Лоббизм в политической системе США

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных депутатов. Вместе с тем, ее интерес может быть узко партикулярным, так и иметь большое общественное значение.

Содержание

Введение



1 Глава. Определение лоббизма.

1.1 Эволюция лоббизма.



2 Глава. Развитие лоббизма в политической системе США.

2.1 Лоббизм в политической культуре США

2.2 Типология лоббизма.

2.3Функции лоббизма.



3 Глава. Этапы лоббистской деятельности.

3.1 Правовое регулирование лоббистской деятельности.

3.2 Законодательное регулирование лоббистской деятельности



Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

lobbizm USA.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

 

 

    • работа со  СМИ разного уровня. Лоббисты  с помощью СМИ распространяет  точку зрения организации-  клиента,   демонстрируя  актуальность  и   значимость освещаемого вопроса.

 

 

    • массовые  почтовые рассылки;

современные возможности  коммуникации, включая электронные, позволяют в  короткое  время  организовать  огромные  потоки обращений  граждан к органам государственной  власти.  Такое  лоббирование создает  видимость  давления  снизу.  Например,  в  19993   году,   когда правительство  США,  заявило   о   введении   налога   на   использование  энергоносителей, избиратели во всех штатах писали своим представителям  в  Конгрессе и требовали от них  усилить воздействие на Белый  дом.  В  конце концов, Биллу  Клинтону не осталось ничего другого, как уступить.

 

 

    • финансирование  избирательных кампаний; этот пункт  особенно важен  в  США,  где  нет   государственного  финансирования   избирательных   кампаний   в Конгресс и конгрессмену  приходится искать финансовые  источники.

 

К   методам   лоббирования,   признаваемых   в   законопроекте    «О регулировании   лоббистской   деятельности   в     федеральных    органах

государственной власти», относятся:

 

    • представление  в федеральные органы государственной   власти  проектов законов, указов, распоряжений, постановлений  и   других  нормативных актов, документов  и информационных материалов, касающихся  полномочий соответствующих органов  государственной власти.

 

    • участие в  обсуждение комитетами и комиссиями  Федерального  Собрания, органами  исполнительной   власти   законопроектов,   документов   и материалов, указанных  выше.

 

    • устные  и   письменные  контакты  с  депутатом,  должностным   лицом

         федеральных   органов  государственной   власти  по  поводу  интересов

         физического  лица или организации, в   пользу  которых  осуществляется

         лоббистская  деятельность.

 

    • экспертиза   проектов законов и иных нормативных   актов  федеральных органов   государственной   власти   с   представлением    последним  результатов экспертизы в том  случае, если она осуществляется  не  по запросам этих органов.

 

 

 

 

3.1 Правовое регулирование  лоббистской деятельности

 

Понятно, что такой вид  политической деятельности, как лоббизм,  который

часто граничит с подкупом и иными не легитимными способами  влияния  лиц, принимающих решение  требует регулирования. По тому,  как регулируется  в стране лоббизм,  можно выделить две модели лоббизма в мире:

 

    • англосаксонскую  (США, Канада,  Австралия,  ряд   других  стран)  модель, которая  предполагает обязательную государственную  регистрацию лоббистских организаций  и определение конкретных функций  групп давления;

 

 

    • европейскую  или континентальную (Италия, Германия, Франция) модель, при которой   заинтересованные  организации   могут  воздействовать  на   лица, принимающие  решения,  участвуя  в  работе  комитетов  и   комиссий   при законодательном  органе.

 

 

 

Рассмотрим правовое регулирование  лоббизма в США, в  стране  где  лоббизм наиболее развит. Считается,  что  начало  регулированию  лоббизма  в  США положила первая поправка к  Конституции,  гарантирующая  гражданам  право обращаться   к   органам   государственной   власти   с   петициями    об удовлетворении  жалоб.  Первый   «  Федеральный  закон  о   регулировании лоббизма»  США  и в мире появился в 1946 году. Главным  его положением была обязательная регистрация  лоббистов  у  клерка  Палаты  представителей  и секретаря  Сената  и  представление  ежеквартальных   отчетов   о   своей деятельности.  Главным  недостатком  этого  закона  была  его   некоторая непродуманность,  например,  закон  не  распространялся  на  лоббирование органов исполнительной власти, на контакты с членами Конгресса  и непрямое лоббирование.  Этот  Закон  не  ограничивал  размер  финансовых  средств, которые можно  было использовать на лоббистскую  деятельность.  По  мнению самих  американцев, лоббисты, включенные в списки  Конгресса США, являлись лишь частью профессионального лобби, так как многие  лоббисты  уклонялись от  регистрации,  то  есть  от  уплаты   налогов   и   иных   взносов   в государственную казну США. При этом их можно было разделить на  несколько категорий:

 

    • профессиональные  лоббисты, которые регистрировались  в Конгрессе США;

 

    • профессиональные  лоббисты,  занимающиеся  этой  деятельностью,  но  без регистрации;

 

    • профессиональные  лоббисты, которые работали без  регистрации,  но  имели официальное  представительство, например, отдел  по связям с Конгрессом;

 

    • профессиональные  лоббисты из числа должностных  лиц, обладающих большими связями  и влиянием;

 

    • непрофессиональные  лоббисты, также обладающие связями  и  влиянием,  но привлекающиеся  к этой работе эпизодически;

 

 

При всех своих недостатках  и неточностях, этот закон в США  не менялся  до

1995 года.  В декабре  1995 года был  принят  новый   закон  «О  раскрытии

лоббистской деятельности» (вступил в силу с  1  января  1996  года).  Его

принятию предшествовала большая работа в комитетах  Конгресса.     Еще  в

1993 году был сделан доклад  Комитета  Сената  США  по  правительственным делам ( Дж. Гленн)  о целях и задачах данного  закона. Согласно  ему,  цель нового   закона    -   обеспечить    эффективную    открытость    усилий, предпринимаемых платными  лоббистами  для   оказания  влияния  на  ведение правительственных   действий  должностными   лицами   законодательной    и исполнительной  ветвей власти,  дав  при   этом  народу  США  самую   полную возможность  осуществлять  его   конституционное   право   обращаться   к правительству  с  петициями  об  исправлении   несправедливостей,  свободно выражать  свое мнение правительству и  предоставлять ему  информацию.     В новом законе прописаны и  установлены:

 

    • понятийный  аппарат, который состоит почти  из двух десятков терминов;

 

    • перечень  сведений, который должен отобразить  лоббист  в  регистрационном  документе;

 

    • сроки отчетов  зарегистрированных лоббистов;

 

    • сведения, которые  должны содержаться в отчетах;

 

    • обязанности  зарегистрированного лоббиста или  лоббистской организации;

 

    • обязанности  Секретаря Сената и клерка  Палаты представителей

 

    • размеры штрафа  за нарушение норм лоббистской  деятельности

 

 

 

      Новый закон  ввел новые  понятия :

 

    • «охваченное   должностное  лицо», то есть  лицо, непосредственно

      принимающее   решение. Контакты только с  этими  лицами считаются                     лоббистской деятельностью;

 

    • лоббистская  деятельность – лоббистские контакты  и  усилия  в  поддержку  таковых контактов, включая подготовку  и планирование этой деятельности, исследования и другую вспомогательную  работу, которые  предназначены   в момент их осуществления  для использования в  лоббистских  контактах ;

 

    • лоббистский   контакт  –  любое  устное   или   письменное   сообщение,

         адресованное   от   имени   клиента   охваченному   должностному          лицу относительно:   разработки,   изменения   или   принятия   федерального

  законодательства,  федеральных   административных  актов,   регулирующих

  установлений, исполнительных  приказов и любых других программ, политики или позиции правительства  США и др. ;

 

    • лоббистская  фирма – физическое или юридическое  лицо, имеющее одного или более  служащих, которые действуют от  имени клиента – при  условии,  что таковым клиентом является  не сама фирма.

 

    • лоббист   –  это  любое  физическое  лицо,  которое  является   штатным

          сотрудником клиента или нанятое  клиентом за денежное      вознаграждение  и которое оказывает  клиенту услуги, включающие не  менее двух  лоббистских контактов.  Тем  не  менее  лицо,  лоббистская   деятельность   которого занимает  менее 20 % времени, затрачиваемого  в  полугодии  на  оказании  лоббистских  услуг клиенту,  не является лоббистом.

 

 

      После того, как лоббист приступил к выполнению  своих  обязанностей,

он обязан зарегистрироваться, однако есть 2 случая, в  которых  он  имеет

право этого не делать:

 

    • если  доход   лоббистской  фирмы  от  ее  лоббистской  деятельности  не

   превышает        $ 5 000  в течение полугодия;

 

    • освобождаются  от регистрации организации, штатные   сотрудники  которых осуществляют  лоббистскую деятельность в ее  пользу, причем  расходы  на  эту деятельность не превышают  $20 000;

 

По окончании каждого  полугодия  лоббист  обязан  предоставлять  секретарю

Сената и клерку Палаты  представителей  отчет  о  своей  деятельности.  В

случае нарушения закона, виновный  наказывается  штрафом  до  $50  000  в

зависимости от тяжести нарушения.

Главным недостатком закона является то, что он не  распространяется

на  непрямой  лоббизм.  Противники  регулирования  этого  вида   лоббизма

ссылаются  на  то,  что  таким  образом  будем  нарушено  право   граждан

обращаться к правительству  с петициями об удовлетворении жалоб.

 

Существует  в   США  также   правовое  регулирование  иностранного

лоббизма. В  1938  году  был  принят  «Закон  о  регистрации  иностранных

агентов»  с  целью  обеспечить  безопасность   США.   Он   предусматривал

публичное раскрытие сведений  лицами, вовлеченных  в  пропагандистскую  и иную деятельность в пользу или  от  имени  зарубежных  организаций.

 

Этими зарубежными организациями  являлись:

 

    • правительства   иностранных  государств  и   иностранные  политические

      партии;

 

    • предприятия,  созданные по законам иностранных  государств или имеющие

      основное  место своей деятельности в  иностранных государствах;

 

 

      Иностранный  агент, по этому закону,  выполняет   на  территории  США

следующие функции:

 

    • ведет политическую  деятельность;

 

    • выступает   в  качестве  советника  по  связям  с   общественностью,

      рекламного   агента,   сотрудника    информационной    службы    или

      политического  консультанта;

 

    • представляет  интересы  данной  организации   в  отношениях  с  любым

      ведомством  или должностным лицом правительства  США

 

    • просит, собирает, расходует или распределяет взносы,  ссуды,  деньги

      или вещи, имеющие денежную стоимость;

 

 

В законе очень интересный понятийный аппарат.  Вот некоторые  определения:

 

агент – лицо,  действующее  по  приказу,  запросу  или  под  управлением,

контролем иностранного принципала  или  физического  лица,  деятельностью  которого   является   прямой   или   косвенный   контроль,   руководство, направление, финансирование или субсидирование целиком или  частично;

 

политическая активность – распространение политической пропаганды и любая другая деятельность, в ходе которой лицо, занимающееся ей,  навязывает свою волю или намеревается это сделать, уговаривает, внедряет в сознание, заставляет изменить  мнение,  оказывает  влияние,  убеждает  или  другими способами  влияет  на   любого   представителя   или   должностное   лицо Правительства  США;

 

 

политическая  пропаганда  –  деятельность,  которая   включает   в   себя

распространение  материалов  с  целью  оказать  влияние  на  других   лиц

относительно правительственной  политики,  этот  термин  включает  в  себя

любую устную, зрительную, графическую, письменную пропаганду  или  другой вид представления информации, с  помощью  которой  распространяющее  лицо намеривается это сделать, уговаривает, внедряет  в  сознание,  заставляет изменить мнение, оказывает влияние, убеждает или другими способами  влияет на любого представителя или  должностное лицо Правительства  США;

 

Наличие  лоббистских  функций  (таких,   как   представительство

интересов организации) в  определении иностранного  агента  способствовало

продвижению интересов иностранных  компаний с США   после  Второй Мировой войны. В 1966  году  в  этот  закон  были  внесены  поправки.  Официально признавался  факт существования иностранного  лоббизма.  С  этого  времени  начинают  различать  лоббирование  в  пользу  или  от  имени  иностранных государств  и  партий,  а  также   лоббирование   интересов   иностранных корпораций.  После принятия в 1995 году закона «О  раскрытии  лоббистской деятельности»,  деятельность   лоббистов,   работающих   на   иностранные  корпорации  стала  регулироваться   новым   законом,   а    регулирование лоббирования  политических  интересов  иностранных государств  и  партий осталось за старым законом.

 

 В  Канаде  тоже  существует  закон  о  регистрации   лоббистов,

Информация о работе Лоббизм в политической системе США