он функционирует по-разному. Рассмотрим то, как происходило и происходит в нашей стране то, что с некоторыми оговорками по поводу использования термина можно назвать российским лобби.
В
условиях планового распределения
всего лоббизм министерств и
ведомств заключался в борьбе за ресурсы
и средства, а также за первоочередность
насыщения ресурсами и
Рассмотрим
вопрос, как происходит лоббирование
сегодня в России. Ввиду весьма
молодого возраста Федерального Собрания
наблюдается серьезный
Основные методы "коридорной работы" состоят в том, что необходимо знать все тонкости функционирования аппарата, системы принятия решений, психологические особенности того или иного руководителя, степень влияния на него ближайшего окружения. Например, самый простой способ утопить любое решение - направить его на согласование не менее чем в пять различных министерств и ведомств, назначив головным ведомство, явно перегруженное работой или не имеющее должного веса.
В
исключительных случаях используются
методы воздействия посредством
организации кампаний в средствах
массовой информации. Причем, в условиях
сегодняшней России расчет идет не
на влияние через общественное мнение,
которое уже давно никто не
принимает в расчет и не боится,
а как канал доведения
Также большое значение имеет организация выездных посещений регионов и предприятий руководителями, когда во время хорошо организованных "шоу" можно добиться значительных результатов в решении тех или иных проблем.
Анализ
принимаемых Указов Президента и
постановлений Правительства, их распоряжений
и кадровых назначений может быть
ярким примером работы лоббистских
групп. В первую очередь обращает
на себя внимание, что основные интересы
лоббистских структур концентрируются
вокруг таможенных льгот, раз решения
на приватизацию предприятий по специальной
схеме и на выделение государственного
льготного кредита и
Во-вторых,
чаще всего для решения данных
вопросов используются не проработанность
или отсутствие необходимых законодательных
актов, которые позволяют принимать
решения с последующим
В-третьих, надежды на бюджетное выделение средств при отсутствии денег в бюджете в последнее время стали весьма призрачными, поэтому у дверей Минфина не иссякает волна ходоков с бумагами, подписанных на самом высоком уровне и недовольных стандартным ответом об отсутствии денег. Похоже, что подобное независимое поведение Дубинина и явилось одной из возможных причин его отставки. Практически ни одно лоббистское формирование, а также силовые структуры он не удовлетворял, да еще пытался потребовать наведения порядка в финансовых делах Министерства обороны.
Поэтому
центр тяжести льгот
Чисто аналитически попытаемся спрогнозировать ситуацию применительно к проблематике российского лоббизма. Возможно два пути:
А)
Лоббистские структуры, понимая, что
в нынешней ситуации именно они оказываются
выразителями интересов довольно значительных
групп людей (действительно, за авто
машиностроительным лобби стоят
работники крупнейших пред приятий,
жилые районы многих городов, за нефтяным
и газовым практически
Б) Ограниченность ресурсов и политическая нестабильность делают неизбежной борьбу лоббистских группировок, имеющихся в том или ином секторе экономики и общества, за право монопольно представительствовать от имени определенной категории интересов. В свою очередь, власть, побуждаемая необходимостью преодоления кризиса государственности, будет предоставлять такую монополию взамен на политическую поддержку.
Наиболее
мощные группы давления превратятся
в полноправных партнеров власти,
Возможно, что, сформировавшись, такая
структура может получить даже юридическое,
вплоть до конституционного, оформление
(какой-нибудь партнерский договор,
вроде нынешнего, совершенно, впрочем,
бессильно го "Договора об общественном
согласии", положение о котором
может быть включено в Конституцию)
. Такое "государство монополий"
станет надежной опорой умеренно авторитарного,
но стабильного политического
§ 1.1 Сущность лоббизма.
Споры вокруг понятия «лоббизм» ведутся не первое десятилетие. В основном вся полемика сводится к вопросу, как трактовать лоббизм: в широкой или узкой форме. Попробуем разобраться.
В широком смысле под лоббизмом понимается любая ситуация, где имеются хотя бы намеки воздействия на законодательную или исполнительную власть. Повсему лоббизмом считается любое действие: будь то выступление в телевизионной программе или участие в каком-либо публичном мероприятии. В узком смысле под лоббизмом подразумевается оплачиваемое воздействие на власть: законодательную или исполнительную.
Существуют
также другие подходы для трактовки
лоббизма. Например, с точки зрения
методов воздействия выделяют прямой
и непрямой лоббизм. Допустим, в США
лоббизмом может считаться
При всей разности трактовок, тем не менее, есть «сердцевина» в понимании дефиниции лоббизма, пусть и формальном, но определении его сущности – воздействие на власть с целью повлиять на ее решения.
Лоббизм существовал всегда и везде с появлением власти. Это относится и к нашей стране. С той разницей, что на сегодняшний день российский лоббизм – явление нелегальное, и формы его проявления далеки от цивилизованных. В итоге создается почва для развития коррупции, сосредоточения прав в руках узкого круга лиц, ошибок в принятии государственно важных решений.