Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 14:50, реферат
Лоббизм как бы дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя участвовать в принятии и реализации политических решений тем группам, которые не имеют другой такой возможности. Поскольку парламент формируется по территориальным округам и партийным спискам, огромное количество самых разнообразных общественных групп, каждая со своим особенным интересом, не может его, свой интерес, артикулировать, выставляя собственных депутатов. Вместе с тем, ее интерес может быть узко партикулярным, так и иметь большое общественное значение.
Введение
1 Глава. Определение лоббизма.
1.1 Эволюция лоббизма.
2 Глава. Развитие лоббизма в политической системе США.
2.1 Лоббизм в политической культуре США
2.2 Типология лоббизма.
2.3Функции лоббизма.
3 Глава. Этапы лоббистской деятельности.
3.1 Правовое регулирование лоббистской деятельности.
3.2 Законодательное регулирование лоббистской деятельности
Заключение
Список литературы
Лоббизм в политической системе США
Реферат по курсу «Политология»
2010г
Содержание:
Введение
1 Глава. Определение лоббизма.
1.1 Эволюция лоббизма.
2 Глава. Развитие лоббизма в политической системе США.
2.1 Лоббизм в политической культуре США
2.2 Типология лоббизма.
2.3Функции лоббизма.
3 Глава. Этапы лоббистской деятельности.
3.1 Правовое регулирование лоббистской деятельности.
3.2 Законодательное регулирование лоббистской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
В современном демократическом
государстве у граждан есть
возможность обращаться напрямую к
властным органам, де-юре. Первая поправка
к Конституции США гарантирует
гражданам право обращаться к
органам государственной
Основой лоббизма в любом случае является та или иная социальная группа, т.н. группа интересов. Группами интересов называют добровольные объединения людей, коллективов и организаций с формальной основной структурой, в которой личные требования соединены с материальной
и духовной общественной пользой и которые выражают себя внутри своей
организации или высказываются относительно других групп и политических
институтов. Группы интересов являются неотъемлемой частью демократического общества и стремятся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно- в коридорах власти. Наиболее распространённой формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование.
Лоббизм как бы дополняет
конституционную систему
Таким образом, через систему
и практику лоббизма получают свое
выражение и представительство
в общенациональном масштабе интересы,
которые в ином случае остались бы
невыраженными. В этом смысле лоббизм
соответствует духу демократической
политики. В развитых странах Запада
лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных
специалистов, способных собрать
необходимую информацию и склонить
органы власти к принятию решения
в пользу той группы, интересы которой
они представляют. Часто лоббисты
выполняют роль посредников в
разного рода сделках между группами
интересов и политическими
1 Глава. Определение лоббизма.
Процесс представления интересов данных групп называется лоббизмом. Есть
много определений этого термина. Вот некоторые из них:
Лоббизм – это особая система и практика организации отдельных групп
общества путем
исполнительной власти.
Лоббизм – это деятельность юридических и физических лиц в отношении
федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на
выполнение последними своих
полномочий, предусмотрены
Лоббизм — это давление на власть, на людей, принимающих решения, со
стороны разного рода группировок, или так называемых групп давления.
Лоббизм - это система контор и агентств крупных монополий при
законодательных органах США, оказывающих в интересах этих монополий
воздействие (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных
чиновников в пользу того или иного решения при принятии законов,
размещения правительственных заказов и т.п.; «лобби» называются также
агенты этих контор и агентств.
Лоббизм – многоступенчатое явление. Венчает его политик (или группа
политиков), предлагающий или осуществляющий решение. Середину составляет
отряд экспертов, консультантов, исполнителей; часто это бывшие чиновники
и государственные деятели, профессиональные юристы, Специалисты по
общественному мнению и т.д.
1.1 Эволюция лоббизма.
Лоббизм (от англ. lobby кулуары, где депутаты парламента могли общаться с
посторонними) - специфический институт политической системы,
представляющий собой механизм воздействия частных и общественных
организаций политических партий, профсоюзов, корпораций,
предпринимательских союзов и т. п. (т. н. групп давления) на процесс
принятия решений парламентом. Прежде всего лоббизм относится к бюджетным
ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских
комитетах и т. п. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская
деятельность с 1946 регулируется федеральным законом.
Лоббирование — намеренное установление связей с любым должностным лицом или служащим любого исполнительного ведомства от имени другой стороны с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений.
На мой взгляд, наиболее четким определением этого явления является
определение данное в законопроекте «О регулировании лоббистской
деятельности в федеральных органах государственной власти». Оно точно
определяет объект и субъект лоббирования, четко обозначает то, что может
быть целью лоббирования: влияние на принятие решений.
Термин «лоббизм» происходит от английского слова “lobby” – коридор,
крытая площадка для прогулок, кулуары. В 16 веке так называли место для
прогулок в монастыре. Столетие спустя этим словом стали обозначать
помещение для прогулок в английском парламенте. Свой политический оттенок это слово приобрело на 2 века позже причем в Америке. Лоббизм называют национальным спортом американцев, в этой стране самый развитый в мире институт лоббизма, поэтому кажется целесообразным рассмотреть эволюцию лоббизма именно в этом государстве. Лоббизм является частью политической жизни США со времени образования государства. Термин «лоббизм» стал употребляться в конце 1820-ых годов для определения групп интересов, которые пытались влиять на решения законодательной власти. Уже к 1830-ым годам лоббизм стал неоспоримым фактом политической жизни США.
Особенно четко лоббизм,
как вид политической
лоббистской деятельности. Большинство из них представляли интересы
крупного бизнеса. В 1960-1970 годы была проведена реформа
государственных органов США, в частности Конгресса. Конгресс стал более
открытым для общественности,
дал больше прав рядовым членам Парламента.
В Конгрессе образовалось больше
комитетов, которые контролировались
большим количеством групп
В 1979 году была создана Американская Лига лоббистов. Важнейшей ее
задачей является утверждение профессии лоббиста, как самостоятельной,
обладающей собственным содержанием, сделать ее общепризнанной, поднять ее престиж в общественном мнении, пропагандировать ее роль и значение в процессе выработки и принятия решений органами государственной власти.
Факт создания профессионального союза лоббистов – показатель того, что лоббизм к этому времени оформился, как политический институт.
Термин «лоббизм», часто
используется весьма вольно, и порой
неадекватно для обозначения
всех видов политического влияния.
Поскольку широко распространена точка
зрения, что лоббисты часто используют
неподходящие, предосудительные методы
для достижения своих целей, понятие
«лоббизм» содержит в себе для
многих негативный смысловой оттенок.
Несмотря на явную неточность современного
использования термина, можно очертить
некоторые строгие границы
1. Лоббирование связано
лишь с принятием
2. Все виды лоббизма
мотивированы желанием оказать
влияние. Многие действия или
события могут воздействовать
на процесс принятия
3. Лоббирование подразумевает
наличие посредника или
4. Всякое лоббирование
неизменно связано с
Таким образом, в широком смысле, лоббизм - это установление контактов и передача сообщений (лицами, не являющимися гражданами, действующими от своего собственного имени) адресованных представителям власти с намерением воздействовать на их решения.
Хотя большинство лоббистов представляют группы, обладающие особыми интересами, лоббизм не может быть отождествлен с деятельностью и поведением таких групп вообще. Во-первых, не только группы, но и отдельные лица могут осуществлять лоббирование. Во-вторых, группы, преследующие общие интересы, могут быть вовлечены во многие другие формы деятельности в дополнение к лоббированию; некоторые группы, на самом деле, могут и вовсе не участвовать в лоббизме. В-третьих, группы или индивидуумы могут найти способ прямого представительства, без посредников-ходатаев лоббистов.
2 Глава. Развитие лоббизма в политической системе США.
Для развития лоббизма в США есть несколько предпосылок в самой
политической системе США:
Члены Конгресса независимы от президента в силу того, что между
Конгрессом и правительством США не существует таких узаконенных связей,
которые могли бы заставить конгрессмена изменить свою позицию, если она не соответствует позиции президента (например, в России таким типом связи можно считать право президента РФ в определенных случаях распускать Государственную Думу, президент США таким правом не обладает).
Американская двухпартийная система, сложившаяся помимо воли «отцов-основателей» государства, не предполагает жесткой партийной дисциплины.
По существу голосование в Конгрессе определяет не партийная
принадлежность, а интересы конкретного конгрессмена. Члены Конгресса
представляют прежде всего свой штат или округ, интересы которого в
условиях современной рыночной экономики составляют интересы множества
крупных и мелких групп, которые могут совпадать или не совпадать.
Стоит отметить, что
в США не существует
финансовых средств, поступающих в предвыборные фонды, доля КПД колеблется в пределах 30%.
2.1 Лоббизм в политической культуре США.
Лоббизм в США - укорененный и развитый социальный институт, который как явление, наряду с субъектами - Группами Давления (ГД) и Заинтересованными Группами (ЗГ) составляет ареал особых отношений государство-группа.
Лоббизм в США - укорененный и развитый социальный институт, который как явление, наряду с субъектами - Группами Давления (ГД) и Заинтересованными Группами (ЗГ) составляет ареал особых отношений государство-группа.