Лоббизм в политической системе США

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных депутатов. Вместе с тем, ее интерес может быть узко партикулярным, так и иметь большое общественное значение.

Содержание

Введение



1 Глава. Определение лоббизма.

1.1 Эволюция лоббизма.



2 Глава. Развитие лоббизма в политической системе США.

2.1 Лоббизм в политической культуре США

2.2 Типология лоббизма.

2.3Функции лоббизма.



3 Глава. Этапы лоббистской деятельности.

3.1 Правовое регулирование лоббистской деятельности.

3.2 Законодательное регулирование лоббистской деятельности



Заключение


Список литературы

Работа содержит 1 файл

lobbizm USA.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

Лоббизм в политической системе  США

 

Реферат по курсу «Политология»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г

Содержание:

 

 

 

Введение

 

 

 

1 Глава. Определение лоббизма.

 

1.1 Эволюция лоббизма.

 

 

 

2 Глава. Развитие лоббизма  в политической системе США.

 

2.1 Лоббизм в политической  культуре США

 

2.2 Типология лоббизма.

 

2.3Функции лоббизма.

 

 

 

3 Глава. Этапы лоббистской  деятельности.

 

3.1 Правовое регулирование  лоббистской деятельности.

 

3.2 Законодательное регулирование  лоббистской деятельности

 

 

 

Заключение

 

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

В современном демократическом  государстве у граждан есть  возможность обращаться напрямую к  властным органам, де-юре. Первая  поправка  к  Конституции  США гарантирует  гражданам право обращаться к  органам государственной власти  с  петициями об  удовлетворении  жалоб.  Похожие  положения  есть  в  Конституции  РФ, конституциях европейских стран. Однако де-факто  в  современных  развитых государствах  существует  мощный  бюрократический  аппарат,   который   в действительности  не  позволяет  реализовывать   гражданам  это  право. Для упрощения  процедуры представления интересов  граждане  объединяются в  союзы,  объединения,  ассоциации  и  др.  Эти  организации  занимаются представительством интересов общества.  Процесс  представления   интересов общества называется  лоббированием.

Основой  лоббизма  в  любом  случае  является  та  или  иная социальная группа, т.н. группа  интересов.  Группами  интересов  называют добровольные объединения  людей, коллективов и  организаций  с  формальной основной структурой, в которой личные требования соединены  с материальной

и духовной общественной пользой  и  которые  выражают  себя  внутри  своей

организации или высказываются  относительно других  групп  и  политических

институтов. Группы  интересов  являются неотъемлемой  частью  демократического общества и стремятся довести  свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические  рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.

Лоббизм как бы дополняет  конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать  в принятии и реализации политических решений тем группам, которые  не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется  по территориальным округам и  партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным  интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных  депутатов. Вместе с тем, ее интерес  может быть узко партикулярным, так  и иметь большое общественное значение.

 

Таким образом, через систему  и практику лоббизма получают свое выражение и представительство  в общенациональном масштабе интересы, которые в ином случае остались бы невыраженными. В этом смысле лоббизм  соответствует духу демократической  политики. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных  специалистов, способных собрать  необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения  в пользу той группы, интересы которой  они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в  разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и  членами правительства, тем самым  оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны.

 

1 Глава. Определение лоббизма.

 

Процесс представления интересов  данных групп называется  лоббизмом.  Есть

много определений этого  термина. Вот некоторые из них:

 

Лоббизм – это особая  система  и  практика  организации  отдельных  групп

общества путем целенаправленного  влияния  на  органы  законодательной  и

исполнительной власти.

 

Лоббизм – это деятельность  юридических  и  физических  лиц  в  отношении

федеральных органов государственной  власти с целью  оказания  влияния  на

выполнение последними своих  полномочий, предусмотрены законодательством.

 

Лоббизм — это давление на  власть,  на  людей,  принимающих  решения,  со

стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.

 

Лоббизм  -  это  система  контор  и  агентств   крупных   монополий   при

законодательных органах  США,  оказывающих  в  интересах  этих  монополий

воздействие  (вплоть  до  подкупа)  на  законодателей  и  государственных

чиновников  в  пользу  того  или  иного  решения  при  принятии  законов,

размещения правительственных  заказов и  т.п.;  «лобби»  называются  также

агенты этих контор и агентств.

 

Лоббизм – многоступенчатое  явление.  Венчает  его  политик  (или  группа

политиков), предлагающий или  осуществляющий решение. Середину  составляет

отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие  чиновники

и  государственные  деятели,  профессиональные  юристы,  Специалисты   по

общественному мнению и т.д.

 

1.1 Эволюция лоббизма.

 

Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с

посторонними)   -   специфический    институт    политической    системы,

представляющий  собой  механизм  воздействия   частных   и   общественных

организаций     политических     партий,     профсоюзов,      корпораций,

предпринимательских союзов и т. п. (т.  н.  групп  давления)  на  процесс

принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм  относится  к бюджетным

ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим  постам  в  парламентских

комитетах  и  т.  п.  Лоббизм  возник  впервые  в  США,  где  лоббистская

деятельность с 1946 регулируется федеральным законом.

 

 

Лоббирование  — намеренное установление связей с любым должностным  лицом или служащим любого исполнительного  ведомства от имени другой  стороны  с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.

 

На мой взгляд,  наиболее  четким  определением  этого  явления   является

определение  данное  в   законопроекте   «О   регулировании   лоббистской

деятельности в федеральных  органах  государственной  власти».  Оно  точно

определяет объект и субъект  лоббирования,  четко обозначает то, что может

быть целью лоббирования: влияние на принятие решений.

 

Термин «лоббизм» происходит  от  английского  слова  “lobby”  –  коридор,

крытая площадка для прогулок, кулуары. В 16 веке так называли  место  для

прогулок в  монастыре.  Столетие  спустя  этим  словом  стали  обозначать

помещение для прогулок в  английском парламенте. Свой политический оттенок это слово приобрело  на 2 века позже причем  в Америке. Лоббизм  называют национальным спортом  американцев, в этой стране  самый  развитый  в  мире институт лоббизма, поэтому  кажется целесообразным  рассмотреть  эволюцию лоббизма именно в этом государстве. Лоббизм является частью  политической жизни США  со времени  образования  государства.   Термин  «лоббизм»  стал употребляться  в конце 1820-ых  годов  для  определения  групп  интересов, которые пытались влиять на решения законодательной  власти. Уже к  1830-ым годам лоббизм  стал  неоспоримым фактом политической жизни США.

 

  Особенно четко лоббизм,  как вид политической деятельности, обозначился  в  1860-ые годы, во время президентства Улиса  Симпсона Гранта, который по вечерам   в холле одного из отелей  собирался со своей командой, где  его  министры  и сенаторы   встречались  с  разными   людьми,  выслушивали  их  просьбы   и пожелания, давали обещания  их выполнить. К  1930-ым  годам,  как  отмечал политолог   П.  Херинг,  более  500 человек   были   задействованы   в

лоббистской деятельности.   Большинство  из  них  представляли   интересы

крупного   бизнеса.   В   1960-1970   годы   была   проведена     реформа

государственных органов  США, в частности Конгресса. Конгресс  стал  более

открытым для общественности, дал больше прав рядовым членам Парламента. В Конгрессе образовалось больше комитетов, которые контролировались большим количеством групп интересов. Эти изменения позволили   группам  интересов эффективнее влиять на политическую жизнь США.  Они  были вызваны  многими причинами  и не в последнюю  очередь,  активной  деятельностью  лоббистов. Существенным толчком к образованию  сильных лоббистских организаций  стала Вьетнамская война. Вопрос  о  войне  расколол  членов  Конгресса  на  две противоборствующие группировки: на тех, которые выступали  за войну  и  на тех, кто выступал против войны. Противостояние в  Конгрессе  между  этими группировками началось с мобилизации антивоенных сил. Антивоенная  борьба лобби позволила  создать основу для дальнейшего  вмешательства  во  внешнюю политику США лоббистов. Также эта  борьба  повлияла  на  всех  участников этого процесса, в  частности  была  произведена  реформа  законодательной  власти, описанная выше.  Все  эти  изменения  привели  к  росту  числа  и степени влияния групп  интересов на органы государственной  власти.

В 1979 году была создана Американская Лига  лоббистов.  Важнейшей  ее

задачей является утверждение  профессии  лоббиста,  как  самостоятельной,

обладающей собственным  содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать  ее  роль  и  значение  в процессе  выработки  и принятия решений органами  государственной  власти.

Факт создания профессионального  союза лоббистов –  показатель  того,  что лоббизм  к этому  времени оформился, как политический институт.

 

Термин «лоббизм», часто  используется весьма вольно, и порой  неадекватно для обозначения  всех видов политического влияния. Поскольку широко распространена точка  зрения, что лоббисты часто используют неподходящие, предосудительные методы для достижения своих целей, понятие  «лоббизм» содержит в себе для  многих негативный смысловой оттенок. Несмотря на явную неточность современного использования термина, можно очертить некоторые строгие границы этого  понятия.

 

   1. Лоббирование связано  лишь с принятием государственных  решений. Решения, принимаемые  частными лицами, организациями  или корпорациями, могут также  быть подвержены влиянию интересов  определенных заинтересованных  групп, однако такое влияние  не принято называть лоббизмом.

 

   2. Все виды лоббизма  мотивированы желанием оказать  влияние. Многие действия или  события могут воздействовать  на процесс принятия правительственных  решений, но если они не вызваны  желанием оказать влияние, то  это не лоббизм.

 

   3. Лоббирование подразумевает  наличие посредника или представителя  как связующего звена между  группой граждан и государственными  официальными лицами. Гражданин,  который по своей собственной  воле и пользуясь доступными  ему средствами, стремиться повлиять  на правительственного чиновника,  не может считаться лоббистом.

 

   4. Всякое лоббирование  неизменно связано с установлением  контактов для передачи сообщений,  поскольку это единственный путь, по которому можно осуществлять  влияние.

 

Таким образом, в широком  смысле, лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени) адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.

 

Хотя большинство лоббистов  представляют группы, обладающие особыми  интересами, лоббизм не может быть отождествлен с деятельностью и  поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные  лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых, группы, преследующие общие интересы, могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию; некоторые группы, на самом деле, могут и вовсе не участвовать в лоббизме. В-третьих, группы или индивидуумы могут найти способ прямого представительства, без посредников-ходатаев лоббистов.

 

2 Глава. Развитие лоббизма  в политической системе США.

 

Для  развития лоббизма в  США  есть  несколько  предпосылок  в  самой

политической системе  США:

 

Члены  Конгресса  независимы  от   президента  в  силу  того,  что  между

Конгрессом и правительством США  не существует таких узаконенных  связей,

которые могли бы заставить  конгрессмена  изменить свою позицию, если  она не соответствует позиции  президента (например, в России таким  типом связи можно считать  право  президента  РФ  в  определенных  случаях  распускать Государственную  Думу, президент США таким правом не обладает).

 

Американская  двухпартийная  система,  сложившаяся  помимо  воли  «отцов-основателей» государства, не предполагает жесткой  партийной  дисциплины.

По   существу   голосование   в   Конгрессе   определяет   не   партийная

принадлежность, а  интересы  конкретного  конгрессмена.  Члены  Конгресса

представляют прежде всего  свой  штат  или  округ,  интересы  которого  в

условиях современной  рыночной  экономики  составляют  интересы  множества

крупных и мелких групп, которые  могут совпадать или не совпадать.

 

 

 Стоит отметить, что  в США не существует государственного  финансирования выборов, то есть  конгрессмену, предполагающему остаться  в  Капитолии  еще на один  срок, приходится думать об источниках  финансирования предвыборной кампании, которыми могут стать  те  группы,  интересы которых   конгрессмен продвигает во время  своей деятельности  в  Вашингтоне.  Ныне  действующий закон   о   федеральных  избирательных   кампаниях  разрешает  корпорациям,  профсоюзам и другим организациям  создавать специальные независимые   фонды для сбора добровольных  взносов с целью их  дальнейшего   использования  на финансирование  кампаний.  Эти  фонды,  получившие   название   «комитеты политического  действия» (КПД), оказывают большое  влияние на  деятельность Конгресса.  В общей сумме

финансовых средств, поступающих  в  предвыборные фонды, доля КПД колеблется в пределах 30%.

 

 

2.1 Лоббизм в политической  культуре США.

 

Лоббизм в США - укорененный  и развитый социальный институт, который  как явление, наряду с субъектами - Группами Давления (ГД) и Заинтересованными  Группами (ЗГ) составляет ареал особых отношений государство-группа.

Лоббизм в США - укорененный  и развитый социальный институт, который  как явление, наряду с субъектами - Группами Давления (ГД) и Заинтересованными  Группами (ЗГ) составляет ареал особых отношений государство-группа.

Информация о работе Лоббизм в политической системе США