Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:50, реферат
Лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных депутатов. Вместе с тем, ее интерес может быть узко партикулярным, так и иметь большое общественное значение.
Введение
1 Глава. Определение лоббизма.
1.1 Эволюция лоббизма.
2 Глава. Развитие лоббизма в политической системе США.
2.1 Лоббизм в политической культуре США
2.2 Типология лоббизма.
2.3Функции лоббизма.
3 Глава. Этапы лоббистской деятельности.
3.1 Правовое регулирование лоббистской деятельности.
3.2 Законодательное регулирование лоббистской деятельности
Заключение
Список литературы
Заинтересованная группа - это группа, оказывающая влияние на власть, примерно соответствующее или меньше ее численности.
Очевидно, что к ЗГ принадлежат профсоюзы, общественные организации (например, ассоциация учителей штата), социальные движения (экологическое, различные меньшинства и т.п.).
ГД - это прежде всего корпоративные интересы. Из 350 наиболее влиятельных ГД в США более 70 процентов составляет бизнес, причем более половины из этого числа - именные фирмы и корпорации.
Чтобы понять природу лоббизма ЗГ и ГД, необходимо знать их цели. У первых они, как правило, для каждой свои, и столкновение интересов наблюдается лишь между отдельными ЗГ ("Женщины против абортов" и "Женщины за свободу выбора", но сотням других организаций все равно, кто добьется успеха). У ГД, которые в большинстве своем состоят из бизнесструктур, цели схожи:
1. Госзаказ и следующие
из этого льготы и
2. Признание отрасли
приоритетной и следующие
3. Признание предприятия (не)подпадающим под действие (не)выгодного закона.
4. (Не)принятие (не)выгодного законопроекта.
5. Политические решения
государства, способствующие
В последнем пункте мы выходим на крайне интересную тему, требующую отдельного рассмотрения - этнические лобби и лоббизм в вопросах внешней политики; но вернемся к основной проблеме.
Итак, как мы видим, у групп давления интересы практически идентичны, что обуславливает между их лоббирующими аппаратами стабильное соперничество, которое временно прекращается в случае конкретной общности интересов - выход на рынки сбыта, борьба против затрагивающего всех законопроекта.
Такое положение требует создания конкурентоспособного аппарата. Этот аппарат составляют:
а) лоббистские, юридические и консультативные фирмы, клиентами которых являются ГД;
б) лоббисты, облеченные властью или влиянием ("друзья фирмы"), - сенатор, зять министра, друг президента и т.д. ;
в) отделы в самих ГД: по
вопросам законодательства, по связям
с правительством, по связям с общественностью;
как правило, они расположены
в Вашингтоне, поэтому их часто
называют "Вашингтонские
г) организации, представляющие общие интересы некоторых ГД, - Ассоциация американских банкиров. Институт Табака и т.д.;
д) ЗГ, которые одновременно
лоббируют интересы ГД, - скажем, корпорация,
производящая оборудование для очистных
сооружений, финансирует некое
За долгие годы этот аппарат
выработал эффективную систему
лоббирования. Однако эффективность
эта достигается по-разному. Некоторые
примеры лоббистской
Если корпорация передает деньги лично конгрессмену за продвижение нужного ей законопроекта - это взятка.
Если корпорация передает
деньги в избирательный фонд, а
затем направляет конгрессмену письмо
с изложением своих предложений
- это лоббизм. Но как квалифицировать,
например, такое действие -на частной
встрече представитель
Одной из главных задач для аппарата лоббирования является правильный выбор объекта давления. Некоторое снижение роли председателей Комитетов Конгресса, расположение которых с 60-х гг. уже было гарантией положительного решения вопроса, заставило лоббистов ломать голову над правильным вариантом. Например, если вновь избранный Конгресс будет голосовать готовящийся законопроект, что лучше: а) внести немного денег в предвыборные фонды как можно большего числа кандидатов; б) больше, но тем, кто по прогнозам уже имеет хорошие шансы; в) распределить всю сумму среди тех, кто вероятно окажется в комитете, готовящем законопроект.
Кроме передачи денег в
избирательный фонд, среди других
методов лоббистов можно
Лоббизм исполнительной власти
состоит, во-первых, из президентского
лобби, добивающегося одобрения
законодательной властью
2.2 Типология лоббизма
Для более удобного изучения такого сложного явления современного
демократического общества, как лоббизм, необходимо классифицировать его виды. Главным критерием выделения того или иного вида является вид деятельности организации, чьи интересы представляет лоббист.
В США существует бизнес-лобби, которое представлено такими крупными организациями, как Американская Палата Коммерции (US Chamber of Commerce), Круглый стол бизнеса ( Business Round Table), Национальная Федерация Независимого Бизнеса (The National Federation of Independent Business).
Американская палата Коммерции была образованна в 1912 году, сейчас в ее состав входит более, чем 70 000 предприятий и больше, чем 3000 региональных отделений. Бюджет этой крупной организации составляет более $ 20 000 000. Business Round Тable, созданный в 1972 году, призван объединять ведущих менеджеров предприятий с целью обсуждения насущных проблем и принятия более эффективных решений. Национальная Федерация Независимого Бизнеса представляет интересы малого бизнеса, сейчас эта организация объединяет уже около полумиллиона предпринимателей. Очень крупным каналом лоббирования в США являются профсоюзы и их объединения. Самой крупной такой организацией считается the AFL-CIO, объединяющая 106 независимых профсоюзов, таких как Союз работников автопромышленности (United Auto Workers), Национальная Ассоциация Образования (National Education Association) и др.
2.2 Функции лоббизма
«Отрицательные» стороны лоббизма очевидны: то, что может быть
выгодно одной социальной группе, может быть не выгодно всему обществу. Совсем необязательно, что лоббист будет представлять интересы большей части общества. Следует учесть, что группы давления - это по большей части элитные группы, для которых характерны свои интересы, отличные от большинства населения. Однако большинство специалистов утверждает, что лоббизм – абсолютно легитимный и нужный институт в
гражданском обществе.
Вот основные функции лоббизма:
• посредничество между обществом и государством
Лоббисты представляют интересы общества перед органами государственной
власти. Добиваясь своих, чаще всего экономических целей, лоббисты
реализуют интересы большинства населения. Например, если лоббист
представляет интересы крупной промышленности, то добившись инвестиций, он
обеспечит работников предприятия зарплатой.
• замещение представительства
Лоббисты в некоторых случаях представляют интересы части общества,
замещая при этом официальных представителей (чиновников, депутатов
законодательных органов власти) народа.
• упорядочивание
плюрализма общественного
Многие партии имеют похожие программы, которые не совпадают в
определенных позициях (например, в современной России это Яблоко и СПС,
Единство и Отечество), лоббисты упорядочивают резкость мнений, реализуя
интересы, а не отстаивая позиции партий.
• информационная функция
Такой канал лоббирования как СМИ выполняет функцию информирования широкой публики о каких-то событиях, фактах из жизни политиков и т.д. Возможно, это не самый легитимный способ лоббирования, ведь каждый журналист может иметь собственное мнение о события, которое может не быть объективным.
• постановка актуальных вопросов
Лоббисты, добиваясь своих
целей, ставят актуальные
вопросы передобщественностью
и органами государственной власти.
Например, когда в США получили
широкое распространение
Есть интересное исследование Института социологии Российской
академии наук, в ходе которого были опрошены представители современного среднего российского бизнеса. На вопрос в чем, по мнению респондентов, заключается деятельность лоббистских организаций были получены следующие ответы:
• защита
от коррупции в
• поддержка в борьбе с бюрократизмом – 54%
• помощь в получении достоверной информации о рыночной
конъюнктуре и политических
3 Глава Этапы лоббистской деятельности.
Можно выделить несколько стадий лоббистской деятельности :
1. Сбор информации
Сбор информации – первый и важнейший этап лоббистской деятельности.
Для лоббиста необходимо владеть всей полнотой информации по вопросу,
которым он занимается. Источниками такой информации могут быть:
- официальные документы
- статистические данные
- слушания в органах законодательной власти
- неформальные встречи с представителями органов государственной
власти, ведущими политиками, экспертами и т.д.
2. Коалиционное строительство
Следующим этапом работы лоббиста является поиск союзников для
реализации своих целей. Понятно, что объединение каких-либо организаций
имеет большие шансы на достижение главной своей цели: оказания влияние на принятие политического решения. Например, по вопросам о правах женщин, разные американские женские объединения, такие как Национальная Женская Организация, Американская ассоциация студенток, Лига женщин-избирателей и другие обычно выступают вместе. Работая вместе, такие группы могут разработать более продуманную стратегию своей работы, установить ее приоритеты.
3. Процедура лоббирования. Непосредственное лоббирование (прямое)
Прямое лоббирование подразумевает личный контакт лоббиста с лицом,
принимающим решение. По опросам вашингтонских лоббистов, 98% из них работают именно таким образом, используя для достижения своих целей прямой контакт с политиками. Во время таких встреч лоббист, как правило, высказывает лицу, принимающему решение, свою точку зрение на вопрос, аргументируя ее конкретными данными. Можно выделить несколько способов прямого лоббирования:
- выступление на слушаниях по законопроектам. Этот метод дает
возможность лоббистам
открыто выразить свои
заметная для публики часть деятельности лоббистов. Лоббисты могут,
как участвовать в разработке законопроектов, так и представлять
уже готовые законопроекты комиссиям и комитетам законодательных
органов.
- личные встречи с лицами,
принимающими решение, они
формальными, так и неформальными.
- преподнесение подарков лицам, принимающим решение
- опосредованное лоббирование (непрямое)
Целью непрямого
или опосредованного
лоббирование снизу) является не прямое воздействие на лицо, принимающее решение, граничащее часто с подкупом, а влияние на общественное мнение по данному вопросу, усиление влияния на лица, принимающие решения, с помощью активизации их избирателей. К методам этой формы лоббирования относят: