Лекции по политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:07, курс лекций

Описание работы

15 лекций по политологии, для студентов ВУЗов.

Работа содержит 1 файл

полит лек.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

   

3. Место политологии в системе социально-гуманитарного знания

Политология всегда развивается в тесном взаимодействии с другими гуманитарными науками. Их всех объединяет общий объект исследования - жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. У них много общих категорий, но, конечно, предмет изучения существенно различен.

В отличие от других наук политология имеет цель проникнуть в сущность такого сложного феномена, как политика, выявить связь элементов, определенные основания, закономерности, действующие в разных общественно политических системах, а также наметить реальные результаты.

В наш век комплексного взаимодействия наук невозможно изучать сложные политические процессы без учета взаимодействия общественных (гуманитарных) наук. В связи с этим существует давняя связь политологии с:

 Экономикой

 Исторической наукой

 Юридической наукой

 Социальной психологией

 Философией

 Политической социологией

Подробнее рассмотрим эту взаимосвязь, т.к. она дает нам объективное представление о месте политологии в системе гуманитарных знаний.

Так, политология тесно связана с экономикой. Без знания последней сегодня невозможно понять суть политических отношений в обществе. Экономика дает соответствующее обоснование реализации экономических интересов со стороны различных социальных групп; распределение власти в обществе зависит от способа производства и отношений собственности, господствующих в обществе. В то же время политика может оказывать воздействие на развитие экономики, содействовать ей или наоборот тормозить.

Политология связана с исторической наукой, которая дает ключ к пониманию изменений политических институтов и норм в процессе эволюции общества. Политология однако не смотрит на историю как на спектакль, а воспринимает ее как действие («творить историю»). В этой связи очень важна аналитическая работа.

Политология взаимодействует с юридической наукой, так как правовые и политические отношения тесно переплетены друг с другом. Политическая власть не может функционировать без правового оформления. В некоторых аспектах предмет политологии и юридической науки совпадает, только рассматривается под различным углом зрения.

Политология самым непосредственным образом связана с социальной психологией. И это естественно, т.к. вопросы изучаемые социальной психологией занимают большое место в изучении  политических явлений, ибо связаны с исследованиями конкретных действий участников политического процесса, изучением мотивации политического поведения и настроения.

Своеобразно отношение политологии с философией, которая изучает ценностные аспекты властных отношений и дает мировоззренческое обоснование направленности политических явлений и процессов. Закладывает категориальный аппарат.

Политология тесно связана и с политической социологией, изучающей систему взаимодействия политики с социальной средой, и уделяющей большое внимание изучению социальной структуры общества.

Помимо вышеуказанных связей, многие положения и выводы политологии как таковой составляют теоретическую базу для развития многих прикладных политических дисциплин: теории государственного управления, партийного строительства, стратегии и тактики партий и т.д.

Политология сегодня активно использует и данные естественных наук: географии (при изучении влияния природных факторов на политику), демографии, антропологии, кибернетики. С их помощью она моделирует политические системы, выявляет наиболее целесообразные варианты государственного устройства, соотношения центральной и местной власти и т.п.

Таким образом в системе гуманитарных знаний политология представлена как интегративная комплексная наука о политике во всех ее проявлениях. Она объединяет и синтезирует выводы других наук, и на базе их  выстраивает исследования и обеспечивает объективные знания о политических системах.

В заключении данной темы можно задать вопрос: а зачем студенту любой "неполитической" специальности нужны знания о политике?

Дело в том, что любой вуз, независимо от специализации, готовит пополнение в ряды интеллигенции, особого социального слоя, которому присущи определённые черты. В "Британской энциклопедии" слово "интеллигенция" трактуется как "группа интеллектуалов, находящаяся в оппозиции к существующей власти". Оригинальное определение, но справедливое по существу! Ведь прогресс общества зависит от его способности вырабатывать альтернативные идеи, отстаивать их право на существование, лучшие из них воплощать в жизнь.

Гражданственность, т.е. сознательное и активное выполнение гражданских прав и обязанностей – исконное качество интеллигента. Право на оппозицию имеет каждая личность. Но оппозиция должна быть в соответствии с законом, проявляться с высокой политической культурой. А для этого необходим минимум знаний, умений, что и даёт политология.

Особое значение политология имеет для конкретного человека в обществе, которое только создаёт демократические основы жизни. Политология обогащает личность политическим опытом, формирует сознательного и самостоятельного субъекта исторического процесса.

 

Вопросы для самоконтроля

1.      Дайте развернутое определение понятия «политология».

2.      Что представляют собой объект и предмет политологии? Какая разница между ними?

3.      Каково место политологии в системе гуманитарного знания?

4.      В чем разница между понятиями «политика» и «политология»?

5.      Какие особенности политической системы общества обусловливают верховенство политологии в комплексе других общественных наук?

6.      В чем заключаются задачи политологии как науки?

7.      Охарактеризуйте структуру и логику курса политологии.

8.      Какие категории характеризуют политологию как науку?

9.      В чем заключаются функции, выполняемые политологией?

 

 

Список рекомендуемой литературы:

 

1.       Зеленов Л.А. Основы политологии: Учеб.пособие/-М.: ВЛАДОС, 2000

2.       Политология: Учебник. - СПб.: Ун-т МВД России, 1999

3.       Политология: Словарь-справочник. - Алматы: КазГУ, 1993

4.       Основы политологии: Учебно-мет.пособие:Крат.учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2000

5.       Мир политической науки : учебник. В 2-х кн./ Отв. ред. А.Ю. Мельвиль;   Моск.   ин-т  междунар.   отношений  (МГИМО   -Университет)    МИД    России.    -    М.:    Просвещение.-2004 Ч. 1 :Категории.

 

Лекция № 2.

Основные этапы становления и развития политической науки. История политической мысли Казахстана

 

Содержание темы:

Политическая мысль Древнего Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм, легизм). Каутилья как предтеча макиавеллизма. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон).   Политическая  мысль  средневекового  Востока  (Аль-Фараби, Ганджеви, Низами, Алишер Навои). Европейское средневековье в истории политической мысли  (Марк Аврелий, Фома Аквинский, Мартин Лютер. Светская политическая мысль эпохи Возрождения (Н.Макиавелли, Томас Мор, Жан Боден).

Политические идеи европейского Просвещения (Томас Гоббс, Локк, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо). Политические взгляды Т.Джефферсона и А.Гамильтона. Социально-политические идеи и течения ХІХ-ХХ веков: либерализм, консерватизм, марксизм.

Зарубежная   политическая   мысль  XX   века   (В.Парето. Р.Михельс, М.Вебер, Т.Парсонс, Д.Истон, Т.Алмонд, М.Дюверже и др.)

Становление и развитие политической мысли Казахстана. Воззрения Юсуфа Баласагуни, Коркыт-Ата, Ходжи Ахмеда Яссауи. Фольклор - источник политической мысли казахкого народа. Законы Тауке хана. «Жеті жаргы» - важнейший политико-правовой документ.

Политические взгляды казахских просветителей XIX в. (Ч.Валиханова, Ы.Алтынсарина, А.Кунанбаева).

Политическая мысль Казахстана начала XX века. Политические идеи А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова, М. Чокая, М.Тынышпаева, Х.Досмухамедова, Т.Рыскулова, С.Садвакасова, С.Кожанова, М.Жумабаева, С.Торайгырова, Ж.Аймауытова, С.Сейфуллина, Б.Майлина, И.Жансугурова и др.

Особенности и основные направления политической мысли в Казахстане в современных условиях.

 

План лекции:

 

        Политические учения Древнего Востока

        Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

        Европейское средневековье в истории политической мысли 

        Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

        Политические учения Нового времени.

        Зарубежная   политическая   мысль  XX   века  

 

Введение

 

    История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.

    Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.

    Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.

    Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:   

 

              1 этап. Политические учения Древнего Востока.

     2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.

     3 этап. Политические учения Средневековья.

     4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.

     5 этап. Политические учения Нового времени.

     6 этап. Современные политические учения.

    Рассмотрим эти этапы.

    1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти.

    Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями.

    У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.

   Конфуций. Позже политическая мысль, порвав с мифологией, приняла более рациональную форму. При рассмотрении проблем власти и социального порядка стал доминировать философско-этический подход, объясняющий эти явления через призму достижения общего блага и справедливости. Подобная тенденция прослеживается в учениях Конфуция, греческих философов и политико-правовой мысли Рима. В центре внимания древних мыслителей - такие вопросы, как принципы организации государства, проблема законов и справедливости, обоснование идеальной формы правления.

Китайский философ Конфуций - один из самых известных представителей политической мысли Древнего Востока. Он отказался от идеи божественного происхождения государства и развил концепцию патриархального аристократического государства. Согласно его учению, государство возникает из объединения семей и уподобляется семье, где император - отец, заботящийся о своих подданных - детях. Конечная цель государственной власти - достижение общего блага. Хотя Конфуций отрицательно относился к крайностям имущественной дифференциации (к делению общества на богатых и бедных), он оправдывает моральную иерархию: деление людей на "благородных мужей" и "темных людей" - простолюдинов. Первых от простолюдинов отличают такие качества, как знания, справедливость, чувство долга, уважение к старшим, следование моральным нормам. Политический идеал древнекитайского мыслителя - власть, осуществляемая аристократами, добродетели, строгое соблюдение каждым человеком своих обязанностей и следование сложившимся ритуалам. Конфуция отличало недоверие к законам, он считал, что общественный порядок должен поддерживаться ритуалами и моралью.

 В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.

   Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). Данное положение является исходным для политической мысли Древней Индии. Как же заставить людей праведно исполнять свои обязанности? На этот вопрос пытался ответить один из наиболее известных авторов «Артхашастры» (трактатов о природе и организации праведного исполнения людьми своего долга) -  Каутилья (4 в. до н.э.).

Информация о работе Лекции по политологии