Механизм лоббизма в политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 11:27, реферат

Описание работы

Целью исследования является изучение практики лоббистской деятельности российских компаний.
Объектом исследования является система взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности, органов государственной власти и профессиональных посредников в процессе выработки, принятия и реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих интересы субъектов предпринимательской

Содержание

Введение
Глава I. Лоббизм в России….……………………………………………………..
§ 1.1 Сущность лоббизма………………………………………………
§ 1.2 Влияние лоббизма на политический процесс…………………….
§ 1.3 Лоббистские структуры……………………………………………
Глава II. Формы лоббизма……………………………………………………..
§ 2.1 Классификации форм лоббистской деятельности……………….
Глава III. Механизмы оценки лоббистской деятельности…………………..
§ 3.1 Оценка и её необходимость в лоббистской деятельности……
§3.2 Оценка лоббистской деятельности по результатам деятельности…
Заключение………………………………………………………………………..
Библиография……………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

не дай бог кто удалит мой реферат!.docx

— 50.42 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3                                                                                                                                                              Глава I. Лоббизм в России….……………………………………………………..

     § 1.1 Сущность лоббизма…………………………………………………

     § 1.2 Влияние лоббизма на политический процесс…………………….

     § 1.3 Лоббистские структуры……………………………………………

Глава II. Формы лоббизма……………………………………………………..7

         § 2.1 Классификации форм лоббистской деятельности……………….

Глава III. Механизмы оценки лоббистской деятельности…………………..

         § 3.1 Оценка и её необходимость в лоббистской деятельности……

          §3.2 Оценка лоббистской деятельности по результатам деятельности…

Заключение………………………………………………………………………..

Библиография…………………………………………………………………….. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Объект  и цель исследования.

     Целью исследования является изучение практики лоббистской деятельности российских компаний.

     Объектом  исследования является система взаимодействия субъектов предпринимательской  деятельности, органов государственной  власти и профессиональных посредников  в процессе выработки, принятия и  реализации государственных решений, так или иначе затрагивающих  интересы субъектов предпринимательской  деятельности.

     Методы  исследования.

     В данном исследовании используются две  группы методов, наиболее часто применяемые  в политическом познании:  общенаучные  и  социально-гуманитарные.

     Общенаучные методы. В данной группе используются такие методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез, диагноз и прогноз, определение и классификация, сравнение  и аналогия.

     Социально-гумманитарные  методы. В данной группе используются 1) метод анализа документов и  источников: законы и регламенты, материалы  деловой прессы, данные специальных  исследований, статистика государственных  органов и ассоциаций, НИИ и  ведущих специалистов; 2) опросный метод: экспертные опросы, анкетирование, интервью, телефонные опросы и пр.; институциональный  и сравнительно (компаративно) - институциональный  метод.

     Тема  исследования.

     Характер  лоббизма в России за последнее десятилетие  претерпел радикальные изменения. С одной стороны, изменилась экономическая  основа общества – был создан и  начал развиваться частный сектор экономики. С другой стороны, претерпела коренные изменения политическая система страны. Активно проходившая структуризация органов государственного управления и рыночного сектора экономики стала стимулом к стремительному развитию взаимодействия ветвей и структур государственной власти и корпоративных частнопредпринимательских объединений. Возникла объективная потребность в создании дополнительных каналов для диалога между властью и бизнесом.

     Между тем, исследованию предпринимательского лоббизма современной российской наукой уделяется  недостаточное внимание. Лоббизм как правило исследуется  с юридической или политологической точек зрения, в то время как  наблюдается явный дефицит исследования реальной практики лоббизма в современной  России. Кроме того, количество исследований лоббизма явно не соответствует масштабам  его распространения в деловой  практике.

     Своевременность поднимаемых в данной работе вопросов повышается в условиях развития профессионального  сообщества менеджеров – специалистов по связям с государственными органами. В настоящее время в России регулярно проводятся форумы по данной тематике, а также есть несколько  ассоциаций, объединяющих профессиональных лоббистов. Практика лоббирования, т.е. оказания влияния на процесс принятия государственных решений в целях  отстаивания групповых или индивидуальных интересов, в той или иной степени  присуща любой политической системе. Однако характер её политического и  институционального оформления зависит  от характеристик этой политической системы – сложившейся политической культуры, развитости правовой системы, политических традиций, правил взаимоотношений  государства и бизнеса, степени  демократизации политического процесса. Все эти факторы определяют актуальность данной темы. 
 
 
 
 
 

     Глава I. Лоббизм в России.

     Разумеется, то каким лоббизм представляется согласно данному нами определению, то есть каким он должен быть по своим функциям и политическому смыслу, не всегда соответствует реальностям его существования в конкретных политических и национальных контекстах, это происходит, прежде всего, потому, что лоббизм, как, впрочем, и другие политические институты, не конструируется на пустом месте политическими "технологами", а вырастает из реальных межчеловеческих и межгрупповых отношений под влиянием господствующей политической традиции и особенностей исторического момента. Поэтому в разных странах он функционирует по-разному. Рассмотрим то, как происходило и происходит в нашей стране то, что с некоторыми оговорками по поводу использования термина можно назвать российским лобби.

     В условиях планового распределения  всего лоббизм министерств и  ведомств заключался в борьбе за ресурсы  и средства, а также за первоочередность насыщения ресурсами и средствами принятых решений, выполнения установленных  другим министерствам и ведомствам плановых заданий, связанных с их интересами.

     Рассмотрим  вопрос, как происходит лоббирование сегодня в России. Ввиду весьма молодого возраста Федерального Собрания наблюдается серьезный недостаток эмпирического материала. Поэтому  рассмотрим особенности так называемого "коридорного лоббизма" в администрации  Президента и Правительства.

     Основные  методы "коридорной работы" состоят  в том, что необходимо знать все  тонкости функционирования аппарата, системы принятия решений, психологические  особенности того или иного руководителя, степень влияния на него ближайшего окружения. Например, самый простой  способ утопить любое решение - направить  его на согласование не менее чем  в пять различных министерств  и ведомств, назначив головным ведомство, явно перегруженное работой или  не имеющее должного веса.

     В исключительных случаях используются методы воздействия посредством  организации кампаний в средствах  массовой информации. Причем, в условиях сегодняшней России расчет идет не на влияние через общественное мнение, которое уже давно никто не принимает в расчет и не боится, а как канал доведения информации до руководителя и создания у него впечатления большой общественной значимости проблемы.

     Также большое значение имеет организация  выездных посещений регионов и предприятий  руководителями, когда во время хорошо организованных "шоу" можно добиться значительных результатов в решении  тех или иных проблем.

     Анализ  принимаемых Указов Президента и  постановлений Правительства, их распоряжений и кадровых назначений может быть ярким примером работы лоббистских  групп. В первую очередь обращает на себя внимание, что основные интересы лоббистских структур концентрируются  вокруг таможенных льгот, раз решения  на приватизацию предприятий по специальной  схеме и на выделение государственного льготного кредита и государственных  инвестиций.

     Во-вторых, чаще всего для решения данных вопросов используются не проработанность  или отсутствие необходимых законодательных  актов, которые позволяют принимать  решения с последующим рассмотрением  Указа в Федеральном Собрании или до принятия того или иного  закона. В Государственной Думе еще  ни одного такого рассмотрения за время  ее работы не произошло.

     В-третьих, надежды на бюджетное выделение  средств при отсутствии денег  в бюджете в последнее время  стали весьма призрачными, поэтому  у дверей Минфина не иссякает волна  ходоков с бумагами, подписанных  на самом высоком уровне и недовольных  стандартным ответом об отсутствии денег. Похоже, что подобное независимое  поведение Дубинина и явилось  одной из возможных причин его  отставки. Практически ни одно лоббистское  формирование, а также силовые  структуры он не удовлетворял, да еще  пытался потребовать наведения порядка в финансовых делах Министерства обороны.

     Поэтому центр тяжести льгот переносится  на налоговые льготы, так как их реальные размеры и расходование практически неконтролируемы. По оценкам  экспертов Государственной Думы, объем таких льгот составил в 1994 году более 6 триллионов рублей. Таможенные льготы в сочетании с выделением квот и лицензий на экспорт стратегических ресурсов составляет сегодня весьма значительную привилегию, которая чаще всего дается только Указом Президента.

     Чисто аналитически попытаемся спрогнозировать  ситуацию применительно к проблематике российского лоббизма. Возможно два  пути:

     А) Лоббистские структуры, понимая, что  в нынешней ситуации именно они оказываются  выразителями интересов довольно значительных групп людей (действительно, за авто машиностроительным лобби стоят  работники крупнейших пред приятий, жилые районы многих городов, за нефтяным и газовым практически большинство  жителей Севера России) , начнут действовать  в их интересах, установив определенные рамки своих действий, стараясь найти  возможные пути для согласования интересов отдельных отраслей и  регионов. Видимо, такой путь ознаменует собой принятие законодательных  актов о лоббизме, о финансировании избирательных кампаний, ограничения  на руководство и владение средствами массовой информации. Наивно было бы думать, что эти законодательные акты в случае их принятия будут неукоснительно соблюдаться. Но да же установление каких-то рамок влияния лоббистских групп  и открытость данного процесса могли  бы стать основой для создания цивилизованной системы плюралистического  лоббирования. Если получит развитие этот вариант, то он может привести к оформлению действительных, а не мнимых политических партий, а скорее всего к изменению содержания и руководства уже имеющихся.

     Б) Ограниченность ресурсов и политическая нестабильность делают неизбежной борьбу лоббистских группировок, имеющихся  в том или ином секторе экономики  и общества, за право монопольно представительствовать от имени  определенной категории интересов. В свою очередь, власть, побуждаемая  необходимостью преодоления кризиса  государственности, будет предоставлять  такую монополию взамен на политическую поддержку.

     Наиболее  мощные группы давления превратятся  в полноправных партнеров власти, Возможно, что, сформировавшись, такая  структура может получить даже юридическое, вплоть до конституционного, оформление (какой-нибудь партнерский договор, вроде нынешнего, совершенно, впрочем, бессильно го "Договора об общественном согласии", положение о котором  может быть включено в Конституцию) . Такое "государство монополий" станет надежной опорой умеренно авторитарного, но стабильного политического режима.

     § 1.1 Сущность лоббизма.

     Споры вокруг понятия «лоббизм» ведутся  не первое десятилетие. В основном вся  полемика сводится к вопросу, как  трактовать лоббизм: в широкой или  узкой форме. Попробуем разобраться.

     В широком смысле под лоббизмом  понимается любая ситуация, где имеются  хотя бы намеки воздействия на законодательную  или исполнительную власть. Повсему лоббизмом считается любое действие: будь то выступление в телевизионной программе или участие в каком-либо публичном мероприятии. В узком смысле под лоббизмом подразумевается оплачиваемое воздействие на власть: законодательную или исполнительную.

     Существуют  также другие подходы для трактовки  лоббизма. Например, с точки зрения методов воздействия выделяют прямой и непрямой лоббизм. Допустим, в США  лоббизмом может считаться только прямой, что закреплено законодательно – это непосредственное воздействие  на законодателя. Непрямой, или косвенный, лоббизм подразумевает, что методы воздействия на власть не требуют прямого контакта с ее представителями (опосредованно - через общественные организации, СМИ и проч.).

     При всей разности трактовок, тем не менее, есть «сердцевина» в понимании дефиниции  лоббизма, пусть и формальном, но определении его сущности – воздействие  на власть с целью повлиять на ее решения.

     Лоббизм существовал всегда и везде с  появлением власти. Это относится  и к нашей стране. С той разницей, что на сегодняшний день российский лоббизм – явление нелегальное, и формы его проявления далеки от цивилизованных. В итоге создается  почва для развития коррупции, сосредоточения прав в руках узкого круга лиц, ошибок в принятии государственно важных решений.

Информация о работе Механизм лоббизма в политике